дело № 2-2254/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2018 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Богдевич Н.В.,
при секретаре Волчек Ю.М.,
с участием истца Котельниковой И.И. и ее представителя адвоката Сафоновой Н.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельниковой И.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконном решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Котельникова И.И. обратилась в суд с ( учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконном решения, обязании предварительно согласовать предоставление в собственность за плату земельного участка. расположенного по адресу: <адрес>, площадью 780 кв.м. путем утверждения схемы расположения земельного участка на КПТ.
Требования мотивированы тем, что истица на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1-го жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Истица оформила схему расположения земельного участка на КПТ, который соответствует кадастровой карте города и учитывает все смежные земельные участки уже состоящие на кадастровом учете, после чего обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска для предоставления земельного участка в собственность. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № истице отказано в согласовании земельного участка, утверждении схемы, расположении его на КПТ и оформлении в собственность, так как согласно правилам землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта, зоны делового, зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Кроме того, часть земельного участка располагается за границами красных линий.
В судебном заседании истица Котельникова И.И. и ее представитель адвокат Сафонова Н.К. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на иске согласно которого в иске просил отказать, поскольку земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), зоны делового, зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования.
Третьи лица - Управление Федеральной государственной службы кадастра и картографии по Красноярскому краю, Администрация г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ 9далее по тексту ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Как следует из положений п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Нормами п. 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
Как следует из материалов дела, истец на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1-го жилого дома расположенного по адресу: <адрес>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Из кадастровой выписки зданий сооружений, объекте незавершенного строительства следует, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ году.
Согласно выписки из адресного реестра администрации г. Красноярска МБУ г. Красноярска « Центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ одноэтажный жилой дом обозначенный в техническом паспорте лит.А1, А2 имел предыдущий адрес <адрес>
Распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-недв одноэтажному жилому дому ( лит.А1, А2) присвоен адрес <адрес>.
Учитывая, что факт добросовестного владения и пользования Котельниковой И.И. указанным выше жилым домом, ответчиком не опровергнут, доказательства регистрации обременения на спорный участок в материалах дела отсутствуют, а ответчиком суду не представлены, суд приходит к выводу, что отказ ДМИЗО в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным, поскольку спорный земельный участок был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ году. Установление (изменение) красных линий с пересечением ими границ уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков не предусмотрено (не допускается) нормами земельного и градостроительного законодательства. При этом при разработке и утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г.Красноярск органу местного самоуправления следовало учесть фактически расположенные в данном квартале на день разработки проекта планировки объекты капитального строительства и их предназначение.
Законодателем п.9 ч.2 ст.39.6 К РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Перечень документов, представляемых лицом, претендующим на заключение с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов, определен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Анализ положений названного Приказа N 1 от 12.01.2015 года и заявления Котельниковой И.И., поданного в ДД.ММ.ГГГГ году в ДМиЗО г. Красноярска, позволяет сделать вывод о том, что истцом уполномоченному органу представлены все документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, в том числе в ДМиЗО города Красноярска подано заявление, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав с указанием долей в праве.
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст.39.16 ЗК РФ.
Пунктом 14 ст.39.16 ЗК РФ в качестве основания к отказу в заключении договора аренды указано несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Истцом были проведены кадастровые работы, в соответствии с которым, земельный участок, имеет площадь 780 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес> с учетом границ, отраженных в схеме расположения земельного участка, подготовленной Обществом с ограниченной ответственностью «Кадастровое бюро», в следующих точках координат:
Обозначение характерных точек | Координаты | |
Х | Y | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
С целью приобретения права собственности на земельный участок, Котельникова И.И. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), зоны делового, зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка расположена за границами красных линий и является землями общего пользования.
Вместе с тем из материалов дела следует, что постановлением Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены красные линии земельного участка.
Доказательств обратного, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Доказательство того, что спорный земельный участок находится в дух территориальных зонах, а именно зоны территории объектов автомобильного транспорта ( ИТ), зоны делового, зоны застройки индивидуальными жилыми домами, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено.
Перечень документов, представляемых лицом, претендующим на заключение с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов, определен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 года N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Анализ положений названного Приказа N 1 от 12.01.2015 года и заявления Котельниковой И.И., поданного в ДД.ММ.ГГГГ году в ДМИЗО г. Красноярска, позволяет сделать вывод о том, что истцом уполномоченному органу представлены все документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, в том числе в ДМИЗО города Красноярска подано заявление, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав с указанием долей в праве.
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания к отказу в заключении договора аренды указано несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
При таких обстоятельствах, учитывая, что суду представлены сведения, подтверждающие законные требования истца в силу действующего закона, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Котельниковой И.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
При этом, суд учитывает, что истцом представлены суду доказательства, опровергающие обстоятельства, изложенные в письменном отказе, и полагает необходимым незаконным решение ДМИЗО Администрации г.Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письмен № от ДД.ММ.ГГГГ обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Котельниковой И.И., повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления Котельниковой И.И.., земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 780 кв.м., а также об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Котельниковой И.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконном решения, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Крансоярска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Котельниковой И.И., повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления Котельниковой И.И., земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 780 кв.м., а также об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения суда, с 19 июля 2018 года.
Председательствующий:
Судья Н.В. Богдевич