Дело № 2-53/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2018 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В.,
при секретаре Быковской С.С.,
с участием представителя истца по доверенности Улыбиной Е.В., представителя ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Орловской области по доверенности Титовой И.Н., представителя ответчика администрации г. Орла по доверенности Супонева А.А., представителя ответчика управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла по доверенности Филатова А.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Милешкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Орловской области к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации г. Орла, управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Орловской области обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Орел» в лице администрации г. Орла и муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки в г. Орле были установлены нарушения требований санитарного законодательства в части организации сбора твердых коммунальных отходов: на пересечении улиц Элеваторной и 1-ая Курской (отсутствует ограждение контейнерной площадки, один из контейнеров установлен на грунт), по ул. 1-ой Курской д. 132 и 1-ой Курской д. 138 (ограждение контейнерных площадок с одной стороны отсутствует), расчетный объем мусоросборников не соответствует количеству обслуживаемых человек (фактическое количество установленных контейнеров 7 единиц при норме 14 контейнеров). На основании изложенного истец просил суд обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства: установить ограждение контейнерной площадки на пересечении улиц Элеваторной и 1-ой Курской г. Орла, оборудовать эту площадку водонепроницаемым покрытием; установить ограждение контейнерных площадок по улице 1-ой Курской у домов № 132 и № 138; установить дополнительные контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, исходя из численности обслуживаемого населения, проживающего по улицам Элеваторной и 1-ой Курской г. Орла.
В ходе судебного разбирательства по делу истец неоднократно уточнял заявленные исковые требования и изменял круг ответчиков. В окончательной редакции просит суд:
- обязать Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в пределах своей компетенции выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда: организовать установление ограждения контейнерной площадки на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла и оборудование площадки водонепроницаемым покрытием (во исполнение требований пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88); организовать установление ограждения контейнерных площадок по ул. 1-й Курской (д. 132) и 1-й Курской (д. 138) г. Орла (во исполнение требований пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88); организовать установление дополнительных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по следующим контейнерным площадкам: по ул. 1-й Курской (д. 158) г. Орла в количестве 1 контейнера, по ул. 1-й Курской (д. 153а) г. Орла в количестве 1 контейнера, по ул. 1-й Курской (д. 132) г. Орла в количестве 4 контейнеров, на пересечении ул. Элеваторной (д. 19) и ул. 1-й Курской (д. 115) г. Орла в количестве 1 контейнера (во исполнение требований пункта 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88);
- обязать администрацию г. Орла и управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в пределах своей компетенции выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда: принять участие в установлении ограждения контейнерной площадки на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла и оборудовании площадки водонепроницаемым покрытием (во исполнение требований пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88); принять участие в установлении ограждения контейнерных площадок по ул. 1-й Курской (д. 132) и 1-й Курской (д. 138) г. Орла (во исполнение требований пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88); принять участие в установлении дополнительных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по следующим контейнерным площадкам: по ул. 1-й Курской (д. 158) г. Орла в количестве 1 контейнера, по ул. 1-й Курской (д. 153а) г. Орла в количестве 1 контейнера, по ул. 1-й Курской (д. 132) г. Орла в количестве 4 контейнеров, на пересечении ул. Элеваторной (д. 19) и ул. 1-й Курской (д. 115) г. Орла в количестве 1 контейнера (во исполнение требований пункта 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88).
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены кроме администрации г. Орла строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и управление городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» (далее – МКУ «УКХ г. Орла») и муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» (далее – МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла»).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Улыбина Е.В. поддержала заявленные уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к исковому заявлению.
Представитель ответчика Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Орловской области по доверенности Титова И.Н. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая, что Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Орловской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Супонев А.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. В обоснование своих возражений указал, что заявленные истцом требования должны быть разрешены в ином судебном порядке – в порядке административного судопроизводства, поскольку истец при подаче иска реализует властные полномочия. Кроме этого указал, что истец как орган государственной власти не наделен правом на подачу заявленных исковых требований, поскольку иск предъявлен в интересах определенного круга лиц, которые не уполномочивали истца на обращение в их интересах в суд. Указал, что администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, поскольку часть из указанных в иске контейнерных площадок муниципальной собственностью не является, а остальная часть контейнерных площадок передана в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла». Кроме этого пояснил, что организация деятельности по сбору твердых коммунальных отходов действующим законодательством отнесена к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также обратил внимание на то, что истцом неверно рассчитана потребность жителей в количестве контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Представитель ответчика управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла по доверенности Филатов А.Н. и представитель третьего лица МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Милешкин А.С. поддержали позицию представителя администрации г. Орла.
Третье лицо МКУ «УКХ г. Орла», надлежащим образом извещенное о дате и месте судебного заседания по делу, в суд своих представителей не направило, о причинах неявки суду не сообщило.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 22 указанного федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Правила организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определены в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88).
В частности, согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В пункте 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 дополнительно указано, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В пункте 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Кроме этого согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.06.2010 г. № 64) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения обращения ФИО13 по вопросу ненадлежащей организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов по ул. Чернышевского (д. 43), а также по ул. 1-я Курская вдоль проезжей части Железнодорожного района г. Орла Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой Управлению Роспотребнадзора по Орловской области поручено обеспечить обследование территории индивидуальной жилой застройки в районе ул. Чернышевского у дома № 43 и ул. 1-й Курской г. Орла.
В ходе проведенного обследования Управлением Роспотребнадзора по Орловской области установлен ряд нарушений требований санитарного законодательства, а именно, часть контейнерных площадок, предусмотренных Реестром мест сбора твердых бытовых отходов на территории г. Орла (утв. Постановлением администрации г. Орла от 25.07.2014 г.), не соответствует предъявляемым к ним обязательным требованиям:
- на контейнерной площадке на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла отсутствуют ограждение и водонепроницаемое покрытие;
- на контейнерных площадках ул. 1-й Курской (д. 132) и 1-й Курской (д. 138) г. Орла отсутствуют ограждения;
- на контейнерных площадках по ул. 1-й Курской (д. 158) г. Орла, по ул. 1-й Курской (д. 153а) г. Орла, по ул. 1-й Курской (д. 132) г. Орла, на пересечении ул. Элеваторной (д. 19) и ул. 1-й Курской (д. 115) отсутствует необходимое количество контейнеров.
Наличие указанных нарушений зафиксировано актом обследования от ДД.ММ.ГГ и представленными истцом фотографиями контейнерных площадок. Представители ответчиков в судебном заседании факт выявленных нарушений в части ненадлежащего оборудования контейнерных площадок ограждениями и водонепроницаемым покрытием не оспаривали.
В связи с этим суд считает необходимым удовлетворить указанные исковые требования и возложить на надлежащих ответчиков обязанность установить ограждения контейнерных площадок на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла, у дома № 132 по ул. 1-й Курской г. Орла и у дома № 138 по ул. 1-й Курской г. Орла, а также оборудовать контейнерную площадку на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла водонепроницаемым покрытием.
Спор между сторонами возник в отношении размещения дополнительного количества контейнеров на площадках по ул. 1-й Курской (д. 158) г. Орла, по ул. 1-й Курской (д. 153а) г. Орла, по ул. 1-й Курской (д. 132) г. Орла, на пересечении ул. Элеваторной (д. 19) и ул. 1-й Курской (д. 115).
При разрешении этого спора суд учитывает, что согласно пункту 12.6 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утвержденных Решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***, количество мусорных контейнеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, исчисляется из нормы накопления отходов, численности населения, пользующегося ими, сроков хранения твердых коммунальных отходов. Расчет потребности в контейнерах для сбора твердых коммунальных отходов осуществляется по формулам, приведенным в указанном пункте.
Для применения этих формул используются сведения о количестве населения, проживающего на территории домовладений и прочих объектов, которое пользуется соответствующей контейнерной площадкой.
Истец в своих расчетах руководствовался сведениями о количестве населения, проживающего на территории домовладений и прочих объектов и пользующегося соответствующими контейнерными площадками, представленными ему МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла».
