Судья Яхин И.Н. УИД 77RS0016-01-2020-004405-93
Дело № 33-4659/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,
при секретаре Маршак Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 21 декабря 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 сентября 2020 года, которым удовлетворены исковые требования Красноуфимского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия.
Признано незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в указанных нарушениях требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности: Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495, при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».
На ОАО «Российские железные дороги» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности.
С ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3428,56 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноуфимский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры обратился в Мещанский районный суд г.Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД"), в котором просил признать незаконными бездействия ОАО «РЖД» выразившееся в нарушениях требований законодательства РФ о транспортной безопасности при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», возложить обязанность на ответчика осуществить мероприятия связанные с обеспечением безопасности при эксплуатации указанного железнодорожного вокзала.
Определением Мещанского районного суда г.Москвы от 09.06.2020 гражданское дело направлено по подсудности в Ленинский районный суд г.Ижевска.
С учетом определений суда первой инстанции от 03.09.2020 и от 24.09.2020, которыми суд принял от истца частичный отказ от исковых требований и прекратил производство по делу в соответствующей части, окончательно истец просил:
Признать бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в нарушениях требований законодательства РФ о транспортной безопасности: Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ), требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495 (далее по тексту Требования), при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», незаконным.
Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности.
Взыскать судебные расходы.
В обоснование иска указано, что Красноуфимской транспортной прокуратурой Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, на полигоне Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» на территории Пермского края и входе проверки выявлены нарушения.
Железнодорожный вокзал на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств Горьковской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», находится в собственности ОАО «РЖД» - свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2010.
ОТИ железнодорожный вокзал станции Чернушка 21.07.2016 включен в реестр категорированных ОТИ, реестровый номер ЖВМ205304.
Обязанность ответчика обеспечить охрану ОТИ подразделениями транспортной безопасности предусмотрена указанными Требованиями. В нарушение пп. 3 п. 5 Требований ОАО "РЖД" (субъект транспортной инфраструктуры) - не выполнил обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах транспортной системы.
Выявленные нарушения требований федерального законодательства о транспортной безопасности негативно влияют на антитеррористическую, противодиверсионную защищенность объектов железнодорожного транспорта и способствуют реализации угроз общественной безопасности РФ. 28.06.2019 в адрес руководства Горьковской дирекции Красноуфимским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений требований законодательства РФ. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были, в связи с отсутствием необходимого финансирования. Конкретных мер по устранению нарушений принято не было, что является нарушением закона и негативно влияет на уровень антитеррористической защищенности.
Представитель истца старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Шарычева Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в возражениях из которых следует, что у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры до утверждения соответствующего плана (внесения изменений) обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры. Учитывая, что План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не утвержден, а сам объект средствами обеспечения транспортной безопасности не оборудован, требования истца об обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности преждевременны и удовлетворению не подлежат.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом ссылается на следующие обстоятельства.
Действующим законодательством, в частности статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, исполнение обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности ставится в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, создание или привлечение соответствующих подразделений транспортной безопасности возможно только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности. Судом не учтено, что подразделение транспортной безопасности может выполнять возложенные на него обязанности только на ОТИ, оснащенных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Требования прокурора заявлены преждевременно, поскольку срок для оснащения ОТИ ОАО «РЖД» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности еще не определен. Постановленное решение нарушает принцип поэтапного выполнения требований транспортной безопасности. Также ответчиком поданы дополнения к жалобе, согласно которым Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года №1633 утверждены новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые вступают в силу с 24.10.2020. Данными Требованиями изменен порядок подготовки плана обеспечения транспортной безопасности и прилагаемых к нему документов о привлечении подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры.
В возражениях на апелляционную жалобу Красноуфимский транспортный прокурор Приволжский транспортной прокуратуры выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В суде апелляционной инстанции представитель ОАО «РЖД» - Шарычева Ю.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие Красноуфимского транспортного прокурора Приволжский транспортной прокуратуры, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» является собственником объекта недвижимости - железнодорожного вокзала (часть) – 2 этажный, общая площадь 716,3 кв.м, инв. №2257, часть лит.Б, адрес объекта: Пермский край, Чернушинский район, г.Чернушка, станция Чернушка, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.04.2010 сделана запись о регистрации (л.д.19).
