Решение по делу № 2-1-50/2024 от 01.04.2024

Гражданское дело №2-1-50/2024

УИД 57RS0020-01-2024-000092-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2024 года п. Хотынец

Хотынецкий районный суд Орловской области, в составе:

председательствующего судьи Никишиной Т.Н.,

при секретаре Тишиной Ю.Ю.,

с участием помощника Хотынецкого межрайонного

прокурора Орловской области Горохова А.А.,

истца Штановой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по исковому заявлению межрайонного прокурора Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах Штановой Р.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов <данные изъяты> области, Государственному унитарному предприятию <данные изъяты> области «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный прокурор Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области обратился в суд в интересах Штановой РА. с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов <данные изъяты> области, Государственному унитарному предприятию <данные изъяты> области «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование заявленных требований указано, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка по обращению по вопросу обеспечения за счет бюджетных" денежных средств льготной категории граждан лекарственными препаратами и лечебным питанием.

В ходе проверки было установлено, что Штанова Р.А., N-числа года рождения состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом: «<данные изъяты>», в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.

По рекомендации врача, согласно многочисленным выпискам Штанова Р.А., нуждается в медикаментозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и др.

В ходе проверки установлено, что препарат <данные изъяты> (международное непатентованное или химическое наименование «<данные изъяты>») согласно выпискам лечащего врача, необходим Штановой Р.А. по 4 таблетки 3 раз в сутки, с N-числа по N-числа необходимо 5328 таблеток, по состоянию на N-числа выписаны рецепты (всего по рецептам выписано 900 таб., обеспечено 300 таб.): N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки;

N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки (истек срок действия рецепта N-числа); N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки (находится на отсроченном обеспечении).

Таким образом, до настоящего времени Штанова Р.А., N-числа года рождения, не обеспечена назначенным лекарственным препаратом в полном объёме по потребности.

Просит суд обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями, вплоть до отмены препарата лечащим врачом; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Штанову Р.А. лекарственным препаратом по международному непатентованному или химическому наименованию «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Горохов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил об их удовлетворении.

Истец Штанова Р.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» - главный врач Бурцев Ю.В. в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ГУП <данные изъяты> «<данные изъяты>» в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представитель третьего лица Департамента финансов <данные изъяты> области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков и представителей третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 года № 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные уСлуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).

За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно¬профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского

назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) I 10-1 13.9) включены в перечень социально-значимых заболеваний.

Согласно международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) к болезням, характеризующимся повышенным кровяным давлением, относится, в том числе <данные изъяты>).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Данным Перечнем предусмотрено, что неработающим инвалидам II группы при амбулаторном лечении отпускаются по рецептам врачей бесплатно все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаиатами и медицинскими изделиями.

Из материалов дела следует, что Штанова Р.А., N-числа года рождения, является <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>», данное заболевание включено в перечень социально-значимых заболеваний.

Согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ и Департаментом здравоохранения Орловской области», Штанова Р.А. является получателем льготных лекарственных препаратов, а именно: <данные изъяты>. Данные препараты относятся к жизненно необходимым. Рецепты выдавались Штановой Р.А. согласно представленному приложению. На пациентку Штанову Р.А. дополнительная заявка не составлялась, так как её потребность в лекарственных препаратах вошла в общую заявку на 2024 год (л.д. <данные изъяты>).

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Штанова Р.А. имеет право на набор социальных услуг. Рецепты на получение льготных препаратов выдавались Штановой Р.А., начиная с N-числа.

Из информации Департамента здравоохранения Орловской области исх. от N-числа следует, что в счете льготника содержится информация о виде льготы пациента, потребности, дате обеспечения в 2023 г. и текущем 2024 г. об обеспечении пациента в 2023 г. и текущем периоде 2024 г. Дополнительная заявка на обеспечение в 2023 году Штановой Р.А. льготными лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета поступила в N-числа и была выполнена. Штанова Р.А. сохранила право на набор социальных услуг на 2024 г. Департаментом Орловской области проведена закупка основных групп лекарственных препаратов и медицинских изделий на 2024 год. Лекарственный препарат <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета вошел в основную (финансово обеспеченную) заявку БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» в количестве 50 упаковок, дополнительная заявка составляет 170 упаковок на сумму 392 360,00 рублей. Дополнительные закупки возможны только в случае сложившейся экономии в результате торгов по основным заявкам и/или выделения дополнительного финансирования (л.д. <данные изъяты>).

По рекомендациям врача, Штанова Р.А. нуждается в медикаметозной терапии в виде приема лекарственных препаратов, в том числе: <данные изъяты> по 4 таблетки 4 раза в день. Таким образом, суточная потребность Штановой Р.А. в данном препарате составляет 16 таблеток (л.д. <данные изъяты>).

