Дело № 2-24/2021
УИД: 59RS0005-01-2020-003687-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Широковой Т.П.
при ведении протокола помощником Фатиховой Г.Р.
с участием истца Тиуновой Т.В., представителя истца - Медведева В.Е., представителя ответчика ФГБУЗ «Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства» Козьминых Е.В. (по доверенности), представителя ответчика УФССП России по Пермскому краю Пушвинцевой А.В. (по доверенности),
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тиуновой Татьяны Васильевны к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства России», Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным медицинского заключения о наличии заболевания, признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта,
установил:
Истец Тиунова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства России», Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным медицинского заключения о наличии или отсутствии заболевания, приказа о расторжении служебного контракта, в обоснование заявленных требований указав следующее. Она работала в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в г. Перми УФССП РФ по Пермскому краю на основании служебного контракта № от 31.12.2004 г. Общий стаж работы в службе судебных приставов исчисляется с декабря 1999 года. В связи с переходом на службу в органы принудительного исполнения РФ она обратилась с заявлением о поступлении на службу. Истица прошла медицинский осмотр, врачебной комиссией было вынесено медицинское заключение о наличии заболевания, препятствующего поступлению на службу. Работодателем было направлено уведомление о несоответствии истицы требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения РФ. В связи с этим приказом руководителя УФССП она была назначена на должность <данные изъяты> по г. Перми № УФССП по Пермскому краю временно, заключен срочный служебный контракт с 01.05.2020 по 05.08.2020 г. С медицинским заключением не согласна. Просит признать незаконным медицинское заключение от 14.03.2020 г. о наличии или отсутствии заболевания, препятствующего федеральному государственному гражданскому служащему ФССП поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, вынесенное врачебной комиссией ФГБУЗ ПКЦ ФМБА МСЧ № 133 в отношении Тиуновой Татьяны Васильевны; признать незаконным отказ в удовлетворении заявления о поступлении в <данные изъяты>; признать незаконным приказ №-к от 01.05.2020 в части прекращения служебного контракта № от 31.12.2004 г.
В судебном заседании истица, ее представитель поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГБУЗ «Пермский клинический центр федерального медико-биологического агентства» в судебном заседании считает, что на момент выдачи заключения оно было правильным. Сейчас диагнозы не подтвердить, оснований спорить не имеется.
Представитель ответчика УФССП России по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 ГПК РФ, устанавливающая, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу ст. 5 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ: Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, гражданская служба, осуществляемая в Федеральной службе судебных приставов, есть реализованное гражданином право на труд, гарантированное и обеспеченное соответствующими правовыми нормами.
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 ТК РФ: Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Материалами дела установлено следующее.
Приказом № (ПО) от 27.12.1999 г. Тиунова Т.В. принята с 28.12.99 г. в службу <данные изъяты>, что также подтверждается записью в трудовой книжке за № 10.
Приказом от 31.12.2004 г. Тиунова Т.В. назначена на <данные изъяты>, что подтверждается отметкой в трудовой книжке от 01.01.2005 г.
01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон № 328-ФЗ «о службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», на основании которого служба в ФССП России отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со ст. 2 ФЗ № 58 ФЗ «о системе государственной службы в РФ».
В силу действующего законодательства Управление Федеральной службы судебных приставов России в определенный действующим законодательством календарный период, начиная с 01.01.2020 г., подлежит реорганизации в Федеральный орган принудительного исполнения России.
В этой связи, в ФССП России с 01.01.2020 проведены организационно-штатные мероприятия. В частности должности государственной гражданской службы упразднены и учреждены новые должности.
Назначение государственных гражданских служащих на должности в орган принудительного исполнения производилось в порядке ст. 92 Закона № 328-ФЗ.
В соответствии с п.п. 4,5 статьи 9 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
По результатам военно-врачебной экспертизы военно-врачебной комиссией дается заключение о годности граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников к службе в органах принудительного исполнения по следующим категориям: А - годен к службе в органах принудительного исполнения; Б - годен к службе в органах принудительного исполнения с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения; Г - временно не годен к службе в органах принудительного исполнения; Д - не годен к службе в органах принудительного исполнения.
Приказом Министерства юстиции № 331 от 27.12.2019 утвержден перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных требований закона, в отношении Тиуновой Т.В. проводилось медицинское обследование.
Согласно медицинскому заключению ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России МСЧ № 133 от 14.03.2020 г., у Тиуновой Татьяны Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выявлено наличие заболевания, препятствующего поступлению на службы в <данные изъяты>.
06.04.2020 г. Тиуновой Т.В. получено уведомление УФССП по Пермскому краю, в котором указывается, что она не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения РФ, установленным приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2019 № «об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ», в связи с чем не может быть принята на службу в органы принудительного исполнения РФ в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указывается, что на основании изложенного по заявлению Тиуновой Т.В. об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ не может быть принято положительного решения.
Приказом № от 01.05.2020 г. Тиунова Т.В. назначена на должность <данные изъяты> временно, с 01.05.2020 по 05.08.2020, на период отпуска по беременности и родам Танковой А.О., заключен срочный служебный контракт.
Этим же приказом прекращен служебный контракт с Тиуновой Т.В. от 31.12.2004 г. №.
В обоснование заявленных исковых требований, истица указывает, что, не согласившись с заключением о наличии заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ, самостоятельно обратилась в медицинскую организацию, по результатам исследования заболевание <данные изъяты> у нее отсутствует.
В подтверждение доводов истица представила результаты исследования ООО Медицинский центр «Доктор плюс» от 18.03.2020 г.
Согласно осмотру <данные изъяты> ГБУЗ ПК «Клинический кардиологический диспансер» от 25.09.2020 г. на момент осмотра убедительных данных о наличии у пациентки <данные изъяты> не выявлено.
Согласно справке ГБУК ПК «Поликлиника № 4» от 26.03.2020 г. Тиунова Т.В. 09.11.2019 обращалась по поводу <данные изъяты> При дальнейшем обследовании диагноз <данные изъяты> не подтвердился.
В связи с установлением наличия или отсутствия у истицы заболевания, препятствующего поступлению на службы в органы принудительного исполнения РФ, определением суда от 14.07.2020 г. по делу назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза, согласно заключению которого у Тиуновой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отсутствуют заболевания <данные изъяты>. Эксперт указывает, что трижды Тиуновой Т.В. устанавливался диагноз <данные изъяты>. При многократных осмотрах <данные изъяты> у нее фиксировалось в пределах нормальных величин. С целью установления наличия диагноза было назначено проведение <данные изъяты> Таким образом, у Тиуновой Т.В. нет достаточных объективных оснований для установления диагнозов <данные изъяты> препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2019 № 331 « об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ».
Дополнительным заключением за № экспертами делается вывод о том, что «у Тиуновой Т.В. нет достаточных объективных оснований для установления диагнозов <данные изъяты> препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2019 года № 331 «об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации».
Результаты судебного медицинского обследования Тиуновой Т.В. в рамках экспертизы и данные медицинских карт на ее имя свидетельствуют о том, что у нее имеется <данные изъяты> Данное заболевание не входит в перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2019 года № 331 «об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации».
Оснований сомневаться в достоверности указанного заключения у суда не имеется, поскольку оно содержит развернутые, мотивированные ответы на поставленные вопросы, исследования произведены в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении, на основе медицинских документов и проведенных исследований. Эксперты не являются заинтересованными лицами, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладают необходимыми специальными познаниями в области исследования. Выводы мотивированы, сделаны после тщательного изучения всех материалов дела. Заключение составлено с соблюдением требований ст. 86 ГПК РФ.
Поскольку экспертное заключение отвечает всем требованиям, предъявленным к нему в соответствии со ст. 86 ГПК РФ, судом оно принимается в качестве допустимого доказательства. Сторонами данное заключение не оспорено.
Таким образом, в период медицинского освидетельствования врачебная комиссии МСЧ № 133 не располагала медицинскими данными, с достоверностью подтверждающими наличие у истца заболеваний и степени их выраженности, которые препятствовали бы поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Доводы представителя ФГБУ «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства России» о том, что у истицы имеется соматофорное расстройство, препятствующее поступлению на службу, не состоятельны. В представленном суду медицинском заключении отсутствует перечень заболеваний, препятствующих истице поступлению на службу в органы принудительного исполнения, вместе с тем, в судебном заседании (л.д.58) представитель ответчика отметил 3 болезни, препятствующие поступлению на службу, в частности - ишемия, гипертония и неврологическое заболевание. Указанные заболевания являлись предметом экспертного исследования, в соответствии с которым эксперты пришли к выводу об отсутствии указанных заболеваний. Доказательств, свидетельствующих о том, что у истицы имеется соматофорное расстройство, не представлено, ни в одном медицинском документе нет ссылки на данное заболевание. По заключению экспертов у истицы не выявлено заболеваний, препятствующих поступлению на службу.
В связи с установленными по делу обстоятельствами, медицинское заключение ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России МСЧ № 133 от 14.03.2020 г. о наличии у Тиуновой Т.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ, нельзя признать законным, как и основанный на нем приказ № от 01.05.2020 в части прекращения служебного контракта № от 31.12.2004 г., не правомерен отказ в удовлетворении заявления истицы о поступлении в органы принудительного исполнения РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 14.03.2020 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ № 133 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 01.05.2020 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ 31.12.2004 ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░