Из акта проверки железнодорожного вокзала станции Чернушка от 17.06.2019, составленного помощником Красноуфимского транспортного прокурора, сотрудником Управления ФСБ России по Пермскому краю, начальником Янаульского участка производства Горьковской дирекции пассажирских обустройств Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», следует, что проведена проверка вышеуказанного объекта, выявлены нарушения указанных Требований, в том числе: в нарушение подпункта 3 пункта 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры не образовал (не сформировал) и (или) не привлек для защиты ОТИ подразделение транспортной безопасности (ПТБ), включающее в себя группы из числа работников ПТБ (группы быстрого реагирования) специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах транспортной системы (л.д.20-22).
28.06.2019 Красноуфимским транспортным прокурором в адрес начальника Горьковской дирекции пассажирских обустройств Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства РФ о транспортной безопасности.
Согласно протоколу совещания у и.о.начальника Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» от 23.07.2019 №ГДПО-220/пр, выявлено нарушение подпункта 3 пункта 5 Требований: субъект транспортной инфраструктуры не образовал (не сформировал) и (или) не привлек для защиты ОТИ подразделение транспортной безопасности (ПТБ), включающее в себя группы из числа работников ПТБ (группы быстрого реагирования) специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах транспортной системы. Привлечение подразделения транспортной безопасности на железнодорожный вокзал станции Чернушка планируется после оснащения вокзала техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности в 2026 году. Вина работников дирекции не усматривается, так как указанные нарушения собственными силами не устранить, это требует привлечения дополнительных финансовых средств (л.д.13-15).
Согласно уведомлению от 21.07.2016 №УТБ-7/2/05304 Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ (далее – ФАЖТ), вокзал на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесен в Реестр (реестровый №ЖВМ205304 от 21.07.2016) и ему присвоена вторая категория.
Руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта 21.11.2017 утверждены результаты оценки уязвимости ОТИ с реестровым номером ЖВМ205304.
В соответствии с заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от 03.08.2018, ФАЖТ рассмотрен план обеспечения транспортной безопасности (План) объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ): вокзал на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД». В ходе изучения и анализа Плана ОТИ установлено, что при его разработке допущены нарушения постановления Правительства РФ от 26.04.2017 №495, в том числе, в связи с нарушением подпункта 3 пункта 5 Требований: субъект транспортной инфраструктуры не образовал (не сформировал) и (или) не привлек для защиты ОТИ подразделение транспортной безопасности (ПТБ). Решено в утверждении Плана объекта - вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» отказать.
Согласно ответу филиала ОАО «РЖД» от 18.11.2019 №исх-3609/ГДПО дата внесения ж.д. вокзала на ст.Чернушка в Реестр категорированных объектов 21.07.2016, уведомление №УТБ-7/2/05304, присвоена вторая категория по транспортной безопасности, реестровый номер ОТИ-ЖВК205304; результаты оценки уязвимости утверждены в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) 21.11.2017, проведение дополнительной оценки уязвимости не требуется. 10.07.2018 план обеспечения транспортной безопасности ж.д.вокзала на ст.Чернушка был направлен на утверждение в Росжелдор. План возвращен на доработку. Для ОАО «РЖД» уполномоченным на установление сроков оснащения техническими средствами объектов транспортной безопасности (ТСОТБ) обладает Правительство РФ. В настоящее время в ОАО «РЖД» утверждена инвестиционная программа «Транспортная безопасность» по оснащению ОТИ ТСОТБ на период 2018-2025 г.г. В рамках указанной выше программы в 2025 году на оборудование ж.д. вокзала на ст.Чернушка планируется выделить средства в сумме 11,160 млн.руб. (л.д.27).
Согласно ответу Приволжского территориального управления ФАЖТ №1006 от 21.09.2020, отсутствие документов в Плане ОТБ ОТИ – «Вокзал на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройства структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» (реестровый номер ЖВМ205304) явилось нарушением подпункта 3 пункта 5 Требований и одной из причин для отказа в утверждении Плана ОТБ указанного ОТИ.
