.
Мировой судья ФИО Дело № 12-4/2023
№
РЕШЕНИЕ
30 января 2023 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Хвалевой Е.В.,
с участием начальника ОНДиПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району –главного государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору ФИО4,
представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Цирюльникова А.А.,
при секретаре Арбузовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области Цирюльникова А.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное 19 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Соль-Илецкого района Оренбургской области Федеральное казенное учреждение колония-поселение № 12 УФСИН России по Оренбургской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Цирюльников А.А., действующий на основании доверенности, выражает несогласие с постановлением мирового судьи, полагая, что оно является незаконным. Обращает внимание, что судом не учтен факт того, что ФКУ КП-12 является самостоятельным юридическим лицом. В силу положений Устава учредителем ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказания. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение по своей организационно – правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией. Согласно Уставу источниками финансирования деятельности учреждения является средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Оренбургской области. Указывает, что в 2021-2022 гг. учреждение направляло информацию о потребности в выделении денежных средств на устранении нарушений противопожарной безопасности. Однако от УФСИН России по Оренбургской области был получен отказ в предоставлении денежных средств на устранение выявленных нарушений, указанных в предписании. Кроме того, обращает внимание, что учреждение в срок до 01 июля 2022 года частично выполнило требования, которые были указаны в предписании. Также считает, что судом не принята во внимание имеющаяся судебная практика по аналогичным ситуациям. На основании вышеизложенного, просит суд обжалуемое постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Цирюльников А.А. доводы жалобы подержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Начальник ОНДиПР по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району – главный государственного инспектора Соль-Илецкого городского округа и Акбулакского района по пожарному надзору ФИО4 указал, что считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Просил обжалуемое постановление оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы жалобы, представленные возражения, выслушав участников процесса, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
К обязанностям организаций в области пожарной безопасности статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" отнесена в числе прочих обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как следует из материалов дела, на основании решения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району № от 15 июля 2021 года в отношении ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области проведена выездная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения и выдано предписание № 44/1/1 от 29 июля 2021 года, которым к устранению предложено 43 мероприятия со сроком исполнения 01 июля 2022 года (с учетом Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок устранения продлен до 28 сентября 2022 года).
На основании решения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району № от 25 октября 2022 года в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований № от 29 июля 2021 года, в период с 31 октября 2022 года по 11 ноября 2022 года проведена внеплановая выездная проверка деятельности ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области.
По результатам проведенной проверки установлен факт неисполнения ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области 23 пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29 июля 2021 года №, срок выполнения которых истек 28 сентября 2022 года, а именно:
1. В лестничной клетке размещено оборудование систем отопления, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м. (Административное здание) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; п.6.32 СНиП 21-01-97*; п.4.4.9 СП.1.13130);
2. Ширина дверей на путях эвакуации из коридора второго этажа в лестничную клетку выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,75м.), высота менее 1,9 метра (фактически – 1,86 м.) (Административное здание) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
3. Ширина дверей на путях эвакуации из коридора второго этажа на лестницу 3-го типа выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,77м.) (Административное здание) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
4. Ширина дверей на путях эвакуации выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,62м.) (КПП жилой зоны) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
5. Ширина дверей на путях эвакуации из помещения комнаты инструктажа выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,68 м.) (КПП жилой зоны) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
6. В полу на путях эвакуации устроены пороги (КПП жилой зоны) (п.27 Правил противопожарного режима в РФ);
7. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации выполнена менее 1 метра (Комната свиданий) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.3.3, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.27);
8. Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету выполнена менее 2 метров (Комната свиданий) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.3.2, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.27);
9. В лестничной клетке размещено оборудование систем отопления, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м. (Здание здравпункта) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; п.6.32 СНиП 21-01-97*; п.4.4.9 СП.1.13130);
10. Ширина дверей на путях эвакуации в помещении обеденного зала выполнена в свету менее 1,2 метра (фактически – 0,98 м.), высота менее 1,9 метра (фактически – 1,85 м.) (Столовая) (ст. 89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
11. Ширина дверей на путях эвакуации с учетом установленной решетки выполнена в свету менее 1,2 метра (Отряд №) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
12. Ширина дверей запасного эвакуационного выхода из коридора второго этажа выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,72м.) (Отряд №) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);13. Ширина дверей на путях эвакуации с учетом установленных решеток выполнена в свету менее 1,2 метра (Отряд №,2) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
14. Ширина дверей запасного эвакуационного выхода из коридора первого этажа выполнена в свету менее 1,2 метра (фактически – 0,76м.) (Отряд №,2) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
15. В лестничных клетках размещено оборудование систем отопления, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м. (Отряд №,2) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; п.6.32 СНиП 21-01-97*; п.4.4.9 СП.1.13130);
16. Лестничные клетки не имеют выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, имеющими устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (Отряд №,2) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; п.6.34* СНиП 21-01-97*; п.4.4.11 СП.1.13130);
17. В подвальном помещении организованы производственные участки и производится хранение продукции и других предметов (Отряд №,2) (п.16 б) Правил противопожарного режима в РФ);
18. Склад муки и пекарня не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (Пекарня) (ст.88 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
19. В складе муки допущено устройство электрооборудования без средств пожаровзрывозащиты (ч. 10 ст. 82 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
20. Ширина дверей эвакуационных выходов из раздевалки выполнена в свету менее 0,8 метра (фактически – 0,54 м.) (Участок производства сока) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
21. В полу на путях эвакуации в коридоре устроены пороги (Столовая) (п.27 Правил противопожарного режима в РФ);
22. Высота дверей на путях эвакуации выполнена в свету менее 1,9 метра (фактически – 1,79 м.) (Столовая) (ст.89 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП.1.13130 п.4.2.18, п.4.2.19; СНиП 21-01-97* п.6.16);
23. Гараж не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ; СП 5.13130 прил.А п.10 табл. А.1; НПБ 110-03 табл.3).
Факт невыполнения в установленный срок предписания послужил основанием для составления в отношении ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
- решением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району № от 15 июля 2021 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области,
- предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от 29 июля 2021 года со сроком исполнения 01 июля 2022 года (с учетом Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок устранения продлен до 28 сентября 2022 года,
- решением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району № от 25 октября 2022 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований № от 29 июля 2021 года,
- актом № от 11 ноября 2022 года, согласно которому по результатам проверки выявлен факт неисполнения в установленный срок 23 пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29 июля 2021 года №, срок выполнения которых истек 28 сентября 2022 года,
- протоколом об административном правонарушении № от 18 ноября 2022 года в отношении администрации ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области.
Проверив законность предписания должностного лица, установив факт невыполнения его в установленный срок, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом, суд второй инстанции соглашается с выводами мирового судьи о необходимости исключения из вменяемого юридическому лицу объема невыполненных требований пожарной безопасности нарушения, указанного в п. 35 предписания, ввиду того, что решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу № № от 27 июня 2022 года помещение указанное как подвальное в п. 35 предписания признано подземным этажом. Вместе с тем, оставшиеся нарушения 22 требований вменены ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области верно и их неисполнение явилось основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах, суд второй инстанции находит вывод мирового судьи о наличии в действиях указанного юридического лица состава вмененного административного правонарушения соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что учреждение является казенным, финансируется из средств федерального бюджета, основанием для отмены обжалуемого постановления не является, поскольку не имеет правового значения при рассмотрении дела. В данном случае предписание исходило от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному пожарному надзору, которое в силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" являлось обязательным для исполнения в установленный срок.
При этом состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, носит формальный характер, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, и от ответственности за невыполнение требований об устранении нарушений в установленный срок. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, поскольку деятельность ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области связана с одновременным нахождением на вверенных ему объектах большого количества людей, не обладающих свободой перемещения в связи с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы.
Отсутствие выделенного бюджетного финансирования для устранения всех нарушений, перечисленных в предписании, само по себе в данном случае не свидетельствует о принятии учреждением требуемых мер для выполнения обязанностей по соблюдению законодательных требований в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Частичное устранение выявленных нарушений не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за вмененное правонарушение, поскольку нарушение действующих правил пожарной безопасности имело место на дату их выявления.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных обстоятельств дела, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств,
Таким образом, нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Наказание ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, принципов соразмерности и справедливости, соответствия наказания содеянному.
Оснований для применения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания и для снижения размера назначенного ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области наказания в виде административного штрафа не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности мировым судьей соблюдены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи суд второй инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 12 ░░. 19.5 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-12 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░ ░░-12 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12 – 30.19 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░