Решение по делу № 2а-46/2019 от 23.11.2018

№ 2а-46/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года                             г. Буинск

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хайбуллиной И.З., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 и ФИО2 к Исполнительному комитету ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для ФИО3 нужд,

установил:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском исполнительному комитету ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан с иском решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для ФИО3 нужд, указав, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ /ИК-п, исполнительный комитета ФИО3 ФИО3 района РТ, изъяла для ФИО3 нужд ФИО3 ФИО3 района из земельного участка площадью 2251292 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: РТ, ФИО3 <адрес>, <адрес>, из категории земель сельскохозяйственного назначения, часть земли, путем ФИО3 одного земельного участка площадью 48823 кв.м. Целью изъятия заявлена необходимость строительства и размещения водозаборной скважины с целью добычи питьевых и хозяйственных вод (пользование недрами).

Административные истцы полагают, что изъятие земельного участка произведено незаконно в связи с тем, что административным ответчиком нарушении порядок изъятия земельных участков для государственных и ФИО3 нужд, установленный главой 7 ЗК РФ.

А именно требование п. 3 ч. 2 ст. 56.3 ЗК РФ о необходимости обоснование изъятия земельного участка, лицензией на пользование недрами, в случае изъятия для проведения работ, связанных с недропользованием.

Нарушено требование, предъявляемое к схеме расположения земельного участка, а также подготовки таких схем, предусмотренное ст. 11.10 ЗК РФ.

Кроме того, было нарушено положение ст. 56.6 ЗК РФ в части не своевременного извещения собственников изымаемого земельного участка о принятом решении.

Административные истцы просят признать незаконным Постановление исполнительного комитета ФИО3 ФИО3 района РТ от ДД.ММ.ГГГГ /ИК-п об изъятии для ФИО3 нужд принадлежащего им земельного участка.

В судебное заседание административные истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.

Представитель административных истцов адвокат ФИО5 исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что его доверители узнали о произведённом изъятии земельного участка, принадлежащего им земельного участка, только в рамках гражданского дела по иску исполнительного комитета к ФИО9 о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в октябре 2018 года. До этого, какие либо уведомления о принятом решении они не получали. Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержится в Приложении , однако во всех материалах фигурирует схема земельного участка – Приложение , которая никем не утверждена.

Представитель административного ответчика исполнительного комитета ФИО3 ФИО3 района, действующий по доверенности ФИО6 в судебном заседании с административным иском не согласился, в возражение пояснил, что каких либо нарушений административным органом при изъятии земельного участка для ФИО3 нужд допущено не было. Земельный участок ФИО9 изымался для строительства и размещения водозаборной скважины с целью добычи питьевой воды для широко круга населения района. Строительство скважин предусмотрено республиканской программой. Лицензия на пользование недрами имеется у ФИО3 водоканала. О принятом решении собственники земельного участка были уведомлены, постановление было опубликовано в сети интернет на официальном сайте исполнительного комитета, а также в районной газете. Уведомление по почте административным истцам направлялось в установленные сроки, но сведения об этом не сохранились, журнала учета исходящей корреспонденции в исполкоме нет. Есть уведомление о получении оспариваемого постановления ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, который до этого был поставлен в известность об изъятии устно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, принимая во внимание доводы сторон, суд находит требования административных истцов подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или ФИО3 служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным постановления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, соблюдение срока обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого постановления - на исполнительный комитет ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан, принявший оспариваемое постановление.

Судом установлено, что административный истец ФИО2 является собственником земельного участка общей площадью 2251292 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: РТ, ФИО3 ФИО3 район, Малобуинковское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Постановлением исполнительного комитета ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ /ИК-п из вышеуказанного земельного участка изъят для ФИО3 нужд ФИО3 ФИО3 района РТ часть земли, путем ФИО3 одного земельного участка площадью 48823 кв.м., для строительства и размещения водозаборной скважины, с целью добычи питьевых и хозяйственных вод (пользования недрами).

В соответствии с абз 2 п. 1 постановления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно Приложению 1 к настоящему постановлению.

Способ изъятия земельного участка указан - предоставление взамен в собственность равноценного земельного участка либо в денежном выражении, в соответствии с условиями соглашения об изъятии недвижимого имущества для ФИО3 нужд

Согласно пункту 1 статьи 279 ГК РФ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, изъятие земельного участка для государственных или ФИО3 нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу ч. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или ФИО3 нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или ФИО3 нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (ч. 2 ст. 281 ГК РФ).

На основании ч. 4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или ФИО3 нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или ФИО3 нужд установлен ст. 49 ЗК РФ.

К государственным или ФИО3 нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в п. 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или ФИО3 нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Закона Российской Федерации «О недрах», прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.

Допускается осуществлять изъятие для государственных или ФИО3 нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или ФИО3 нужд, установлен ст. 56.2 ЗК РФ, где предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных и ФИО3 нужд осуществляется на основании решений, в том числе, органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для ФИО3 нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Изъятие земельных участков для государственных или ФИО3 нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или ФИО3 нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса (п. 4).

Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 56.3, ч.ч. 1, 2, 4 и 10 ст. 56.6 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд или ФИО3 нужд может быть обоснованно лицензией на пользование недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя. Решение об изъятии земельных участков для государственных или ФИО3 нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих ФИО3. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие ФИО3, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.

В соответствие со ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или ФИО3 нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

На основании анализа нормативных актов можно сделать вывод о том, что в законе подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или ФИО3 нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ).

С ДД.ММ.ГГГГ подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или ФИО3 нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ).

С ДД.ММ.ГГГГ установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ, п.п. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (п. 2, 4 ст. 56.10 ЗК РФ).

Таким образом, после ДД.ММ.ГГГГ процедура подготовки и заключения соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ, должна быть соблюдена в полном объеме.

Согласно п. 5 ст. 56.6 ЗК РФ к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено ФИО3 таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и ФИО3 нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учет объекта недвижимого имущества.

Согласно ч. 3 ст. 1, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с ФИО3 или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с п. 3 и 6 ч. 1 ст. 7, ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», площадь и описание местоположения границ земельного участка являются сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносятся в государственный кадастр недвижимости. Объектам недвижимости органами кадастрового учета присваиваются кадастровые номера.

По смыслу приведенных норм до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из материалов представленных административным ответчиком следует, что уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка для ФИО3 нужд собственнику земельного участка ФИО7 в установленный законом 10-дневный срок не направлялось.

Так суду представлено уведомление, адресованное ФИО2 и ФИО1 и почтовые квитанции о направлении данного письма от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 2 месяцев со дня принятия оспариваемого постановления. Такое уведомление суд не может признать надлежащим и соответствующим требованиям п.п. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ.

Кроме того, в нарушение п. п. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ административным ответчиком не представлено обоснование принятого решения об изъятии земельных участков для ФИО3 нужд, а именно лицензии на пользование недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя.

Не может суд согласится и с доводом административного ответчика о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена на момент принятия оспариваемого постановления. Так как административным истцом в адрес административного ответчика была направлена копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ и Приложение к нему - схема расположения земельного участка под наименованием, данная схема никем не утверждена и не заверена. Довод представителя административного ответчика о том, что координаты в данной схеме были составлены кадастровым инженером при ФИО3 изъятого земельного участка и на основании них ДД.ММ.ГГГГ оспариваемым постановлением была утверждена Схема – Приложение ссылка на которое имеется в оспариваемом постановлении, суд отклоняет как противоречащий материалам дела. Так, согласно Межевому плану кадастрового инженера в связи с ФИО3 земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером , данный план изготовлен лишь ДД.ММ.ГГГГ. В межевом плане имеется две схемы расположения образуемого земельного участка (ксерокопии). А именно, вышеуказанная неутвержденная схема и схема, утвержденная Распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений ФИО3 ФИО3 район Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представителем административного ответчика представлен оригинал Приложения утвержденный оспариваемым постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кадастровым инженером на момент принятия оспариваемого решения схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не могла быть составлена, так как межевой план изготовлен значительно позднее, и довод представителя административного ответчика не соответствует действительности.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком исполнительным комитетом порядок изъятия земельного участка, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, для ФИО3 нужд для строительства и размещения водозаборной скважины с целью пользования недрами не соблюден, ФИО2 надлежащим образом не уведомлена о принятом постановлении, нарушены ее права собственника. При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетоврению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 181 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к Исполнительному комитету ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан о признании незаконным решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для ФИО3 нужд, удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Исполнительного комитета ФИО3 ФИО3 района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ /ИК-п8 «Об изъятии путем выкупа земельного участка в границах ФИО3 ФИО3 района РТ для ФИО3 нужд».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через ФИО3 городской суд Республики Татарстан.ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                Хайбуллина И.З.

Справка: решение вступило в законную силу- «___» _______2019 г.

Копия верна

Судья                                Хайбуллина И.З.

2а-46/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидоров В.А.
Сидорова Л.М.
Ответчики
Исполнительный комитет Муниципальное Образование "Буинский муниципальный район Республики Татарстан"
Другие
Фасхутдинов Р.Т.
Суд
Буинский городской суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
buinsky.tat.sudrf.ru
23.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2019[Адм.] Судебное заседание
25.01.2019[Адм.] Судебное заседание
30.01.2019[Адм.] Судебное заседание
30.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее