№ 10RS0012-01-2021-000591-42 Дело № 2-286/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2021 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Гуль И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеева Алексея Викторовича к обществу с ограниченной ответственностью «Центурион» о взыскании заработной платы,
установил:
Гордеев А.В. обратился с названным иском по тем основаниям, что с 28.01.2020 по 19.05.2021 работал в обществе с ограниченной ответственностью «Центурион» (далее также ООО «Центурион») в должности машиниста экскаватора. Истец указал, что согласно условиям трудового договора ему была установлена тарифная ставка в размере 183,75 рублей в час, 4% тарифной ставки/оклада за вредные условия труда, 1,15% - районный коэффициент к заработной плате и надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%. 01.02.2021 дополнительным соглашением № 4 внесены изменения в трудовой договор № 21, согласно которым, тарифная ставка установлена в размере 81,50 рублей в час, основанием изменения тарифной ставки явилось уменьшение объема работ. Из иска следует, что 01.04.2021 дополнительным соглашением № 5 к трудовому договору Гордееву А.В. также установлена тарифная ставка в размере 81,50 рублей в час, 4% тарифной ставки/оклада за вредные условия труда, 1,15% - районный коэффициент к заработной плате и надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%. Основанием для внесения изменений в трудовой договор явилось утверждение работодателем положения о системе мотивации сотрудников ООО «Центурион». Также из иска следует, что наименование должности, условия и место работы, должностные обязанности у истца не изменились, однако за период с 28.01.2020 по 19.05.2021 начисление и выплата заработной платы производились работодателем с применением тарифной ставки 81,50 рублей в час. Считая, что применение новой тарифной ставки произведено ответчиком без соблюдения процедуры, предусмотренной статьями 72, 74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ТК РФ), истец просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в размере 58 538,55 рублей, в том числе: 53 700,33 рублей – задолженность по заработной плате, 2 875,08 рублей – отпускные, 1 963,14 рублей – компенсацию за неиспользованный отпуск.
Впоследствии Гордеев А.В. изменил исковые требования, помимо вышеперечисленных требований просит признать недействительными дополнительные соглашения к трудовому договору от 01.02.2021 № 4, 01.04.2021 № 5.
В судебном заседании истец, его представитель, действующая на основании ордера адвокат Брицына Екатерина Сергеевна, исковые требования поддержали, пояснили, что в феврале 2021 года руководство ООО «Центурион» обязало работников предприятия подписать дополнительные соглашения, по условиям которых работникам устанавливался минимальный размер оплаты труда, при этом тем кто отказывался подписать дополнительные соглашения, не выплачивалась заработная плата, также предлагалось уволиться. Считают, что работодатель нарушил процедуру изменения условий договора, не предупредив истца за два месяца.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Пономарева Анастасия Геннадьевна, исковые требования не признала, пояснила, что в связи с уменьшением объема производства работникам с 1 февраля 2021 года было предложено подписать дополнительные соглашения, истец добровольно, без какого-либо давления подписал его. Затем на предприятии было разработано положение о мотивации работников, в связи с чем с 1 апреля 2021 года были подписаны новые дополнительные соглашения. Также пояснила, что на предприятии не произошли изменения технологических или организационных условий труда, работники подписали соглашения в рамках статьи 72 ТК РФ, то есть по обоюдному согласию, поэтому предупреждать работников за два месяца об изменении заработной платы не было оснований.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, их представителей, свидетелей Р.А.В., Х.А.Г., Р.С.В., К.И.Ф., считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Гордеев А.В. работал в ООО «Центурион» с 28 января 2020 года по 19 мая 2021 года машинистом экскаватора. С ним был заключен трудовой договор 28.01.2020 № 21, согласно которому ему была установлена тарифная ставка в размере 183,75 рублей в час. 01.02.2021 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 4 к трудовому договору, в котором истцу была установлена тарифная ставка 81,50 рублей в час, основанием подписания соглашения указано уменьшение объема работ. Также между сторонами 1 апреля 2021 года подписано дополнительное соглашение № 5, в котором истцу была установлена тарифная ставка 81,50 рублей в час, основанием подписания соглашения указано утверждение положения о системе мотивации работников ООО «Центурион». С 1 февраля 2021 года Гордееву А.В. выплачивалась заработная плата, исходя из новой тарифной ставки.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд принял во внимание следующее.
