Судья Шам С.Е. УИД 61RS0023-01-2020-005723-38
дело № 33-5337/2024
дело № 2-774/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего Перфиловой А.В.
судей Джагрунова А.А.,Максимова Е.А.
при секретаре Журбе И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаспаряна Геворга Вагифовича к администрации г. Шахты, 3-е лицо- Министерство топлива и энергетики РФ, об установлении факта постоянного проживания и об обязании включения в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания, по апелляционной жалобе администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Перфиловой А.В., судебная коллегия
установила:
Гаспарян Г.В. обратился в суд с иском к администрации г. Шахты об обязании включить в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, об обязании заключить с истцом договор о предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что на основании отчета СКП ОАО «ВНИМИ» о степени влияния горных работ ликвидированных шахт ОАО «Ростовуголь» жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Аютинская» ОАО «Ростовуголь». В этой связи собственник указанного дома ФИО1 с составом семьи, кроме истца, был включен в списки граждан, подлежащих переселению в рамках реализации программы «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого». Причиной отказа во включении Гаспаряна Г.В. в списки граждан, подлежащих переселению, явилось то обстоятельство, что истец не имел паспорт гражданина РФ на момент их составления, а так же регистрации по месту жительства в доме, принадлежащем отцу истца. Только 30.09.2009 решением Шахтинского городского суда Ростовской области был установлен факт проживания Гаспаряна Г.В. на территории Российской Федерации с 30.12.1992. В настоящее время, ФИО1 с членами семьи, включенными в списки на переселение, выехал из дома, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ на шахте «Аютинская» ОАО «Ростовуголь», в другое жилое помещение, а истец Гаспарян Г.В. остался проживать в том же ветхом доме, признанном аварийным.
С учетом изложенного, истец Гаспарян Г.В. просил суд обязать администрацию г. Шахты включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, обязать заключить с Гаспаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» из расчета 33 кв.м.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 января 2021г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация г. Шахты подала апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт приводит доводы о том, что не был извещен о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу. Доказательства его извещения, как и третьего лица по делу, а также направления сторонам искового заявления и принятого по делу решения, отсутствуют.
Также автор жалобы считает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального права. В частности, судом не учтено, что социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению.
Кроме этого, по мнению подателя жалобы, сам по себе факт проживания истца в жилом помещении, признанном не пригодным для проживания по критериям безопасности в связи с проведением горных работ, не влечет за собой включение его в список граждан, подлежащих переселению, поскольку для этого должна иметься законодательно закрепленная совокупность обстоятельств – проживание в данном жилом помещении и нуждаемость в предоставлении жилья, имевшие место на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности. Не может быть включен апеллянт в список и в порядке ежегодного уточнения, поскольку уточнение списков может иметь место в связи с естественной убылью или ростом количества членов семьи лиц, которые уже включены в списки. Предусмотренный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 июля 2023 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГГЖ РФ, в связи с ненадлежащим извещением ответчика о судебном заседании.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 г. решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 января 2021 г. отменено. По делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Суд обязал администрацию г. Шахты включить Гаспаряна Г.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах; заключить с Гаепаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью не менее нормы предоставления 33 кв.м за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12декабря 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 г. отменено в части понуждения администрации г. Шахты заключить с Гаспаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью не менее нормы предоставления 33 кв.м. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 июля 2023 г. оставлено без изменения.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что судом не было учтено, что истец приобрел это право быть включенным в список именно как член семьи собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания - ФИО1 и соответственно норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, не может применяться к истцу как для одиноких граждан.
Истец Гаспарян Г.В. и его представитель в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Яценко Н.В. судебном заседании суда апелляционной инстанции просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Дело в порядке ст.ст. 167,327 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, на основании договора купли-продажи от 01.06.1994 приобрел в собственность 1/2 долю домовладения по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно свидетельству о рождении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО1 является отцом истца Гаспаряна Г.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 30 сентября 2009 г., вступившим в законную силу, установлено, что Гаспарян Г.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, будучи несовершеннолетним, вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в декабре 1992 года и проживал с родителями в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с 1994 года, то есть с момента покупки отцом истца названного дома. С 1994 года по 2001 года Гаспарян Г.В., обучался в средней школе №14 г. Шахты. При этом, истец ни паспортом Республики Армения, ни паспортом Российской Федерации не документировался.
Как следует из ответа Шахтинского городского суда на запрос суда апелляционной инстанции, гражданское дело №2-3171/2009 по заявлению Гаспаряна Г.В., заинтересованное лицо УФМС по Ростовской области, об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, уничтожено за истечением срока хранения.
Согласно копии паспорта Гаспаряну Г.В. Отделом УФМС России по Ростовской области в г. Шахты паспорт гражданина РФ выдан 06.06.2014. Согласно отметке в паспорте по адресу: в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Гаспарян Г.В. зарегистрирован с 01.02.2017.