Таким образом, установлено, что ОАО «РЖД» является собственником объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) - железнодорожного вокзала на ст.Чернушка, который внесен в Реестр категорированных объектов 21.07.2016, ему присвоена вторая категория по транспортной безопасности, реестровый номер ОТИ-ЖВК205304. 21.11.2017 утверждены результаты оценки уязвимости объекта, проведение дополнительной оценки уязвимости не требуется. Ответчик не образовал (не сформировал) и (или) не привлек для защиты объекта подразделение транспортной безопасности. Отсутствие документов о подразделении транспортной безопасности в плане обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры послужило одним из оснований для отказа в утверждении плана ФАЖТ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Разрешая спор, суд руководствовался ст.1, ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктами 2,4, подпунктами 3,6,9 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 08.06.2015 №303-АД15-5165, вопрос о привлечении подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства должен быть решен субъектом транспортной инфраструктуры до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности. Действующее законодательство в области транспортной безопасности не ставит возможность исполнения обязанности по привлечению подразделений транспортной безопасности в зависимость от наличия у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности.
Доводы ОАО «РЖД» о том, что до утверждения плана ФАЖТ оснований для образования (формирования) и (или) привлечения для защиты объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности не имеется, не основаны на положениях Требований.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - вокзала на станции Чернушка не был утвержден, в том числе, из-за нарушения ОАО «РЖД» положений пп.3 п.5 Требований. Так, план ОТБ ОТИ может быть утвержден лишь в случае соблюдения условий, предусмотренных в пп.9 п.5 Требований, а именно: приложение к плану копии положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности или копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что имеет место незаконное бездействие ОАО «РЖД», выраженное в нарушении требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ и указанных Требований, при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».
На ОАО «РЖД» подлежит возложению обязанность сформировать или привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Чернушка Горьковской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не влекут отмену решения, поскольку не ставят под сомнение законность решения суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были исследованы судом, по существу направлены на несогласие с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене или изменению решения суда. Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы (пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования вступили в силу с 01.07.2017.
Согласно пп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 6, 7 п. 5 Требований).
Кроме того, п.п.9 п. 5 названных Требований на указанные субъекты возложена обязанность утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Таким образом, данными Требованиями установлена обязанность ОАО «Российские железные дороги» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ подразделения транспортной безопасности.
Из системного анализа указанных выше норм следует, что подразделение транспортной безопасности должно быть сформировано и (или) привлечено к обеспечению транспортной безопасности до момента утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, поскольку положение об указанных подразделениях является приложением к такому плану.
Таким образом, действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям, является обязанностью ОАО "РЖД", и ее невыполнение ответчиком не должно препятствовать обеспечению безопасности железнодорожного вокзала на станции Чернушка.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 7 Требований, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ 2 категории должен быть реализован в течение 2 лет с 21.07.2016 - дня включения ОТИ в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Срок для реализации плана истек. Между тем план обеспечения транспортной безопасности в отношении указанного ОТИ по настоящее время в установленном порядке не утвержден.
Поэтому судебная коллегия признает основанными на неверном толковании норм материального права доводы ответчика о том, что требования прокурора не соответствуют положениям Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, предусматривающим последовательные этапы исполнения требований транспортной безопасности, в связи с чем, в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности является преждевременным возложение обязанности на ответчика по образованию (формированию) и (или) привлечению подразделений транспортной безопасности для защиты ОТИ.
Довод жалобы о невозможности одномоментного выполнения всех требований транспортной безопасности в отношении находящихся на балансе ОАО «РЖД» объектов транспортной инфраструктуры не является основанием к отмене оспариваемого решения. Ответчик обязан исполнять императивные предписания Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ и указанных Требований. По смыслу данных предписаний, обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, в связи с чем обстоятельства финансового состояния субъекта, размер затрат необходимых для выполнения обязательных требований не освобождают субъекта транспортной инфраструктуры от их выполнения.
Указание в дополнении к апелляционной жалобе на признание утратившим силу постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, судебной коллегией отклоняется. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742. Однако, из п. 6 названного Постановления № 1742 следует, что Постановление № 495 утрачивает силу с 01.01.2021.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого решения суда постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 являлось действующим.
Ссылки апеллянта на Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", которым изменен порядок подготовки плана обеспечения транспортной безопасности и прилагаемых к нему документов отклоняются судебной коллегией, поскольку данный нормативно правовой акт принят после рассмотрения спора по существу.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены, признаются судебной коллегией несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Солоняк
Судьи Д.Н. Дубовцев
Э.В. Нургалиев