За период с N-числа по N-числа (444 календарных дня) Штановой Р.А необходимо 7104 таблетки (444 х 16). За указанный истекший период на вышеуказанный препарат выписано 4 рецепта (всего по рецептам выписано 1300 таблеток, обеспечено 700 таблеток):

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки;

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки (рецепт недействителен, N-числа истек срок действия рецепта);

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 4 упаковки;

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки (находится в аптечном пункте, рецепт не обслужен) (л.д. <данные изъяты>).

Исходя из устного обращения Штановой Р.А., поступившего на телефон «горячей линии» прокуратуры <данные изъяты>, от N-числа, она не получает льготное лекарство <данные изъяты> (в 2023 году получила 1 раз, в 2024 году - в январе) (л.д. <данные изъяты>).

Данные обстоятельства подтверждаются также счетами на пациента Штанову РА. от N-числа, представленными Департаментом здравоохранения Орловской области (л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, судом установлено, что Штанова Р.А. своевременно не была обеспечена в соответствии с имеющейся потребностью лекарственными препаратами, что влечет нарушение права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а с учетом имеющегося у неё заболевания опасно для её жизни и здоровья.

При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

По смыслу приведенных выше норм права Штанова Р.А. должна обеспечиваться вышеуказанными лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Штановой Р.А. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Суд приходит к выводу, что не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие заявок главного врача БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ», поскольку они не свидетельствуют о том, что Штанова Р.А. в надлежащем порядке обеспечена необходимым лекарственным препаратом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, а отсутствие выписанных рецептов не является основанием для не исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по закупке и обеспечению лекарственного препарата.

В соответствии со статьей 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом специфики заболевания Штановой Р.А., жизненной необходимости истца в назначенных препаратах, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Штановой Р.А. удовлетворить.

Обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Штанову Раису Алексеевну, N-числа года рождения лекарственным препаратом по международному непатентованному или химическому наименованию «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.

Обратить решение к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Гражданское дело №2-1-50/2024

УИД 57RS0020-01-2024-000092-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2024 года п. Хотынец

Хотынецкий районный суд Орловской области, в составе:

председательствующего судьи Никишиной Т.Н.,

при секретаре Тишиной Ю.Ю.,

с участием помощника Хотынецкого межрайонного

прокурора Орловской области Горохова А.А.,

истца Штановой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по исковому заявлению межрайонного прокурора Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах Штановой Р.А. к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов <данные изъяты> области, Государственному унитарному предприятию <данные изъяты> области «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный прокурор Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области обратился в суд в интересах Штановой РА. с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области, третьим лицам: Департаменту финансов <данные изъяты> области, Государственному унитарному предприятию <данные изъяты> области «<данные изъяты>» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование заявленных требований указано, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка по обращению по вопросу обеспечения за счет бюджетных" денежных средств льготной категории граждан лекарственными препаратами и лечебным питанием.

В ходе проверки было установлено, что Штанова Р.А., N-числа года рождения состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом: «<данные изъяты>», в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.

По рекомендации врача, согласно многочисленным выпискам Штанова Р.А., нуждается в медикаментозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и др.

В ходе проверки установлено, что препарат <данные изъяты> (международное непатентованное или химическое наименование «<данные изъяты>») согласно выпискам лечащего врача, необходим Штановой Р.А. по 4 таблетки 3 раз в сутки, с N-числа по N-числа необходимо 5328 таблеток, по состоянию на N-числа выписаны рецепты (всего по рецептам выписано 900 таб., обеспечено 300 таб.): N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки;

N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки (истек срок действия рецепта N-числа); N-числа серии <данные изъяты> 3 упаковки (находится на отсроченном обеспечении).

Таким образом, до настоящего времени Штанова Р.А., N-числа года рождения, не обеспечена назначенным лекарственным препаратом в полном объёме по потребности.

Просит суд обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями, вплоть до отмены препарата лечащим врачом; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Штанову Р.А. лекарственным препаратом по международному непатентованному или химическому наименованию «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Горохов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил об их удовлетворении.

Истец Штанова Р.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» - главный врач Бурцев Ю.В. в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ГУП <данные изъяты> «<данные изъяты>» в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представитель третьего лица Департамента финансов <данные изъяты> области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков и представителей третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 года № 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные уСлуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).

За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно¬профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского

назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).

В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) I 10-1 13.9) включены в перечень социально-значимых заболеваний.

