Решение по делу № 7-267/2022 от 16.06.2022

Дело № 7-267(2)/2022

Судья Барун Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов                                                                                 27 июня 2022 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. № 04-276/2021 от 19 ноября 2021 года (далее также постановление должностного лица № 04-276/2021 от 19 ноября 2021 года) директор ООО «Стинэк» (далее также общество) Комарова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей.

На указанное постановление Комаровой М.В. была подана жалоба в суд.

Решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года постановление должностного лица № 04-276/2021 от 19 ноября 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. состава вмененного административного правонарушения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заявитель просит данное решение судьи районного суда отменить и оставить вынесенное им постановление без изменения.

Указывает, что 21 августа 2020 года между Управлением городского хозяйства города Мичуринска Тамбовской области и ООО «Стинэк» был заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.09.2019 № 614 данный объект включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. В приложении к указанному муниципальному контракту обозначены отходы, образовавшиеся при осуществлении работ по рекультивации полигона обществом «Стинэк».

В соответствии с проектной документацией на момент начала проведения работ по рекультивации объекта было установлено, что всего на площадке имеется 10 источников выбросов, в том числе 5 организованных и 5 неорганизованных. Между тем, ООО «Стинэк» не проводилась инвентаризация стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении производственного экологического контроля, что является нарушением п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В связи с тем, что согласно условиям муниципального контракта ООО «Стинэк» обязалось выполнять работы по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов, то есть непосредственно устранять последствия деградации земель, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы твердыми коммунальными отходами, общество является субъектом правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В ходе выполнения работ общество образовывало отходы и осуществляло их сбор с целью дальнейшей передачи стороннему утилизатору, что подтверждает выполнение обществом деятельности по обращению с отходами. В этой связи установлена обязанность ООО «Стинэк» представлять статистическую отчетность.

В связи с тем, что работы проводились до 28 декабря 2020 года, обязанность общества о предоставлении экологической информации должна быть исполнена 15 января 2021 года. Таким образом, временем совершения административного правонарушения следует считать 16 января 2021 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Анохиным С.А., прихожу к следующим выводам.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 04.03.2016 № 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Пунктами 22, 26, 27, 29 названного Порядка предусмотрены состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В силу положений пунктов 5, 6 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30, отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Судьей районного суда материалами дела установлено, что основанием для привлечения должностного лица Комаровой М.В. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили обстоятельства того, что при проведении Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 11 по 24 августа 2021 года внеплановой проверки с выездом на объект: «Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области», расположенный по адресу: ***, кадастровый номер участка ***, было установлено, что Комарова М.В., являясь директором ООО «Стинэк», не представляет официальную статистическую информацию о рекультивации полигона твердых коммунальных отходов и в области обращения с отходами, что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По факту выявленных нарушений постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. № 04-276/2021 от 19 ноября 2021 года директор ООО «Стинэк» Комарова М.В. привлечена к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания.

Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что согласно актам о приемке выполненных работ за отчетный период с 21 августа 2020 года по 24 декабря 2020 года при рекультивации полигона твердых коммунальных отходов ООО «Стинэк» осуществило разработку грунта с перемещением до 10 м., перевозку грузов I класса, планировку площадей, уплотнение грунта. Данные работы также отражены в акте приемки выполненных работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов от 28 декабря 2020 года, утвержденного заместителем главы администрации г. Мичуринска Тамбовской области.

28 декабря 2020 года соглашением № 1 вышеуказанный муниципальный контракт на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска был расторгнут в связи с уточнением объема работ.

При этом материалами дела не доказано, что при производстве работ по рекультивации полигона именно от деятельности ООО «Стинэк» образовывались отходы I-IV классов опасности.

При этом судья пришел к выводу о том, что согласно пункту 1.1 договора субподряда № 007 на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г. Мичуринска Тамбовской области от 21 августа 2020 года, заключенного между ООО «Стинэк» (генподрядчик) и ООО «Дорспецстрой» (субподрядчик), последнее обязалось выполнить работы по рекультивации полигона. Данный факт также отражен в акте приемки выполненных работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов от 28 декабря 2020 года.

Вместе с тем, должностным лицом административного органа вопрос заключения данного договора субподряда не исследовался, не было установлено, какая именно организация фактически осуществляла деятельность по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в рамках исполнения муниципального контракта № 16 от 21 августа 2020 года, и образовывались ли при этой деятельности какие-либо отходы.

Судьей также указано, что должностным лицом при рассмотрении дела не были исследованы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, и сведения о лицензируемой деятельности, а также не принят во внимание приказ Министерства ресурсов и экологии от 11 сентября 2017 года № 614, которым указанный полигон был включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в связи с чем определить в полном объеме юридически значимые по делу обстоятельства, а именно, что обязанность по предоставлению официальной статистической информации о рекультивации земель в области обращения с отходами возложена именно на директора ООО «Стинэк» Комарову М.В., не представляется возможным.

С учетом изложенных обстоятельств, судья районного суда пришел к выводу об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Статья 8.5 КоАП РФ включена в Главу 8 названного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

В рассматриваемом случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. настоящего дела об административном правонарушении, имели место 16 января 2021 года.

Следовательно, годичный срок давности привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по данному делу истек 16 января 2022 года.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Поскольку на момент рассмотрения в Тамбовском областном суде жалобы государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. на решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, которым постановление должностного лица № 04-276/2021 от 19 ноября 2021 года отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. к административной ответственности истек, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос о виновности данного должностного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения обсуждаться не может.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 12 мая 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «Стинэк» Комаровой М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкина Д.С. - без удовлетворения.

Судья                                                                                     В.В. Баранов

7-267/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Комарова Мария Васильевна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Баранов Василий Валерьевич
Статьи

8.5

Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
16.06.2022Материалы переданы в производство судье
27.06.2022Судебное заседание
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее