Решение по делу № 21-227/2020 от 04.03.2020

Судья Дядя Т.В.                                                                      Дело № 21-227/2020

(номер дела в суде первой

инстанции 12-47/2020)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь                                                                     01 июня 2020 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» А.И. на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Е.А. от 25 декабря 2019 года и на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» А.И.,

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Е.А. от 25.12.2019 директор ООО «Стандарт-строй» А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На данное постановление должностного лица защитник А.И. - Е.Ю. подала жалобу в Нахимовский районный суд г. Севастополя.

Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 07.02.2020 оспариваемое постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника А.И. - Е.Ю. без удовлетворения.

Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, А.И. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование незаконности принятых актов заявитель ссылается на то, что он не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении, доказательства таким обстоятельствам в материалах дела не содержатся, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие А.И., на что защитник последнего указывала в ходе рассмотрения жалобы. Кроме того, заявитель ссылается на то, что материалами дела не подтвержден факт разъяснения его прав и обязанностей, установленных нормами КоАП РФ, при вынесении обжалуемого решения судом не исследован вопрос виновности А.И. в совершении вмененного административного правонарушения исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, а именно того, что заявитель не является субъектом инкриминируемого деяния.

Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

А.И. и его защитник Е.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд второй инстанции не направили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Представитель административного органа Ж.И. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала по мотивам, приведенным в возражениях на нее, настаивала на законности и обоснованности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.

Выслушав пояснения явившегося лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, не нахожу оснований для отмены либо изменения состоявшихся актов по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества регулируются, в том числе Федеральным законом Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).

Подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.

При этом юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей статьи.

Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт «б» пункт 6 часть 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ).

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения директора ООО «Стандарт-строй» А.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и вынесения постановления о назначении административного наказания от 25.12.2019 послужило то, что Григоров А.И. в нарушение ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ осуществил от имени ООО «Стандарт-строй» валютную операцию с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, расчеты по которой произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, а именно: 25.05.2018 произвел выплату заработной платы (за май 2018 года) в наличной форме работнику-нерезиденту, иностранному гражданину, не имеющего вид на жительство в Российской Федерации – Н.В., минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках.

Фактические обстоятельства совершенного директором ООО «Стандарт-строй» А.И. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии директора ООО «Стандарт-строй» А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона № 173-ФЗ, должностное лицо налоговой инспекции и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Действия А.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что он не является субъектом описанного выше административного правонарушения, подлежит отклонению.

Согласно ст. 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.12.2019 директором ООО «Стандарт-строй» является А.И.

В силу положений постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

Из материалов дела следует, что платежная ведомость от 25.05.2018 подписана от имени руководителя ООО «Стандарт-Строй» А.И.

Таким образом, А.И., который как директор ООО «Стандарт-Строй» осуществляет общее руководство текущей деятельностью юридического лица, в том числе валютными операциями от имени юридического лица, несет персональную ответственность за деятельность Общества и является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ссылки в жалобе заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения его к административной ответственности, об отсутствии в материалах дела доказательств надлежащего уведомления А.И. о рассмотрении дела об административном правонарушении, несостоятельны и не влекут отмену обжалуемых актов.

Материалами дела подтверждено, что уведомлением от 25.11.2019 А.И. извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое с сопроводительным письмом от 25.11.2019 было нарочно вручено А.И. под роспись 17.12.2019 (л.д.66).

Из протокола об административном правонарушении от 18.12.2019 следует, что он составлен должностным лицом налоговой инспекции с участием А.И., последнему в соответствии ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ были разъяснены его права и обязанности, установленные норами КоАП РФ, что подтверждается подписью А.И. в указанном процессуальном документе (л.д.74). Каких-либо замечаний протокол об административном правонарушении не содержит.

О рассмотрении дела об административном правонарушении А.И. был извещен соответствующим определением от 18.12.2019 , полученным заявителем на руки 18.12.2019 (л.д.76). В указанном определении А.И. разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, в резолютивной части данного определения указано о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 25.12.2019 на 10 часов 00 минут.

Факт не указания в данном определении от 18.12.2019 места рассмотрения дела об административном правонарушении, не свидетельствует о не извещении А.И. о таком процессуальном действии, поскольку в данном уведомлении было указано на то, что рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю, адрес которой содержался в вышеуказанном уведомлении. Данный адрес совпадает с адресом, по которому составлялся протокол об административном правонарушении, о котором заявитель был уведомлен.

Из содержания постановления о назначении административного наказания от 25.12.2019 следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено с участием А.И., о чем свидетельствует его личная подпись в постановлении, копия последнего вручена заявителю в тот же день (л.д.85).

При таких обстоятельствах суд второй инстанции не усматривает со стороны административного органа нарушений порядка привлечения А.И. к административной ответственности. Все права, предоставленные нормами КоАП РФ, в том числе, право на обжалование состоявшегося постановления, заявителем и его защитником реализованы, нарушений таких прав не установлено.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях А.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, направлены на переоценку исследованных судьей районного суда доказательств.

Постановление о привлечении А.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено А.И. в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Правовые основания для применения в данном случае положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Е.А. от 25 декабря 2019 года и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 марта 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Стандарт-строй» А.И., оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья                                                                                              Т.А. Артамонова

21-227/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Григоров Андрей Иванович
Другие
Чунжина Евгения Юрьевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Статьи

15.25

Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.03.2020Материалы переданы в производство судье
13.04.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
01.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее