№2-135/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 апреля 2024 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
с участием представителя истца КГКУ «УСЗН» Ш.П.Г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Шепелю Р.А. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Шепелю Р.А. о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что Шепель Р.А. 17.09.2021 обратился в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности». Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденный приложением № 11 к Подпрограмме, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Красноярского края. В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункт 7 Порядка). В силу пункта 10 Порядка, действующего на момент заключения социального контракта, при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения заявителем требований Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. В силу пункта 28 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка). В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 35 Порядка, уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. Согласно пункту 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения. На основании заявления Шепеля Р.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 24.09.2021. Социальный контракт с Шепелем Р.А. заключен 18.10.2021 № 56-2-0102 сроком с 18.10.2021 по 18.03.2022. Согласно социальному контракту Шепель Р.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, перечисленная на расчетный счет, указанный в заявлении. Решением мирового судьи судебного участка № 128 в Ужурском районе Красноярского края от 11.04.2023 по делу № 1-2/128/2023 Шепель Р.А. признан виновным в совершении деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. В период с 28.10.2021 по 15.02.2022 Шепель Р.А., получивший на законных основаниях денежные средства в размере 250000 рублей по социальному контракту, реализовал преступный умысел на мошенничество при получении выплаты на сумму 49228 рублей, то есть совершил хищение денежных средств при получении социальных и иных выплат путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений в КГКУ «УСЗН». В ходе дознания Шепель Р.А. возместил КГКУ «УСЗН» сумму в размере 49250 рублей. В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пп. 13 п. 4.1 социального контракта, заявитель обязан добровольно возместить денежные средства, выплаченные ему вследствие его злоупотребления (предоставление документов с недостоверными сведениями). Требование о возмещении полученных денежных средств в размере 200750 рублей было направлено Шепелю Р.А. письмом 26.05.2023 № 80/1/21-1203. Однако, денежные средства до настоящего времени не поступили в КГКУ «УСЗН». Ссылаясь на ст. 1, ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 401, ст. 1102 ГК РФ истец просит взыскать с Шепеля Р.А. в пользу КГКУ «УСЗН» сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 200750 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5207 рублей 50 копеек.
Представитель истца КГКУ «УСЗН» Ш.П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что приговором суда установлено, что Шепелем Р.А. был предоставлен отчет с недостоверными сведениями и фиктивные документы о приобретении им инструмента, полагает, что в таком случае денежные средства, с учетом суммы уже возмещенной ответчиком в ходе предварительного расследования подлежат возвращению в полном объеме. Отчеты ответчиком предоставлялись ежемесячно. Полученные по социальному контракту денежные средства Шепель Р.А. расходовал путем приобретения инструментов, бывших в употреблении, предпринимательскую деятельность не вел, дохода не имел.
Ответчик Шепель Р.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, почтовое отправление с судебной повесткой возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В действиях ответчика суд усматривает злоупотребление процессуальным правом, что недопустимо в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ. Ответчик имел возможность своевременно получить судебное извещение и реализовать свои процессуальные права в суде. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих получению судебного извещения, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд полагает ответчика надлежаще извещенным о дате и времени судебного разбирательства, а потому, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против которого истец возражений не заявил.
Заслушав представителя истца, оценив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров как социальный контракт по оказанию государственной помощи не поименован. Однако, возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" размер государственной социальной помощи, оказываемой в соответствии с настоящей главой, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности. Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении № к Подпрограмме.
В соответствии с п. 3.1 указанного постановления финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № к подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории <адрес> малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в <адрес>». Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункт 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (пункт 8 Порядка).
Согласно п. 10 Порядка, действующего на момент заключения социального контракта, при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения заявителем требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В соответствии с п. 28 Порядка получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению N 2 к форме социального контракта.
Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятий, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении.
Согласно пп. 4, 5 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления, в том числе невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка); непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка;
Положениями пункта 36 Порядка определено, что получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 36 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
Судом установлено, что 17.09.2021 Шепель Р.А. обратился в территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный с заявлением о назначении ему государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Территориальным отделением КГКУ «Управление социальной защиты населения» принято решение о назначении Шепелю Р.А. государственной социальной помощи в размере 250000 рублей на основании социального контракта.
18 октября 2021 года между КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице начальника территориального отделения по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Шахова П.Г. и Шепелем Р.А. заключен социальный контракт № 56-2-0102, согласно которому Шепелю Р.А. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 250000 рублей для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Предоставление единовременной денежной выплаты осуществлено путем перевода денежных средств на расчетный счет, открытый получателю, что ответчиком не оспаривалось.
Согласно пункту 5.1 контракта он заключается на срок с 18.10.2021 по 18.03.2022.
Подпунктом 7 п. 3.1. контракта установлено, что управление обязано осуществлять ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, а также контроль за целевым использованием выплаченных денежных средств.
В соответствии с п. 4.1. социального контракта заявитель обязан встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход в срок не позднее 3 дней со дня заключения социального контракта при наличии таких расходов, приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы, расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели указанные в разделе 2 социального контракта, предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в уполномоченное учреждение отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные заявителю вследствие его злоупотребления (представление документы с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями) в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.
Программой социальной адаптации предусмотрены следующие мероприятия: консультация «Мой Бизнес 265-44-32» с 01.10.2021 - 31.10.2021, приобретение основных средств и расходных материалов с 01.10.2021-31.12.2021, осуществление деятельности до 31.12.2021, справка о предоставлении доходов - ежемесячно до 31.03.2022. Предусмотрен перечень приобретаемого оборудования, материально-производственных запасов и иного имущества, необходимого для создания и оснащения дополнительных рабочих мест для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках действия настоящей программы социальной адаптации на общую сумму 261661 рубль.
Шепель Р.А. встал на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, ежемесячно своевременно предоставлял отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, что не оспаривалось в судебном заседании истцом.
Вместе с тем приговором мирового судьи судебного участка № 128 в Ужурском районе Красноярского края от 11.04.2023 Шепель Р.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, назначено наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Указанным приговором установлено, что в период времени с 28.10.2021 по 15.02.2022 Шепель Р.А., получивший на законных основаниях денежные средства в сумме 250000 рублей по социальному контракту, желая извлечь для себя материальную выгоду, путем заполнения имеющегося у него бланка договора купли-продажи, изготовил фиктивный договор купли-продажи на приобретение оборудования, которое должно быть приобретено законно по условиям социального контракта, стоимостью 49228 рублей, и акта приема передачи денежных средств на сумму 49228 рублей от 20.01.2022 между собой и Тютиным А.М., не осведомив об этом последнего, с целью отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации по данному социальному контракту об оприходовании полученных им на законных основаниях денежных средств, хотя фактически никакого оборудования не приобретал. Шепель Р.А. предоставил 15.02.2022 фиктивные документы в ТО КГКУ «УСЗН» по Ужурскому району и ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. Ущерб в сумме 49228 рублей Шепелем Р.А. КГКУ «УСЗН» был возмещен.
26.05.2023 в адрес ответчика направлено уведомление о возмещении излишне выплаченной суммы в размере 200750 рублей, до настоящего времени сумма Шепелем Р.А. не возмещена.
Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании с Шепеля Р.А. суммы социальной государственной помощи на основе социального контракта с учетом возмещенной им суммы, в размере 200750 рублей, истец ссылается на обстоятельства предоставления 15.02.2022 ответчиком документов с заведомо недостоверными сведениями.
Вместе с тем п. 38 Порядка предусмотрено, что денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 40 Порядка денежные средства, выплаченные получателю в качестве государственной помощи по мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности", возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня прекращения им индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе Получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования Получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, а в случае отказа от добровольного возмещения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что сумма 200750 рублей не является излишне выплаченной Шепелю Р.А. по социальному контракту, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушений, при которых выплаченная государственная социальная поддержка подлежит возврату ответчиком не допущено, доказательств, что предоставленное ответчику социальное пособие использовалось не по целевому назначению не представлено, исследованными доказательствами подтверждается факт использования денежных средств согласно мероприятиям, предусмотренным социальным контрактом и программой социальной адаптации, в подтверждение расходования суммы в размере 200750 рублей ответчиком представлены отчеты о выполнении мероприятий, в том числе приобретения основных средств и расходных материалов, получении консультации «Мой бизнес», заключение договора аренды помещения (не принимая во внимание фиктивные договор купли-продажи от 20.01.2022, акт приема-передачи денежных средств от 28.01.2022, отчет от 15.02.2022), представленные своевременно в КГКУ «УСЗН», а также договор купли-продажи, акты приема-передачи денежных средств, чеки, квитанции, договор аренды нежилого помещения от 28.10.2021.
Доходы ответчика Шепелева Р.А. за весь срок действия социального контракта оставались нулевыми. В отчетах Шепелем Р.А. указано о ведении им в период социального контракта деятельности как самозанятого, доказательств обратного стороной истца не представлено. Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Шепелю Р.А., не принималось.
Таким образом, приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что цель предоставления государственной социальной помощи, а именно стимулирование малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан и их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута, в связи с чем сам по себе факт приобретения ответчиком оборудования в меньшем количестве, чем это предусмотрено перечнем, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Оснований полагать, что со стороны Шепеля Р.А. имело место неосновательное обогащение, суд не находит.
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу, помимо прочего, относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выплаченные Шепелю Р.А. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере (200750 рублей), в силу положений п. 1 ст. 1102 и п. п. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности Шепеля Р.А. при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем, чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.
В отсутствие доказательств наличия в действиях Шепеля Р.А. недобросовестности, оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной политики денежные средства, как неосновательное обогащение, не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Шепелю Р.А. о взыскании денежных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 19 апреля 2024 года.