Решение по делу № 2-586/2018 от 05.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 21 февраля 2018 года

Советский районный суда г.Рязани в составе председательствующего судьи Ерофеевой Л.В.,

при секретаре Мозговой А.С.,

с участием истца Егоровой Т.И.,

представителя ответчиков Керефова И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Егоровой Татьяны Игоревны к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании поставить на учёт, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Егорова Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, мотивируя тем, что проходит службу в <данные изъяты> с <данные изъяты> года, имеет выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> лет; 04.08.2014 года обратилась к директору ФСИН России с рапортом о постановке ее в составе семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», представила все необходимые документы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации». 08.08.2014 года представленные документы для получения единовременной социальной выплаты были рассмотрены подкомиссией Академии ФСИН России по месту ее работы, признаны достаточными и переданы в Комиссию ФСИН России для дальнейшей постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 29.09.2017 года в Академии ФСИН России ей была передана выписка из протокола № от 22.12.2016 года заседания Комиссии ФСИН России, из которой усматривается, что решением Комиссии ФСИН ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с якобы отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года №. Таким образом, решение принято по истечении более двух лет с момента подачи ею документов, о принятом решении ее уведомили по истечении более полугода.

Комиссией ФСИН России указаны следующие недостатки в представленных документах: отсутствие сведений о месте регистрации детей в период с рождения по 25.07.2014 года; отсутствие указания ее предыдущих фамилий в справке БТИ и выписках из ЕГРП на принадлежащие в период с 10.06.2014 года по 29.07.2014 года объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными органами Росреестра; выписки из ЕГРП сформированы 25.07.2014 года на основании запроса от 29.07.2014 года, поступившего на рассмотрение 29.07.2014 года. Отказ Комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании указанных обстоятельств существенно нарушает ее социальное право, является незаконным и необоснованным, поскольку в комиссию ФСИН России ею были представлены карточка лицевого счета и заверенная копия поквартирной карточки, из которых следует, что она совместно с детьми ФИО13 и ФИО14 зарегистрированы по адресу: <адрес>; непредставление сведений относительно регистрации ее несовершеннолетних детей с рождения по 25.07.2014 года в данном случае не могло служить основанием для отказа в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, поскольку до указанной даты дети нигде не были зарегистрированы, объектов недвижимости за ними не было зарегистрировано. В Комиссию ФСИН России были представлены справка БТИ и выписки из ЕГРП, подтверждающие отсутствие в собственности у нее и проживающих совместно с ней членов семьи жилых помещений с дд.мм.гггг. года по 29.07.2014 года, данные сведения представлены исходя из ее фамилии «Егорова», которую она носит после вступления в брак с ФИО11 с дд.мм.гггг. года, то есть Комиссия ФСИН России не учла то обстоятельство, что по крайней мере пять лет до момента предоставления сведений (с дд.мм.гггг.) ее фамилия была «Егорова», по которой и представлены все документы, требование о предоставлении документов с указанием предыдущих фамилий сотрудника вообще не предусмотреноПостановлением.

В настоящее время в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области получено Уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений о недвижимом имуществе по настоящей фамилии «Егорова» и по предыдущим: «Пуклич» и «Гулова» с дд.мм.гггг. по настоящее время. Предоставленные в Комиссию ФСИН России выписки из ЕГРП, сформированные дд.мм.гггг. на основании запроса от дд.мм.гггг., поступившего на рассмотрение дд.мм.гггг., являются документами, подтверждающими отсутствие в собственности у нее и ее детей жилых помещений, данные документы обладают необходимыми реквизитами - гербовой печатью и подписью должностного лица, а несоответствие дат, указанных в Уведомлениях, связано с техническими ошибками, не изменяет сущности содержащихсяв Уведомлениях сведений об отсутствии прав на имеющиеся (имевшиеся) в собственности объекты недвижимого имущества за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. на территории Российской Федерации и не может в данном случае служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Считает, что при отсутствии документов, необходимых, по мнению Комиссии ФСИН России, ей должно было быть предложено их представить, и только после этого можно было принимать решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет.