На основании акта от 22.07.2023, удостоверенному административным участковым № 67 (территориальное управление) г. Шахты Ростовской области, подписанному ФИО2, ФИО3, ФИО4, истец Гаспарян Г.В., с 1994 года проживает с семьей по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и зарегистрирован в указанном домовладении, принадлежащем его отцу, по настоящее время.
Согласно справке МБОУ СОШ №14 г. Шахты от 21.07.2023 Гаспарян Г.В., проживавший по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с сентября 1994 года по май 2001 года обучался в данном учреждении и окончил 9 классов.
Решение о ликвидации шахты «Южная» было принято на основании протокола заседания Совета директоров ОАО «Ростовуголь» №5 от 05.02.2002.
Допрошенные судом свидетели: ФИО4 и ФИО5, которые проживают по соседству с семьей истца, подтвердили то, что отец истца приобрел названный жилой дом в 1994 году и с этого времени семья, в том числе, и Гаспарян Г.В. проживали в названном доме, истец продолжает в нем проживать по настоящее время.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, Гаспарян Г.В. на территории Российской Федерации объектов недвижимости в собственности не имеет.
Как следует из отчета о научно-технической заботе СКФ ООО «МНЦ Геомех» от 24.07.2013, дом по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится на подработанной территории угольной шахты «Аютинская» ОАО «Ростовуголь».
Указанным отчетом жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Решением Шахтинского городского суда от 17 января 2019 г. был удовлетворен иск ФИО1(отца истца) к администрации г. Шахты об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обращался в администрацию г. Шахты с заявлениями на включение в списки граждан подлежащих переселению из ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, жилого помещения всего состава семьи, в том числе, и Гаспаряна Г.В., что подтверждается представленными администрацией г. Шахты сведениями от 21.05.2019 о составе лиц, находящихся на регистрационном учете по месту жительства. Однако, истец не был включен в списки на переселение, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось.
Из представленной администрацией г. Шахты справки о составе семьи, выданной по состоянию на 01.02.2017, также следует, что Гаспарян Г.В. включен в состав семьи собственника жилого дома - ФИО6
Указанное решение суда администрацией г. Шахты было исполнено, ввиду чего ФИО1 с членами семьи, включенными в списки на переселение, выехал в другое жилое помещение, а истец сохраняет регистрацию по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до настоящего времени и проживает в доме.
Истец обращался в администрацию г. Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах ОАО «Ростовутоль», однако, письмом от 21.09.2020 №61.03.2 истцу отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению, со ссылкой на отсутствие оснований.
Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила)
В соответствии с п. 8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, из п. 8 настоящих Правил следует, что предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, фактическое проживание и наличие права на жилое помещение, нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.
При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Представленными документами и иными исследованными судебной коллегией доказательствами подтверждается, что на момент принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности истец, на законных основаниях, в качестве несовершеннолетнего члена семьи собственника жилого помещения, фактически проживал в жилом доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, иного жилого помещения в собственности и пользовании не имеет, обратного не доказано.
Принимая во внимание, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ не направлено на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, то положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях применению к спорным отношениям не подлежат.
Учитывая, что названное жилое помещение в результате ведения горных работ в установленном порядке признано непригодными для проживания и соответственно истец вправе, как и остальные члены его семьи, быть включенным в списки граждан проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания с последующим заключением договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности» по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N428 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 (ред. от 29.12.2021) «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусмотрено, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья.
В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.
При этом норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты на каждого члена семьи составляет 18 кв.м, а, поскольку истец приобрел это право быть включенным в список именно как член семьи собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания - ФИО1, то судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в данной части, обязав администрацию г. Шахты заключить с Гаспаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью не менее нормы предоставления именно 18 квадратных метра за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Учитывая приведенные выше положения закона, разъяснения по их применению, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным в указанной части, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела при неправильном применении норм материального и процессуального права, что в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, является основанием для отмены решения и принятия нового решения.
При таком положении, судебная коллегия считает необходимым решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 января 2021 г. в части обязания администрации г. Шахты заключить с Гаспаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отменить и в отмененной части принять по делу новое решение, обязав администрацию г. Шахты заключить с Гаспаряном Г.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью не менее нормы предоставления 18 квадратных метра за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 18 января 2021 г. отменить в части обязания администрации г. Шахты заключить с Гаспаряном Геворгом Вагифовичем договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья и в отмененной части принять по делу новое решение.
Обязать администрацию г. Шахты заключить с Гаспаряном Геворгом Вагифовичем (паспорт НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью не менее нормы предоставления 18 квадратных метра за счет средств, предназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23.04.2024.