Дело №2а-38/2020
91OS0000-01-2020-000049-94
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
30 июня 2020 г. г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,
при секретаре Вороновой О.В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трутьевой Любови Ивановны о признании недействующим в части постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176 «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 165»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. №176 «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 165» (далее также - Постановление № 176) утвержден Порядок предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек (далее также - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, отнесенной к ведению Министерства здравоохранения Республики Крым (далее - медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей на 2019 финансовый год (программный реестр должностей), утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Крым (далее - Министерство), в размере 1 млн рублей для врачей и 0,5 млн рублей для фельдшеров.
Выплата предоставляется медицинскому работнику при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов (т.1 л.д. 107-118).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 г. №21 «Об утверждении Порядка предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176», признано утратившим силу постановление Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. №176 «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 165» (т.1 л.д. 145-159).
Трутьева Любовь Ивановна (далее - истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим постановление Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176 «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 165» в части возрастного ограничения «в возрасте до 50 лет»; признать незаконным решение Комиссии по вопросам предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек Министерства здравоохранения Республики Крым (протокол заседания Комиссии от 29 ноября 2019 г. № 5); обязать Министерство здравоохранения Республики Крым устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 12 марта 2020 г. административное исковое заявление Трутьевой Любови Ивановны возвращено в части требований о признании незаконным решения Комиссии по вопросам предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек Министерства здравоохранения Республики Крым (протокол заседания Комиссии от 29 ноября 2019 г. № 5) и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Крым устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав.
Требования административного истца по признанию недействующим постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176 в части возрастного ограничения «в возрасте до 50 лет» обоснованы тем, что она является гражданкой Российской Федерации, которая переехала на работу в сельскую местность, поселок городского типа Черноморское в ГБУЗ РК «Черноморская центральная районная больница» на должность врача-оториноларинголога. Данная должность внесена в перечень должностей медицинских работников (врачей-фельдшеров), при замещении которых могут осуществляться единовременные компенсационные выплаты в 2019 году, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 8 апреля 2019 г. №179-рс. 21 ноября 2019 г. истцом в Комиссию по вопросам предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам было подано заявление с приложением необходимых документов о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, при этом по результатам рассмотрения ее заявления и представленных документов было принято решение об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, с указанием на то, что на момент подачи документов истцу исполнилось 52 года, а единовременная компенсационная выплата предоставляется лицам, в возрасте до 50 лет. Механизм предоставления единовременной компенсационной выплаты определен Порядком, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. №176. Субсидия по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским предоставляется согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо города с населением до 50 тысяч человек, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1347 внесены изменениями в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», исключены ограничения в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в виде возрастного признака (в возрасте 50 лет). Таким образом, истец полает, что оспариваемое постановление №176 не соответствует в части возрастного ограничения нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», и нарушает права, свободы и законные интересы истца.
В судебном заседании Трутьева Л.И., ее представитель Юрьева Е.А. просили удовлетворить административное исковое заявление. Пояснили, что поскольку в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» 18 октября 2019 г. были внесены изменениям и исключены ограничения в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в виде возрастного признака (в возрасте 50 лет), оспариваемое постановление №176 не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640.
Представитель Совета министров Республики Крым по доверенности Мироненко Н.А. возражала против удовлетворения требований административного истца, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта он соответствовал постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640, в части установления возрастного ограничения до 50 лет.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым по доверенности Рыжков С.В. возражал против удовлетворения требований административного истца, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствовал законодательству, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, оспариваемое постановление признано утратившим силу, в связи с чем, отсутствует предмет спора.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Крым Безнос И.С. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Черноморская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части установления возрастного ограничения, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений; заинтересованное лицо, в частности может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года № 2473-О, от 20 апреля 2017 года № 724-О и др.).
По смыслу приведенных норм закона, проверка судом законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, не может быть осуществлена.
Действие постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176 «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 11 апреля 2018 г. № 165» - прекращено в связи с принятием постановления Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 г. № 21 «Об утверждении Порядка предоставления в 2020 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176», признано утратившим силу
Следовательно, утративший силу нормативный правовой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может.
С учетом того, что оспариваемое постановление Совета министров Республики Крым от 28 марта 2019 г. № 176 утратило силу до дня обращения административного истца в суд и перестало затрагивать его права и законные интересы, настоящее дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом согласно квитанции от 6 марта 2020 г. в размере 600 (шестисот) рублей подлежит возврату в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2019 ░. № 176 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░ 50 ░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 50 ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2018 ░. № 165».
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 600 (░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 314 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 315 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░