Помимо прочего, полагает, что действиями АкадемииФСИН России ей причинен моральный вред, который выразился в том, что решением подкомиссии Академии ФСИН России о направлении ее документов, в том числе содержащих технические ошибки, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о получении единовременной выплаты дало ей основания в течение более трех лет надеяться на улучшение жилищных условий ее семьи, вследствие чего, получив от Комиссии ФСИН России решение об отказе, она испытала нравственные страдания, которые нанесли ущерб ее психологическому и физическому состоянию; компенсацию морального вреда она оценивает в 7 000 руб.

Просила признать за нею и членами ее семьи возникновение права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с дд.мм.гггг., признать незаконным отказ Комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальнойвыплаты для приобретения или строительства жилого помещенияее - Егорову Т.И. в составе семьи из трех человек с дочерью - ФИО13 и сыном - ФИО14, взыскать с Академии ФСИН России компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб. 00 коп.

В судебном заседании Егорова Т.И. исковые требования поддержала полностью и просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков Керефов И.Р. исковые требования не признал, пояснив, что непредставление истцом в Комиссию ФСИН документов об отсутствии в собственности её и членов её семьи жилых помещений за последние 5 лет не позволили установить факт несовершения ими действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а истребование у заявителей дополнительных документов в полномочия Комиссии не входит. При этом нарушение срока рассмотрения представленных истцом документов было вызвано большим количеством поступивших в Комиссию аналогичных заявлений сотрудников уголовно-исполнительной системы из всех регионов России и не свидетельствует о незаконности принятого решения. Также полагал, что требования о взыскании компенсации морального вреда с Академии ФСИН России удовлетворению не подлежат, так как не представлены доказательства причинной связи между действиями Академии по направлению документов истца для рассмотрения в Комиссию ФСИН России и причинением ей какого-либо вреда.

Суд, выслушав объяснения истца Егоровой Т.И., представителя ответчиков Керефова И.Р., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Егорова Т.И. является сотрудником <данные изъяты> с <данные изъяты> года, в настоящее время проходит службу в <данные изъяты> (далее по тексту – <данные изъяты>) в должности <данные изъяты>, по состоянию на дд.мм.гггг. имела выслугу лет в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня.

дд.мм.гггг. Егорова Т.И. обратилась с рапортом на имя Директора ФСИН России о принятии её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 с составом семьи 3 человека: она, дочь ФИО13, дд.мм.гггг. года рождения, и сын ФИО14, дд.мм.гггг. года рождения. Указанный рапорт был представлен в Академию ФСИН России.

Отношения, связанные, в том числе, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, регулируются Федеральным законом № 283-ФЗ от 30.12.2012 г. «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно ч.3 ст.4 указанного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

В силу ч.5 ст.4 Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, которыми, согласно п.п.1, 3 ч.2 ст.1 указанного закона, считаются супруг, состоящий в зарегистрированном браке с сотрудником, и несовершеннолетние дети.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п.6 ст.4 Закона).

Поскольку Егорова Т.И. является сотрудником <данные изъяты>, в настоящее время проходит службу в <данные изъяты> при этом его календарная выслуга лет по состоянию на 04.08.2014 г. составляла более <данные изъяты> лет, она имеет право на получение единовременной социальной выплаты при наличии условий, предусмотренных ст.4 ФЗ № 283-ФЗ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту – Правила предоставления единовременной социальной выплаты), которые устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах, в том числе, уголовно-исполнительной системы, а также в установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения и органы).

Согласно п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

В соответствии с п.7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

В силу п.11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

В пункте 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты указано, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. № 496 был утверждён Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту – Порядок), в соответствии с п.7 которого в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:

комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия ФСИН России);

комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее -Территориальные подкомиссии);

комиссии образовательных учреждений ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам образовательных учреждений ФСИН России и их филиалов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Подкомиссии).

Согласно п.10 Порядка, Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС, осуществляют функции по принятию документов для получения единовременной выплаты, проверку содержащихся в них сведений и подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, и в целях выполнения данных функций осуществляют следующие полномочия:

регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;

проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;

рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений. Ведение Книги учета заявлений возлагается на секретарей комиссий.

