УИД 11RS0001-01-2021-019324-79 Дело № 2а-1272/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного истца Клубет А.М., действующего на основании доверенности от 19.03.2021,
административного соответчика и представителя административных соответчиков Трефиловой Е.В., действующей на основании доверенности от 24.02.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФСИН России по Республике Коми к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой ФИО1, Межрайонному отделению по ИОВИП, УФСПП по Республике Коми об освобождении от исполнительского сбора, о понуждении прекращения исполнительного производства
УСТАНОВИЛ
УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от исполнительского сбора
Основанием обращения явилось несогласие с постановлением судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора, поскольку требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Определением от 22.11.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП по Республике Коми, Межрайонное отделение по ИОВИП.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по изложенным доводам, указав, что решение суда исполнено в полном объеме еще до возбуждения исполнительного производства, взыскателю Пшеничному М.А. дан ответ по его обращению.
Административный ответчик Трефилова Е.В. требования не признала, указав, что повторный ответ является идентичным первому, при даче ответа необходимо было сослаться на что-то иное
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Сыктывкарского городского суда от 26.08.2020 №2а-3999/2020 в удовлетворении административного искового заявления ... М.А. о признании незаконным ответа УФСИН России по Республике Коми от 20.03.2020 № ОГ-12/10/12-721, обязании принять решение о переводе для дальнейшего отбывания наказания в ФФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07.12.2020, оставленным без изменения кассационными определениями Третьего кассационного суда от 28.04.2021, 19.05.2021, названное решение отменено, признан незаконным ответ УФСИН по Республике Коми от 20.03.2020 с возложение на УФСИН России по Республике Коми обязанности по повторному рассмотрению обращения ... М.А. от 25.02.2020 по вопросу перевода для дальнейшего отбытия наказания в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОВИП от 18.03.2021 возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении должника УФСИН России по Республике Коми по требованию о повторном рассмотрении обращения ... М.А. от 25.02.2020 с установлением 5-дневного срока для добровольного исполнения требований.
03.11.2021 с должника УФСИН России по Республике Коми взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Пунктом 2.1 раздела II "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора" утвержденные ФССП России 07.06.2014 года № 0001/16 постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Из судебных актов следует, что 25.02.2020 ... М.А. направил в УФСИН России по Республике Коми заявление о его переводе для дальнейшего отбывания наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми для лиц впервые осужденных к лишению свободы.
Письмом врио первого заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми от 20.03.2020 ... М.А. извещен об отсутствии оснований для перевода в исправительное учреждение, предназначенное для содержания лиц, осужденных впервые к лишению свободы, поскольку ... М.А. ранее отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы и освободился из мест лишения свободы по отбытию срока наказания в 2013 году.
Во исполнении требований исполнительного документа по повторному рассмотрению обращения ... М.А., письмом заместителя начальника УФСИН России по Республике Коми от 19.02.2021 № ... ... М.А. разъяснены положения действующего законодательства (ст. 80 ч. 2 УИК РФ, 86 ч. 6 УК РФ), сделан вывод, что необходимость по отдельному содержанию лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, не может рассматриваться как юридическое последствие судимости, поскольку последствия судимости сформулированы в нормах Уголовного закона и связаны непосредственно с фактом наличия судимости, а не с отбыванием наказания в виде лишения свободы. Также должностным лицом сообщено об обжаловании апелляционного определения, по результатам которого руководство УФСИН вернется к вопросу перевода из ИК-1 в ИК-25.
Таким образом, после вынесения судом апелляционной инстанции определения от 07.12.2020, до возбуждения исполнительного производства, УФСИН России по Республике Коми исполнил требование суда апелляционной инстанции по повторному рассмотрению обращения осужденного ... М.А., в связи с чем суд полагает, что правовых оснований для взыскания исполнительского сбора с должника не было.
При этом ответ является мотивированным со на нормы действующего законодательства, дан надлежащим должностным лицом, в установленной форме и сроки.
При этом позиция судебного пристава-исполнителя Трефиловой Е.В. о том, что в такой ответ должен сдержать иные доводы, чем ответ от 20.03.2020 ничем не обоснована, должник в полном объеме выполнил требования судебного акта, повторно рассмотрев обращение взыскателя
При таких обстоятельствах, суд не усматривает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа и полагает возможным освободить УФСИН России по Республике Коми от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.
Статья 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит основания прекращения исполнительного производства. Поскольку таких оснований в настоящем деле не установлено, административные требования о прекращении исполнительного производства суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление УФСИН России по Республике Коми к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Екатерине Валерьевне, Межрайонному отделению по ИОВИП, УФСПП по Республике Коми об освобождении от исполнительского сбора, о понуждении прекращения исполнительного производства, удовлетворить частично.
Освободить УФСИН России по Республике Коми от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОВИП постановлением от 03 ноября 2021 по исполнительному производству № ...-ИП.
В удовлетворении административного искового заявления УФСИН России по Республике Коми к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения ОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой ФИО2, Межрайонному отделению по ИОВИП, УФСПП по Республике Коми о понуждении прекращения исполнительного производства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято ** ** **
Судья А.П. Леконцев