Дело № 2-1288/2022
УИД: 78RS0016-01-2022-000143-72 05 апреля 2022 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Т.И.,
при помощнике судьи Сторожиловой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, просит взыскать с ответчика ущерб в размере 162102,00 руб., штраф в размере 50% от стоимости ущерба за отказ в добровольном порядке выполнить требования, расходы по оплате независимой экспертизы в размере 6000,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб.
В обоснование заявленных требований истица указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произошел залив ее квартиры из-за протечки системы отопления. Согласно Акту б/н ООО «ЖКС № <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ причиной протечки явились некачественные работы при ремонте системы отопления. Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ООО «Юридическое бюро оценки и экспертизы», стоимость восстановительного ремонта принадлежащей ей квартиры составила 162102,00 руб. В ответ на досудебную претензию ООО «ЖКС № <адрес>» указал, что капитальный ремонт системы отопления производила подрядная организация ООО «Кредо-Сервис» в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ. Заказчиком и техническим надзором является Некоммерческая организация «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». В ответ на досудебную претензию НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» отказал в возмещении ущерба. Поскольку она является плательщиком взносов на капитальный ремонт, которые поступают на счет ответчика, она является получателем услуг, оказываемых ответчиком. При этом, каких-либо договорных отношений с подрядными организациями, с которыми у ответчика заключены договоры, она не имеет. Действиями ответчика нарушены ее права как потребителя, в связи с чем она имеет право на полное возмещение убытков, компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
В ходе судебного разбирательства по ходатайству стороны ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены ООО «КРЕДО-Сервис» и ООО «Жилкомсервис № <адрес>».
Представителем ответчика, ФИО2 в судебном заседании заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в <адрес> по месту нахождения НО «Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». В обоснование заявленного ходатайства представил письменную позицию, указав, что Закон о защите прав потребителей правоотношения собственников и регионального оператора не регулирует, истцом неверно выбран способ защиты права.
Представитель третьего лица ООО «КРЕДО-Сервис», ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленное ходатайство.
Представитель истца, ФИО4 в судебном заседании возражал против передачи дела по подсудности, считает, что спорные правоотношения регулируются Законом о защите прав потребителей. Также ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков ООО «КРЕДО-Сервис» и ООО «Жилкомсервис № <адрес>».
Истица и представитель третьего лица ООО «Жилкомсервис № <адрес>», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного представителем ответчика ходатайства по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 преамбулы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем в соответствии с абзацем 5 преамбулы Закона является организация, независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "г" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.
Вместе с тем в связи с организацией капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме между собственниками этого имущества и Фондом - региональным оператором капитального ремонта не возникают отношения возмездного оказания услуг.
Так, частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности:
- создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3);
- утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (пункт 4);
- устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
Таким образом, действующее правовое регулирование исходит из того, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является частным делом собственников помещений в таком доме, его своевременное проведение отвечает интересам неопределенного круга лиц, обеспечивая, в частности, безопасность эксплуатации здания. С этим связаны нормы о государственной поддержке проведения капитального ремонта, обязательные требования к порядку разработки и к содержанию региональных программ капитального ремонта (ст. 168 ЖК РФ), а также нормы ст. 189 Кодекса о порядке принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 этого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
В силу части 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, и иные перечисленные в этой статье платежи образуют фонд капитального ремонта, средства которого согласно части 1 ст. 174 Кодекса могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации и на иные указанные в этой статье цели, связанные с организацией ремонта.
На основании приведенной выше нормы пункта 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 765 создана некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и установлено, что целью участия Санкт-Петербурга в Фонде является осуществление деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 180 ЖК РФ к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В силу части 1 ст. 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Приведенные положения закона не позволяют признать, что региональный оператор в рамках осуществления своей уставной деятельности оказывает какие-либо возмездные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме; его основной задачей, помимо аккумулирования в предусмотренных законом случаях средств фонда капитального ремонта, является лишь обеспечение целевого использования этих средств, в том числе в рамках выполнения функций заказчика.
Взносы собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ расходуются исключительно на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту, при этом договорные отношения между ними и Фондом (региональным оператором) отсутствуют, Фонд осуществляет свои функции безвозмездно для этих собственников. При этом использование сумм взносов на собственные нужды регионального оператора (в частности, на оплату его административно-хозяйственных расходов) прямо запрещено частью 3 ст. 179 ЖК РФ.
При рассмотрении спора суд не связан правильностью правового обоснования требования истцом и должен применить нормы материального права, подлежащие применению исходя из предмета требования и фактических обстоятельств, положенных в основание иска. Таким образом, давая правовую квалификацию отношениям сторон спора и установив возникшие между сторонами правоотношения, суд самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению.
Поскольку Закон о защите прав потребителей правоотношения собственников и регионального оператора не регулирует, подсудность настоящего спора на основании вышеназванного Закона истцом определена неверно.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения НО «Фонд- региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» является следующий адрес: <адрес> <адрес>.
Указанный адрес не относится к территориальной подсудности Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, а относится к подсудности <адрес>.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Принимая во внимание, что настоящее дело принято к рассмотрению Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга с нарушением правил подсудности, в соответствии со ст. 33 ГПК РФ гражданское дело подлежит передаче в <адрес> по месту нахождения ответчика.
Суд не находит оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчиков ООО «КРЕДО-Сервис» и ООО «Жилкомсервис № <адрес>», поскольку правоотношения между истцом и управляющей компанией регулируются, в том числе и Законом о защите прав потребителей, а правоотношения между истцом и ООО «КРЕДО-Сервис» - нормами права, регулирующими деликтные правоотношения. Кроме того, истец не уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ с указанием сумм, подлежащих взысканию с каждого из заявленных соответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 28, 33 ч. 2 п.3, 224, 225 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Гражданское дело № по иску ФИО1 к Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» о защите прав потребителей передать для рассмотрения по подсудности в <адрес>.
Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи частной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом.
Судья