Согласно международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) к болезням, характеризующимся повышенным кровяным давлением, относится, в том числе <данные изъяты>).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Данным Перечнем предусмотрено, что неработающим инвалидам II группы при амбулаторном лечении отпускаются по рецептам врачей бесплатно все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаиатами и медицинскими изделиями.

Из материалов дела следует, что Штанова Р.А., N-числа года рождения, является <данные изъяты>, состоит на диспансерном учете БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты>», данное заболевание включено в перечень социально-значимых заболеваний.

Согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ и Департаментом здравоохранения Орловской области», Штанова Р.А. является получателем льготных лекарственных препаратов, а именно: <данные изъяты>. Данные препараты относятся к жизненно необходимым. Рецепты выдавались Штановой Р.А. согласно представленному приложению. На пациентку Штанову Р.А. дополнительная заявка не составлялась, так как её потребность в лекарственных препаратах вошла в общую заявку на 2024 год (л.д. <данные изъяты>).

Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Штанова Р.А. имеет право на набор социальных услуг. Рецепты на получение льготных препаратов выдавались Штановой Р.А., начиная с N-числа.

Из информации Департамента здравоохранения Орловской области исх. от N-числа следует, что в счете льготника содержится информация о виде льготы пациента, потребности, дате обеспечения в 2023 г. и текущем 2024 г. об обеспечении пациента в 2023 г. и текущем периоде 2024 г. Дополнительная заявка на обеспечение в 2023 году Штановой Р.А. льготными лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета поступила в N-числа и была выполнена. Штанова Р.А. сохранила право на набор социальных услуг на 2024 г. Департаментом Орловской области проведена закупка основных групп лекарственных препаратов и медицинских изделий на 2024 год. Лекарственный препарат <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета вошел в основную (финансово обеспеченную) заявку БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ» в количестве 50 упаковок, дополнительная заявка составляет 170 упаковок на сумму 392 360,00 рублей. Дополнительные закупки возможны только в случае сложившейся экономии в результате торгов по основным заявкам и/или выделения дополнительного финансирования (л.д. <данные изъяты>).

По рекомендациям врача, Штанова Р.А. нуждается в медикаметозной терапии в виде приема лекарственных препаратов, в том числе: <данные изъяты> по 4 таблетки 4 раза в день. Таким образом, суточная потребность Штановой Р.А. в данном препарате составляет 16 таблеток (л.д. <данные изъяты>).

За период с N-числа по N-числа (444 календарных дня) Штановой Р.А необходимо 7104 таблетки (444 х 16). За указанный истекший период на вышеуказанный препарат выписано 4 рецепта (всего по рецептам выписано 1300 таблеток, обеспечено 700 таблеток):

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки;

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки (рецепт недействителен, N-числа истек срок действия рецепта);

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 4 упаковки;

- N-числа выписан рецепт серии <данные изъяты> в количестве 3 упаковки (находится в аптечном пункте, рецепт не обслужен) (л.д. <данные изъяты>).

Исходя из устного обращения Штановой Р.А., поступившего на телефон «горячей линии» прокуратуры <данные изъяты>, от N-числа, она не получает льготное лекарство <данные изъяты> (в 2023 году получила 1 раз, в 2024 году - в январе) (л.д. <данные изъяты>).

Данные обстоятельства подтверждаются также счетами на пациента Штанову РА. от N-числа, представленными Департаментом здравоохранения Орловской области (л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, судом установлено, что Штанова Р.А. своевременно не была обеспечена в соответствии с имеющейся потребностью лекарственными препаратами, что влечет нарушение права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а с учетом имеющегося у неё заболевания опасно для её жизни и здоровья.

При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

По смыслу приведенных выше норм права Штанова Р.А. должна обеспечиваться вышеуказанными лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Штановой Р.А. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Суд приходит к выводу, что не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие заявок главного врача БУЗ Орловской области «Хотынецкая ЦРБ», поскольку они не свидетельствуют о том, что Штанова Р.А. в надлежащем порядке обеспечена необходимым лекарственным препаратом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, а отсутствие выписанных рецептов не является основанием для не исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по закупке и обеспечению лекарственного препарата.

В соответствии со статьей 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом специфики заболевания Штановой Р.А., жизненной необходимости истца в назначенных препаратах, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Штановой Р.А. удовлетворить.

Обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Штанову Раису Алексеевну, N-числа года рождения лекарственным препаратом по международному непатентованному или химическому наименованию «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.

Обратить решение к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

2-1-50/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Штанова Раиса Алексеевна
Хотынецкий межрайонный прокурор
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ Орловской области "Хотынецкая ЦРБ"
Другие
ГУП Орловской области "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Хотынецкий районный суд Орловской области
Судья
Никишина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
hotynecky.orl.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
04.06.2024Дело передано в архив
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее