2-1073/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Крошка С.И.,
при секретаре судебного заседания Назаренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М к Администрации города Свободного Амурской области о признании истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
М обратился в суд с иском к Администрации города Свободного о признании истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья, взыскании судебных расходов.
Свое требования мотивировала следующим. С -- М является единственным собственником жилого -- в г. Свободном Амурской области. После покупки данного дома он вселился в данный дом и постоянно в нем проживает. Указанный дом является для истца единственным жильём.
В июле-августе 2013 г. в г. Свободном долгое время шли ливни, было сильное наводнение, и был введен режим ЧС. Его дом был подтоплен в ЧС, подтопление было на 5 см. над уровнем пола, в подполье долго стояла вода. Он был признан пострадавшим в ЧС.
-- межведомственная комиссия осмотрела дом и
признала его пригодным для проживания.
Однако, из-за того, что в подполье длительное время стояла вода, к весне дом стал деформироваться и разрушаться. Из-за подтопления размыло грунты под полом, произошла просадка фундамента, дом перекосило. В связи с этим он обратился в администрацию г. Свободного с заявлением о проведении обследования моего дома.
-- межведомственная комиссия вновь осмотрела дом, и
дала заключение о проведение капитального ремонта. Однако выявленные
недостатки комиссия связала не с подтоплением дома, а с физическим износом.
Истец не согласился с данным заключением и в декабре 2014 г. был вынужден самостоятельно обратиться в ООО «Независимая экспертиза» за проведением экспертизы.
Эксперт при обследовании дома выявил, что дом имеет повреждения, характерные для негативного воздействия воды в результате подтопления дома. В результате вымывания основания, разуплотнения грунтов под домом произошла просадка фундамента с образованием многочисленных разрывов с возникновением продольных и поперечных трещин. В результате просадки фундамента произошло коробление и провалы конструкций стен и пола.
Также эксперт установил, что деревянные балки нижнего перекрытия имеют дефекты, характерные для негативного воздействия воды в результате подтопления дома - водяные разводы, грибок и места гниения, которые находятся преимущественно в нижних частях балок; гниение подпорок - деревянных балок пола; перекос с разрушением фундамента печи с образованием трещин в кирпичной кладке, повреждением штукатурки печи.
Эксперт сделал вывод, что в результате подтопления дома произошло : необратимое ухудшение его технического состояния: несущие и ограждающие конструкции дома находятся в аварийном состоянии, не соответствуют действующим нормам безопасности и свидетельствуют о возможности их разрушения. Жилой дом не пригоден к дальнейшей эксплуатации по своему целевому назначению, не подлежит ремонтно- восстановительным работам и подлежит сносу.
Получив указанное заключение эксперта, истец вновь обратился в межведомственную комиссию за обследованием дома.
В январе 2015 г. межведомственная комиссия вновь обследовала дом и дала заключение аналогичное тому, с которым истец не согласился (от -- г.). т.е. указала, что с физическим износом дом нуждается в капитальном ремонте. Никаких выводов, касающихся подтопления дома, заключение комиссии не содержит.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Указом Президента РФ от 31.08.2013 г. «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлено Правительству Российской Федерации:
- принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья;
- решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате
крупномасштабного паводка, постоянно проживающим в населенных пунктах подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, полного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 г. №. были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г. на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. В соответствии с п. 2 настоящих Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийном, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в их утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Данное Постановление утратило силу с -- г., однако оно действовало на момент осмотра жилого дома межведомственной комиссией и вынесения заключения в апреле 2014 г., с которым он не согласился, и в связи с чем был вынужден обратиться к эксперту.
Так как в результате чрезвычайной ситуации жильё истца стало непригодным для проживания, полагает, что он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения другим жилым помещением.
В судебном заседании истец М, поддержал заявленные исковые требования, по тем же основаниям и мотивам, что изложены в исковом заявлении.
В судебном представитель администрации города Свободного Г, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал.
Согласно акту обследования и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от -- г, жилой дом, расположенный по адресу: -- признан пригодным для постоянного проживания и нуждается в проведении капитального ремонта. Согласно акту обследования и заключению от -- жилой дом, расположенный по адресу: -- нуждается в проведении капитального ремонта частично утраченных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Заключение и акт признания жилого помещения пригодным для постоянного проживания межведомственной комиссии от -- и от -- Истцом не оспаривался.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Амурской области от 28.10.2013 года № 257-03«О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной
ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, мер поддержки на цели капитального ремонта», право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
У администрации города Свободного отсутствовали основания для включения Истца в списки лиц претендующих на компенсацию, предназначенную на капитальный ремонт жилого дома в связи с существенными повреждениями конструктивных элементов жилого помещения, препятствующих дальнейшей эксплуатации по его назначению.
На основании акта обследования частного жилого помещения от -- Истец был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с полной утратой имущества и получил единовременную материальную помощь в размере 100 тысяч рублей.
Данный акт не может служить основанием для включения Истца в списки лиц претендующих на социальную выплату на строительство или приобретение жилья в результате ЧС.
На основании ч. 2 ст. 6 Закона Амурской области от 28.10.2013 года № 257-03 органы местно самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по 31 декабря 2014 года. ч. 3 ст. 6 Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: прием и рассмотрение заявлений, формирование и утверждения списков граждан выплата пострадавшим денежных средств.
В силу Закона Амурской области от 29 декабря 2014 года № 472-03 Закон Амурской области от 28.10.2013 года № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу.
Постановление правительства Амурской области от 28.10.2013 № 520 «Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья» признано утратившим силу с 01.01.2015 (постановление Правительства Амурской области от 25.12.2014 № 776 «О признании утратившим силу постановлений Правительства Амурской области»).
На основании вышеизложенного у администрации города Свободного отсутствуют основания и полномочия для включения Истца в списки лиц претендующих на компенсацию, предназначенную на капитальный ремонт жилого дома в связи с существенными повреждениями конструктивных элементов жилого помещения, препятствующих дальнейшей эксплуатации по его назначению и предоставления мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. Администрация города Свободного просит отказать Истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица – министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленного письменного отзыва с заявленными требованиями не согласился, поскольку в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья пострадавшим гражданам, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанной меры социальной поддержки.
Полагают, что требования истца о признании за ним права на соответствующую выплату не подлежат удовлетворению и в связи с тем, что М не соответствует требованиям, ранее предъявляемым, согласно Правилам № 520, к гражданам - получателям социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поскольку принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, не признан в установленном Законом порядке непригодным для проживания.
На основании вышеизложенного, министерство социальной защиты населения Амурской области просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Рассматривая требования М к Администрации города Свободного о признании истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья, взыскании судебных расходов, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что согласно акта от -- комиссией обследовано жилое помещение истца по адресу: --. Имеются следующие повреждения: подтопление жилого дома над уровнем пола, подлежит замене по сей площади пола. На нижней части стен размокла штукатурка. Размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет -- рублей. Имущество утрачено полностью, сумма финансовой помощи пострадавшему составляет -- рублей. Акт подписан истцом, в нем имеется указание на то, что М с заключением комиссии и суммой материальной помощи согласен.
Согласно заключения межведомственной комиссии -- от -- и акта обследования помещения от -- -- -- в городе свободном признан пригодным для проживания. По результатам обследования жилого -- не нуждается в проведении капитального ремонта, реконструкции или перепланировки.
Как видно из заявления от -- М повторно обратился в Межведомственную комиссию с просьбой проведения обследования помещения, расположенного в городе Свободном, --.
Согласно заключения межведомственной комиссии -- от -- и акта обследования помещения от -- -- установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Согласно заключения эксперта ООО «Независимая экспертиза» -- от --, одноэтажный --, расположенный по адресу: -- имеет повреждения, указанные в пункте 11 заключения эксперта, связанные подтоплением, в результате которого в период ЧС август-сентябрь 2013 года основные несущие и ограждающие конструкции дома (в их числе фундамент, балки перекрытия), элементы строения были подтоплены паводками и пришли в аварийное состояние, в связи с чем дом не соответствует требованиям СП 55.13330.2011 «Свод правил. Дома жилые одноквартирные» и действующим нормам безопасности. Жилой -- расположенный по адресу: город свободный, -- не пригоден для дальнейшей эксплуатации по своему целевому назначению, не подлежит ремонтно-восстановительным работам, подлежит сносу.
-- истец обратился с заявлением в Администрацию города Свободного с просьбой провести обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания.
Согласно заключения межведомственной комиссии -- от -- и акта обследования помещения от -- -- установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Указом Президента Российской Федерации от -- -- предусматривалась необходимость выделения средств на строительство нового жилья взамен утраченного в ЧС гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В соответствии с данным Указом, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 923, Правительством Амурской области были разработаны Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
По смыслу указанных норм федерального и регионального законодательства в их системном единстве следует, что на получение меры социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья вправе рассчитывать граждане, единственное жилое помещение которых было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, являющиеся собственниками указанных жилых помещений и (или) членами их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях на день объявления редкими ЧС.
Так в соответствии с пунктом 2 раздела I Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано пригодным (непригодным) для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия.
Вместе с тем, из представленных истцом документов - актов и заключений уполномоченного органа в лице межведомственной комиссии администрации г.Свободного от 10.10.2013, от 18.04.2014, от -- не следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: --, признано поврежденным и непригодным для проживания именно в результате ЧС 2013 года.
Из указанных документов усматривается, что еще в апреле 2014 года межведомственная комиссия но результатам обследования жилого помещения, расположенного по указанному выше адресу, пришла к выводу о необходимости проведения капитального ремонта обследуемого объекта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик.
Вместе с тем, проигнорировав данные в заключении от -- рекомендации, -- истец повторно обратился в межведомственную комиссию с целью проведения повторного обследования принадлежащего ему дома.
Согласно Заключению от -- межведомственная комиссия повторно постановила о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе эксплуатации здания.
Представленные в материалах дела акты и заключения межведомственной комиссии администрации г.Свободного от 10.10.2013, от 18.04.2014, от 29.01.2015, согласно которым была установлена пригодность жилого дома для проживания, а впоследствии необходимость проведения капитального ремонта, истцом в установленном порядке оспорены не были, в связи с чем являются действующими.
Таким образом, на сегодняшний день уполномоченным органом -межведомственной комиссией администрации не подтвержден факт непригодности принадлежащего истцу на праве собственности жилого дома в связи с произошедшим в 2013 году наводнением.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска М к Администрации города Свободного Амурской области о признании истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и имеющим право на получение социально выплаты на строительство или приобретения жилья, взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено --.
Судья Свободненского
городского суда С.И. Крошка