Решение по делу № 2-4779/2023 от 04.07.2023

Дело <номер>

УИД: 18RS0<номер>-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2023 года                         <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего             Кузнецовой Н.В.,

при секретаре                     Хариной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВВЕ к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ВВЕ обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности. Исковые требования мотивированы следующим.

ВВЕ является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Частью 1 и 2 статьи 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» членам семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> (с изменениями и дополнениями) нуждающимся в улучшении жилищных условий категории гражданам, к которым относится ВВЕ, предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.

Постановлением Главы МО «<адрес>» <номер> от <дата> ВВЕ признан нуждающимся в жилом помещении, а также Постановлением Главы МО «<адрес>» <номер> от <дата> он признан участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 19 Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> (далее – Правила <номер>) для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением необходимых документов.

ВВЕ для участия в ведомственной целевой программе обратился с заявлением в Администрацию МО «<адрес>» и предоставил необходимые документы.

Однако Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в получении государственного жилищного сертификата ВВЕ было отказано по следующим основаниям: ВВЕ снялся с регистрационного учета по адресу: УР, <адрес>, что является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в силу п.16 Правил.

Считает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, так как принят на основании неправильного толкования Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правил <номер>, т.к. данное жилое помещение использовалось для проживания им и его женой ВМР на основании договора безвозмездного пользования от <дата>, заключенным с собственником ДЕВ Оно было продано собственником, что и послужило основанием для прекращения права пользования. Никаких намеренных действий по ухудшению жилищных условий ни он, ни жена не совершали.

В судебном заседании истец ВВЕ, третье лицо ВМР исковые требования поддержали, суду пояснили, что квартира была подарена дочери в 2010, когда истец серьезно заболел. Дочь с 2005 с ними не проживает, уехала на учету в <адрес>, а потом на работу в Республику Башкортостан. Там вышла замуж. Отношения с дочерью разладились. Когда у нее возникли финансовые проблемы, она приняла решение продать квартиру, а им сказала решать свои проблемы самостоятельно. В настоящее время они арендуют комнату в квартире, которая принадлежит постороннему лицу, т.к. новый собственник квартиры по адресу: УР, <адрес> предложил им освободить квартиру, в противном случае намеревался обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца ВВЕ ССС, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР ШВА, действующая по доверенности, с требования не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом акте.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ВВЕ является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается: удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серия Р <номер>.

Постановлением Главы МО «<адрес>» <номер> от <дата> ВВЕ признан нуждающимся в жилом помещении, а также Постановлением Главы МО «<адрес>» <номер> от <дата> он признан участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

<дата> Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата ВВЕ было отказано по следующим основаниям:.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предотвращение экологически опасной деятельности, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках ее реализации государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, в целях обеспечения исполнения обязанности государства по возмещению вреда, обусловленного радиационным воздействием в связи с аварией в 1987, федеральный законодатель установил Законом Российской Федерации от <дата> <номер> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с указанной аварией, членов их семей, в том числе вдов, предоставление ряда мер социальной поддержки.

В соответствии с.2 ч.1 ст.14 Закона РФ от <дата> <номер> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус. В силу требований, сформулированных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования (п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> <номер>-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда <адрес> и жалобами граждан ЖАВ и МПУ»).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от <дата> <номер> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории «Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

Согласно п.16 (2) Правил <номер> В случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

ВВЕ, право которого на участие в ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтверждено постановлением Главы Администрации <адрес> и не оспаривается ответчиком, обращался с заявлением, подтвердившим его участие в программе с соблюдением установленного порядка.

<дата> Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата ВВЕ было отказано.

Суд полагает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата ВВЕ незаконным, так как он принят на основании неправильного толкования Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правил <номер>. Как установлено судом, жилое помещение по адресу: УР, <адрес>, на праве собственности с 2010 принадлежало ВЕВ, которая членом семьи истца не является, совместно с ним не проживает с 2010, имеет собственную семью и проживает и работает в <адрес>. Жилое помещение использовалось истцом и третьим лицом на основании договора безвозмездного пользования от <дата>, действие которого прекратилось в связи с отчуждением квартиры собственником <дата>. В настоящее время ВВЕ, ВМР проживают в жилом помещении по адресу: УР, <адрес>, которое принадлежит на праве собственности ЧОВ, которая членом семьи истца не является. Жилое помещение используется истцом и третьим лицом на основании договора безвозмездного пользования от <дата>. Ни истец, ни член его семьи - третье лицо ВМР действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению не совершали. Прекращение права пользования ими жилым помещением по адресу: УР, <адрес>, на основании договора безвозмездного пользования от <дата>, прекратилось в связи с отчуждением квартиры собственником <дата>.

При таких обстоятельствах отказ в выдаче ВВЕ государственного жилищного сертификата противоречит как указанным выше положениям специального законодательства, так и ст.2, ч.1 ст.7 и ст.18 Конституции РФ.

Возражения ответчика сводятся к тем же, что указаны в оспариваемом решении, и не принимаются судом по изложенным выше основаниям. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.98, 101 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб.

руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования ВВЕ (<номер> <номер>) к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики (ИНН 1831062093) о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении ВВЕ и члену его семьи ВМР государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от <дата>, незаконным.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать ВВЕ и члену его семьи ВМР государственный жилищный сертификат, для обеспечения жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством РФ.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики в пользу ВВЕ судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд <адрес>.

    Решение в окончательной форме вынесено <дата>.

    Председательствующий судья                                                 Н.В. Кузнецова

2-4779/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ворончихин Владимир Евгеньевич
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР
Другие
Ворочихина Марина Ремовна
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Кузнецова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2023Предварительное судебное заседание
21.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.11.2023Предварительное судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее