Гр. дело № 2-2523/2023
21RS0025-01-2023-001282-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары
под председательством судьи Алексеевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Пузыревой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноармейского района Чувашской Республики к бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерские пункты одеялами с подогревом,
при участии прокурора Садртдиновой Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Илларионовой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Красноармейского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии) о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерские пункты одеялами с подогревом.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе контрольной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики, в деятельности БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии выявлены нарушения законодательства при реализации национального проекта «Здравоохранение» в части оснащения медицинским оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов <адрес>. В нарушение требований ч.ч. 1-3 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2022 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 15.05.2012 № 543н, п. 24 приложения № 14 к Положению, фельдшерско-акушерские пункты, находящиеся в <адрес>, не оснащены одеялами с подогревом.
Со ссылкой на ч.ч. 1-3 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2022 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 15.05.2012 № 543н, п. 24 приложения № 14 к Положению, просит возложить на БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресу:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
одеялами с подогревом по одному на каждый фельдшерско-акушерский пункт.
В судебном заседании прокурор Садртдинова Е.Н. исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Илларионова Л.В. исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать. Суду пояснила, что ими подана заявка на определение поставщика путем проведения электронного аукциона. Договор не подписан.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Филиала «Красноармейская центральная районная больница» бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, извещены в установленном порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Красноармейского района Чувашской Республики внесено представление бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики об устранении выявленных нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе оснастить фельдшерско-акушерские пункты <адрес> одеялами с подогревом (л.д. 10).
Как следует из письма БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждением принимаются меры по организации закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одеял с подогревом в целях дооснащения фельдшерско-акушерских пунктов (л.д. 13).
В связи с чем, прокурор вправе в виду не исполнения полномочным должностным лицом внесенного в его адрес представления об устранении нарушений закона, обратиться в суд с настоящим иском.
Положениями ст. 4 Федерального закона от 21.11.2022 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены основные принципы охраны здоровья: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;) приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Статьями 10, 29, 33, 37 данного закона определена доступность и качество медицинской помощи, предусматривающие организацию оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации и другими; в том числе органы, входящие в государственную систему здравоохранения (федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и т.д.); первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдением за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения, первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием указывается на основании положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (статья 9).
Согласно п.п. 1.14, 1.14.1 Устава бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (с изменениями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 10.01.2017 № 3), бюджетное учреждение имеет в своем составе обособленное подразделение – Филиал «Красноармейская центральная районная больница», расположенный по адресу: <адрес>. Филиал осуществляет деятельность от имени создавшего его бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность своего филиала.
Пунктами 9, 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минсоцздравразвития России от 15.05.2012 № 543н, предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья, соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Пунктом 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (Приложение № 15) установлено, что фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населённых пунктах.
Согласно Выписке из реестра лицензий, на территории Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики первичная доврачебная медико-санитарная помощь населению оказывается в 13 фельдшерско-акушерских пунктах (л.д.16-32).
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543-н утвержден стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14), в п. 24 указано: одеяло с подогревом в количестве 1 шт.
В ходе проведенной прокуратурой Красноармейского района проверкой деятельности Филиала «Красноармейская центральная районная больница» бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики установлено, что функционирующие в <адрес> фельдшерско-акушерские пункты не оснащены в том числе одеялами с подогревом.
В соответствии со статьями 9.2, 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения..., финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (подпункты 5,6,9 пункта 1).
Согласно Уставу, бюджетное учреждение Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества является Чувашская Республика. Полномочия учредителя от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения Чувашской Республики. Учреждение имеет самостоятельный баланс.
Министерство здравоохранения Чувашской Республики по отношению к подведомственному медицинскому учреждению БУ «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии является главным распорядителем средств республиканского бюджета и обязано обеспечить финансирование мероприятий по надлежащему оказанию первичной медико-санитарной помощи, в том числе по надлежащему оснащению ФАПов в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта).
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Красноармейского района Чувашской Республики к бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (<данные изъяты>) о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерские пункты одеялами с подогревом удовлетворить.
Обязать бюджетное учреждение Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оснастить фельдшерско-акушерские пункты, расположенные по адресу:
- <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
одеялами с подогревом по одному на каждый фельдшерско-акушерский пункт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский районный суд города Чебоксары.
Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Председательствующий: судья И.А. Алексеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.