Однако представители ответчиков администрации г. Орла и управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла в ходе судебного разбирательства по делу указывали, что эти сведения являются неактуальными. Согласно их расчетам количество населения, проживающего на территории домовладений и прочих объектов и пользующегося соответствующими контейнерными площадками, меньше указанного истцом.
Для получения объективной и актуальной информации о количестве населения, пользующегося соответствующими контейнерными площадками, судом был направлен запрос в МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла».
Исходя из представленного в судебное заседание ответа МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» следует, что количество жителей, пользующихся спорными контейнерными площадками составляет: по контейнерной площадке на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла – 105 человек, по контейнерной площадке по ул. 1-й Курской (д. 132) - 44 человека, по контейнерной площадке по ул. 1-й Курской (д. 138) – 37 человек, по контейнерной площадке по ул. 1-й Курской (д. 153а) г. Орла – 28 человек, по контейнерной площадке по ул. 1-й Курской (д. 158) г. Орла – 88 человек.
Допрошенные в судебном заседании в качестве специалистов работники МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» ФИО9 и ФИО10 подтвердили, что указанные сведения о численности жителей, пользующихся спорными контейнерными площадками, являются актуальными, составлены на дату судебного заседания.
В связи с этим суд считает возможным при определении численности населения, пользующегося спорными контейнерными площадками, исходить из сведений, представленных МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в судебное заседание.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Орловской области ФИО11 пояснила, что исходя из представленных суду сведений о численности населения, пользующегося спорными контейнерными площадками, количество контейнеров, фактически располагающихся в настоящее время на указанных выше контейнерных площадках, отвечает требованиям Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел».
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что истцом вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ не приведено доказательств того, что количество контейнеров на указанных выше контейнерных площадках не отвечает требованиям действующего законодательства.
Довод представителя истца о том, что они руководствовались сведениями, представленными МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» им ранее, суд считает необоснованным, поскольку представитель МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в судебном заседании пояснил, что количество жителей постоянно меняется и представленные истцу сведения могли измениться. Кроме этого суд учитывает, что решение суда выносится на текущую дату и должно основываться на информации, имеющейся в настоящее время, а не в прошлом.
В связи с этим суд считает необходимым оставить без удовлетворения исковые требования о возложении на ответчиков обязанности разместить на контейнерных площадках дополнительных контейнеров.
При определении надлежащих ответчиков по делу суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Одновременно к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления городских округов предусмотрены пунктом 24 части 1 статьи 116 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно пунктам 2, 3, 7, 8, 9, 11 статьи 5 Закона Орловской области от 24.12.2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» уполномоченный орган разрабатывает и реализует программы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждает инвестиционные программы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; организует деятельность по сбору (в то числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; проводит конкурсный отбор региональных операторов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Орловской области от 18.02.2016 г. № 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 18.12.2015 № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, определен уполномоченным органом специальной компетенции на осуществление полномочий, определенных пунктами 2, 3, 7, 8, 9, 11 ст. 5 Закона Орловской области «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области».
Поскольку региональный оператор для сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Орловской области не создан, суд с учетом приведенных правовых норм считает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории г. Орла должны осуществлять в пределах своей компетенции и специализированный орган исполнительной власти Орловской области (Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области), и уполномоченный орган местного самоуправления (администрация г. Орла).
Именно указанные органы, по мнению суда, и являются надлежащими ответчиками по делу.
Исковые требования к управлению городским хозяйством и транспортом администрации г. Орла суд считает возможным оставить без удовлетворения, поскольку указанный ответчик является структурным подразделением администрации г. Орла, которая уже привлечена в качестве ответчика по делу.
Довод представителей ответчиков о том, что по заявленным исковым требованиям не может быть несколько ответчиков, суд считает несостоятельным, поскольку действующее законодательство возлагает обязанности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов как на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и на органы местного самоуправления – в пределах их компетенции.
Довод представителей ответчиков администрации г. Орла и управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о том, что надлежащим ответчиком по делу является МКУ «УКХ г. Орла», суд считает необоснованным.
Действительно, из материалов дела следует, что две из спорных контейнерных площадок (по ул. 1-й Курской г. Орла у дома № 132 и на пересечении улиц Элеваторной у дома № 19 и 1-й Курской г. Орла у дома № 115 г. Орла) переданы в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла».
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из пункта 3.2.2 Устава МКУ «УКХ г. Орла» следует, что в сфере управления имуществом, переданным в оперативное управление, учреждение выступает заказчиком и осуществляет размещение муниципальных заказов по содержанию и ремонту муниципального имущества, по строительству новых объектов недвижимого имущества.
Кроме этого согласно пункту 3.2.6 Устава МКУ «УКХ г. Орла» учреждение осуществляет контроль за выполнением мероприятий по санитарному содержанию скверов, парков и другого имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Из указанных правовых норм и положений Устава МКУ «УКХ г. Орла» следует, что МКУ «УКХ г. Орла» обладает правом лишь по владению и использованию переданного ему в оперативное управление имуществом. Причем использование такого имущества осуществляется строго в соответствии с целями, перечисленными в пунктах 3.2.2 и 3.2.6 Устава этого учреждения. Следовательно, в отношении переданных ему в оперативное управление контейнерных площадок учреждение не наделено полномочиями по самостоятельному их переоборудованию и реконструкции, включая установление ограждений и водонепроницаемого покрытия. Данная обязанность в силу положений статьи 210 ГК РФ возложена на администрацию г. Орла как орган местного самоуправления, выполняющий функции собственника этих контейнерных площадок.
Представитель ответчика администрации г. Орла также высказывал возражения относительно возложения на администрацию обязанностей, вытекающих из исковых требований, по причине того, что часть контейнерных площадок (по ул. 1-й Курской г. Орла у домов № 138, № 158 и № 153а) не находятся в муниципальной собственности.
Действительно согласно представленных суду письмам Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ контейнерные площадки ул. 1-й Курской г. Орла у домов № 138, № 158 и № 153а в реестре муниципального имущества г. Орла не значатся и не являются муниципальной собственностью.
Из имеющихся в материалах дела писем Территориального управления Росимущества от ДД.ММ.ГГ и Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от ДД.ММ.ГГ следует, что указанные контейнерные площадки также не отнесены к государственной собственности.
Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Орловской области, сведений о собственниках указанных контейнерных площадок в едином государственном реестре прав на недвижимость не содержится.
С учетом того, что собственник указанных контейнерных площадок неизвестен, суд приходит к выводу о том, что эти контейнерные площадки имеют признаки бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что бремя содержания бесхозяйных контейнерных площадок, расположенных на территории г. Орла должно быть возложено на администрацию г. Орла.
Довод представителей ответчиков администрации г. Орла и управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о том, что заявленные исковые требования должны рассматриваться в ином судебном порядке, а также о том, что истец не обладает правом на предъявление рассматриваемых исковых требований суд считает необоснованным, основанным на неправильном толковании процессуального законодательства.
В соответствии со статьей 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
Управление Роспотребнадзора по Орловской области, обращаясь в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями, основывалось на указанных правовых нормах. При этом заявленные истцом требования предъявлены в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец, обращаясь в суд, основывался на полномочиях, предоставленных ему гражданским процессуальным законодательством, но не в рамках реализации права на оспаривание решений, действий или бездействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках административного судопроизводства. На это неоднократно обращали внимание представители истца в судебных заседаниях по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Орловской области к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, администрации г. Орла, управлению городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить частично.
Возложить на Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и администрацию г. Орла в пределах своей компетенции обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда установить ограждения контейнерных площадок на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла, у дома № 132 по ул. 1-й Курской г. Орла и у дома № 138 по ул. 1-й Курской г. Орла, а также оборудовать контейнерную площадку на пересечении улиц Элеваторной (д. 19) и 1-й Курской (д. 115) г. Орла водонепроницаемым покрытием.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Судья А.В. Чуряев
Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2018 г.