В течение 3 рабочих дней со дня принятия указанных решений Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляет подготовку пакета документов для направления в ФСИН России для принятия соответствующего решения.

В силу п.8.1.2 указанного Порядка, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него отнесено к функциям Комиссии ФСИН.

Как следует из материалов учётного дела Егоровой Т.И., при подаче 04 августа 2014 года рапорта о принятии её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения были представлены:

- копия паспорта, копии свидетельств о рождении детей,

- копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования,

- копия послужного списка,

- копия свидетельства о расторжении брака с ФИО11 от дд.мм.гггг.,

- копия диплома кандидата наук - документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения в соответствии с п.19 Правил),

- выписка из поквартирной карточки и копия карточки лицевого счёта по адресу<адрес>

- копия справки БТИ и копии выписок из ЕГРП о наличии/отсутствии в собственности её супруги и детей жилых помещений за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

При этом в рапорте истец в составе членов семьи указала всех лиц, зарегистрированных по месту жительства по адресу её проживания, а именно: отца ФИО15, мать ФИО16, дочь ФИО13 и сына ФИО14, всего вместе с нею – 5 человек.

08 августа 2014 года рапорт Егоровой Т.И. и приложенные к нему документы были рассмотрены на заседании подкомиссии Академии ФСИН России по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение направить документы на рассмотрение Комиссии ФСИН России для дальнейшей постановки на учёт, что подтверждается выпиской из протокола № заседания подкомиссии Академии ФСИН России от 08.08.2014 г.

Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службы в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия ФСИН России) рапорт Егоровой т.И. и представленные ею документы для постановки на учёт были рассмотрены 22 декабря 2016 года – спустя более двух лет со дня их поступления, по результатам рассмотрения принято решение об отказе истцу в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369.

По смыслу приведённых выше нормативных положений Федерального закона № 283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной выплаты и Порядка, утверждённого Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. №, Комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых законом, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п.5 Правил.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении, обязательным условием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Из приложенных истцом к рапорту документов следует, что она с 1984 года зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащем по праву общей долевой собственности её родителям ФИО17 и ФИО16, приобретённом ими в собственность в порядке приватизации. Дочь истца ФИО13 и сын ФИО14 зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства дд.мм.гггг..

С учётом всех проживающих лиц на Егорову Т.И. и членов её семьи приходится менее <данные изъяты> кв.м общей площади жилого помещения: <данные изъяты> кв.м.

Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Егоровой Т.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление ею документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно документов о месте регистрации детей в период с рождения по 25.07.2014 г., копий свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение, в котором проживает заявитель. В решении комиссии ФСИН России указано также на то, что представлены справка БТИ без указания предыдущих фамилий заявителя и выписки из ЕГРП на принадлежавшие ей и её детям объекты недвижимого имущества за период с 10.06.2014 г. по 29.07.2014 г., сформированные 25.07.2014 г. на основании запроса от 29.07.2014 г., поступившего на рассмотрение 29.07.2014 г.

Действительно, за периоды с момента рождения и до 25.07.2014 г. документов о регистрации по месту жительства детей ФИО13 и ФИО14, в том числе по месту пребывания, как того требует п.п. «б» п.5 Правил, к рапорту истца приложено не было, в выписках из ЕГРП указана дата их выдачи, предшествующая дате обращения с запросом, при этом сведения об отсутствии в собственности Егоровой Т.И. и её детей жилых помещений были указаны за период менее двух месяцев: с 10.06.2014 г. по 29.06.2014 г.

Таким образом, для проверки Комиссией ФСИН России факта ухудшения Егоровой Т.И. и членами её семьи жилищных условий путём выделения доли в праве собственности на жилые помещения либо отчуждения жилых помещений или их частей сведений, содержащихся в представленных истцом документах: справке Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.07.2014 г. и уведомлениях об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о правах её, её дочери и её сына на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации от 25.07.2014 г., было недостаточно, поскольку данные документы подтверждали факт отсутствия у указанных лиц жилых помещений в собственности лишь в течение непродолжительного периода времени и не содержали соответствующих сведений за последние 5 лет.