В соответствии со статьей 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу статьи 72 указанного кодекса изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Из приведенных выше норм следует, что правовой механизм, допускающий изменение определенных условий трудового договора предоставляет возможность сторонам трудового договора достичь соглашения при условии, когда стороны пришли к обоюдному согласию об изменении таких условий.
Вместе с тем, работнику как экономически более слабой стороне в трудовом правоотношении должна быть гарантирована защита его прав и в том случае, когда он выражает согласие на изменение определениях условий трудового договора.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).
Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплаты заработной платы, которая устанавливается трудовым договором и зависит от квалификации работника, количества и качества затраченного труда.
Как указано в части 3 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
В силу статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, под которым, по смыслу международно-правовых норм и действующего российского законодательства, понимается, в том числе, труд без соответствующей оплаты.
На основании статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно части 2 статьи 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Придя к обоюдному согласию об изменении условий труда в части уменьшения заработной платы и подписав 01.02.2021 соответствующее дополнительное соглашение № 4, работодатель, по мнению суда, мог применить его не ранее, чем 01.04.2021, то есть настоящий спор должен регулироваться именно положениями части 2 статьи 74 ТК РФ, чего ответчиком сделано не было, в связи с чем исковые требования в части взыскания заработной платы за февраль и март 2021 года подлежат удовлетворению.
Поскольку Гордеев А.В., подписав 01.02.2021 дополнительное соглашение, тем самым выразил согласие на изменение определенных условий трудового договора, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за апрель и май 2021 года, поскольку в данном случае истец был уведомлен за два месяца.
В удовлетворении исковых требований о признании дополнительных соглашений недействительными суд отказывает, поскольку истец вправе был предъявить иск о не законности таких соглашений и не применении их.
В соответствии со статьей 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Проанализировав дополнительные соглашения к трудовому договору и сам трудовой договор, суд приходит к выводу, что они не содержат таких условий. Работнику установлена заработная плата не меньше минимального размера оплаты труда с учетом необходимых коэффициентов и процентных надбавок.
Довод Гордеева А.В. о том, что работодатель заставил его подписать спорные соглашения, задерживая ему выплату заработной платы, суд считает несостоятельным, не нашедшим подтверждения в судебном заседании.
Показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, о том, что работники ООО «Центурион» под давлением работодателя подписывали соглашения, суд принимает во внимание, но данные показания не свидетельствуют о том, что Гордеев А.В. не мог отказаться от подписания соглашений, тем самым выразив бы свою волю на несогласие изменений условий трудового договора.
Также следует отметить, что законодательством предусмотрена ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы; работник вправе обратиться в суд за защитой своих прав как о взыскании заработной платы, так и о восстановлении на работе в случае незаконного увольнения.
Как следует из материалов дела, недоначисленная заработная плата за февраль 2021 года составила 9 732,07 рублей, за март 2021 года – 20 694,62 рублей. Указанные обстоятельства сторонами не отрицались. Таким образом, суд взыскивает с ответчика в пользу истца заработную плату в размере 30 426,69 рублей.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в доход бюджета Питкярантского муниципального района госпошлину в размере 1 112,80 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центурион» в пользу Гордеева Алексея Викторовича заработную плату за февраль 2021 года и март 2021 года в размере 30 426 рублей 69 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центурион» в доход бюджета Питкярантского муниципального района государственную пошлину в размере 1 112 рублей 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 15 ноября 2021 года.