Поскольку Егоровой Т.И., претендующей на получение единовременной социальной выплаты, не были представлены в Комиссию ФСИН документы, содержащие необходимые сведения о месте жительства её детей в определённые периоды за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) о принятии на учёт для получения данной выплаты, а также сведения о наличии либо отсутствии у неё и членов её семьи жилых помещений в собственности за последние 5 лет до подачи рапорта, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с рапортом она не подтвердила наличие условий и оснований, с которыми закон связывает право на получение данной выплаты.

То обстоятельство, что в суд истцом были представлены выписки из ЕГРН об отсутствии у неё (с указанием её предыдущих фамилий) и у её детей жилых помещений в собственности за период, включающий в себя последние 5 лет до момента подачи рапорта о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, и также письма Управления Росреестра по Рязанской области о допущенных ранее при выдаче выписок из ЕГРП технических ошибках при формировании даты выдачи документов и периода, за который запрашиваются сведения, не свидетельствует о незаконности принятого Комиссией ФСИН России решения об отказе в постановке её на учёт, поскольку к рапорту Егоровой Т.И. эти документы приложены не были.

Довод истца о том, что при недостаточности представленных документов Комиссия ФСИН России должна была затребовать у неё недостающие документы, не основан на нормах действующего законодательства, в том числе определяющего полномочия указанной комиссии при рассмотрении вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Ссылка в исковом заявлении Егоровой Т.И. на постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 г. № 4-П, согласно п.2 которого факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, а является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, не может быть принята во внимание, поскольку указанное суждение дано Конституционным Судом РФ в обоснование его решения о несоответствии Конституции Российской Федерации пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №, предусматривающих основания для отказа органов регистрационного учёта в регистрации граждан по месту жительства или по месту пребывания.

Вместе с тем, в данном судебном постановлении указано, что Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. При этом документы, представляемые для регистрации гражданина по месту жительства или по месту пребывания, включая документы, являющиеся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении., и обязанность представлять определенные документы (в том числе согласие нанимателя (собственников) жилого помещения и совместно проживающих с ними членов его семьи на вселение в жилое помещение), подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Таким образом, поскольку институт регистрации по месту жительства и по месту пребывания был введён, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод (включая право на жилище), отсутствие сведений о регистрации детей истца по месту жительства или по месту пребывания в течение всех последних 5 лет перед подачей рапорта о постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты лишило Комиссию ФСИН возможности в полной мере установить наличие условий, предусмотренных законом, для постановки её на учёт.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконным решения Комиссии ФСИН об отказе в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании за нею права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании поставить на учёт, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части должно быть отказано.

Доводы истца о нарушении комиссией предусмотренных законодательством сроков рассмотрения её заявления не опровергают изложенных выше выводов, сделанных на основании исследованных доказательств, поскольку само по себе нарушение срока принятия решения об отказе в постановке Егоровой Т.И. на учёт не свидетельствует о незаконности этого решения по существу.

Заявленное Егоровой Т.И. требование о взыскании компенсации морального вреда с Академии ФСИН России, основанное на том, что при должном внимании подкомиссии Академии ФСИН, направившей её рапорт с приложенными документами, содержащими технические ошибки, в Комиссию ФСИН, позволили ей надеяться на улучшение жилищных условий семьи, вследствие чего, получив решение об отказе, она испытала нравственные страдания, также не подлежат удовлетворению, поскольку соответствующие действия подкомиссии Академии ФСИН России не находятся в причинно-следственной связи с отказом в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты, с учётом того, что она сама, являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, претендующим на получение единовременной социальной выплаты, должна была при представлении документов проявить должную степень внимательности и аккуратности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Егоровой Татьяне Игоревне в иске к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании поставить на учёт, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

2-586/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова Татьяна Игоревна
Егорова Т.И.
Ответчики
Федеральная Служба исполнения наказаний России (ФСИН России)
Академия ФСИН России
Суд
Советский районный суд г. Рязань
Дело на странице суда
sovetsky.riz.sudrf.ru
05.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2017Подготовка дела (собеседование)
26.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2018Предварительное судебное заседание
24.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2018Предварительное судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
21.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее