Дело № 12-179/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
п. Переяславка 18 октября 2018 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края А.В. Абузяров, с участием представителей должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Е.А. Черепановой, – Д.Г. Черепанова, действующего на основании доверенности от 17.10.2018, Е.Г. Матушкиной, действующей на основании доверенности от 17.10.2018,
рассмотрев жалобу директора МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Переяславка Е.А. Черепановой на постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края В.С. Костюшина от 06.09.2018 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Черепановой Елены Александровны,
установил:
Постановлением первого заместителя министра финансов Хабаровского края Костюшина В.С. от 06.09.2018 № должностное лицо – директор МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Переяславка (далее – МБОУ СОШ № 1) Черепанова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Черепанова Е.А., признавая вину в совершении указанного правонарушения, обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что к компетенции директора относится решение вопросов текущего руководства, которые не составляют исключительную компетенцию учредителя или иных органов управления учреждения. Директор, наряду с прочим, действует без доверенности от имени учреждения; пользуется правом распоряжения средствами учреждения; предоставляет ежегодно учредителю отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и др. Специальных познаний в области бюджетных правонарушений она не имеет, своего бухгалтера нет, подпись ставит только после проверки и контроля МКУ «Центр бухгалтерского учета и технического обслуживания муниципальных образовательных организаций, учреждений» (далее – МКУ «ЦБУ и ТОМООУ») правильности расходования бюджетных и внебюджетных средств.
Согласно п. 2.1.4 соглашения от 01.01.2017 № 40 МКУ «ЦБУ и ТОМООУ» контролирует правильное расходование МБОУ СОШ № 1 целевых бюджетных и внебюджетных средств.
Черепанова Е.А. при издании приказа от 07.09.2017 №431-ОД о выплате единовременного пособия в размере четырех должностных окладов учителю истории Кудиновой Е.А. как молодому специалисту руководствовалась Законом Хабаровского края от 14.02.2005 № 261 «О дополнительных мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся», перед его подписанием Черепанова Е.А. и другие работники МБОУ СОШ № 1 консультировались с сотрудниками Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерства образования Хабаровского края.
По мнению Черепановой Е.А., нецелевое использование бюджетных средств, представляющее собой направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения этих средств, характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств. Платежное поручение ею не подписывалось. Также считает, что её действия не повлекли последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений и не причинили вреда интересам общества и государства.
В связи с этим, Черепанова Е.А. просит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, прекратить в связи с малозначительностью и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, представил отзыв на жалобу, в котором указал, что Черепанова Е.А., являясь директором МБОУ СОШ № 1 с 27.03.2017, осуществляет непосредственное руководство данным учреждением образования, обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных и внебюджетных средств. Кроме этого, являясь распорядителем финансов и имея право подписи, организует контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Таким образом, Черепанова Е.А. является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.
Приказ от 07.09.2017 № 431-ОД «О выплате единовременного пособия Кудиновой Е.А.», подписанный Черепановой Е.А., является распорядительным документом, на основании которого денежные средства, предусмотренные на финансовое обеспечение мер социальной поддержки по КБК 733 0702 0000000000 612 коду субсидии У25, направлены на цели, не предусмотренные условиями, определенными нормативными правовыми актами Хабаровского края, муниципального района имени Лазо Хабаровского края, соглашением о предоставлении из муниципального бюджета учреждению субсидии от 30.12.2016 № 2 и дополнительным соглашением к нему от 29.12.2017 № 2, что повлекло нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
При этом, представитель Министерства финансов Хабаровского края не согласен с доводами Черепановой Е.А. о малозначительности совершенного ею административного правонарушения, поскольку действия данного должностного лица повлекли нецелевое расходование значительной суммы бюджетных средств. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом изложенного, по мнению представителя Министерства финансов Хабаровского края, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении № и удовлетворения жалобы Черепановой Е.А. не имеется.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия неявившихся лиц.
Представитель Черепановой Е.А. – Матушкина Е.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что диспозиция ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает совершение конкретных действий, связанных с перечислением денежных средств получателю. Черепановой Е.А. лишь подписан приказ от 07.09.2017 №431-ОД о выплате единовременного пособия в размере четырех должностных окладов учителю истории ФИО10 При этом, Черепановой Е.А. перечисления не производились, платежные поручения и другие бухгалтерские документы не составлялись, не подписывались.
Кроме этого, в соответствии с соглашением от 01.01.2017 № 40, заключенным МБОУ СОШ № 1 с МКУ «ЦБУ и ТОМООУ», и должностной инструкцией руководителя МКУ «ЦБУ и ТОМООУ» контроль за правильным расходованием МБОУ СОШ № 1 бюджетных средств, а также ответственность за их целевое расходование возложены на должностных лиц МКУ «ЦБУ и ТОМООУ». Сотрудники Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерства образования Хабаровского края при разговоре по вопросу правомерности подписания данного приказа сослались на нормативные правовые акты в недействующей редакции и таким образом ввели Черепанову Е.А. в заблуждение. Перепроверить данную информацию она не имела технической возможности по причине отсутствия на рабочем месте информационных ресурсов с базами действующих нормативных правовых актов.
Представитель Черепановой Е.А. – Черепанов Д.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что Черепанова Е.А. является молодым руководителем, не обладает специальными познаниями в области использования бюджетных средств.
Черепанов Д.Г. считает, что совершенное Черепановой Е.А. правонарушение не умышленное, действия данного должностного лица не повлекли последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений и не причинили вреда интересам общества и государства. Учитывая указанные обстоятельства, совершенное Черепановой Е.А. правонарушение является малозначительным.
Выслушав представителей Черепановой Е.А., исследовав доводы жалобы, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно приказу Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 27.03.2017 № 43-л/с на должность директора МБОУ СОШ № 1 назначена Черепанова Е.А.
Основанием для привлечения должностного лица – директора МБОУ СОШ № 1 Черепановой Е.А. к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ явилось то, что в ходе проверки, проведенной Министерством финансов Хабаровского края, выявлен факт нецелевого использования указанным должностным лицом бюджетных средств.
На основании приказа директора МБОУ СОШ № 1 Черепановой Е.А. от 07.09.2017 № 431-ОД учителю истории Кудиновой Е.А. как молодому специалисту выплачено пособие в сумме 29892 рубля (платежная ведомость за ноябрь 2017 года № 8561, платежные поручения на перечисление налога на доходы физических лиц от 22.12.2017 № 35704 и от 23.01.2018 № 1193).
Согласно диплому от 03.07.2015 № 25-01/0003 ФИО11 завершила обучение в учреждении высшего профессионального образования по квалификации бакалавр 46.03.01 история. В соответствии с трудовой книжкой ФИО12 в период с 05.08.2015 по 05.06.2017 осуществляла трудовую деятельность в АО «ОТП Банк», с 26.06.2017 трудоустроена в МБОУ СОШ № 1 на должность учителя истории.
Согласно п. 2.1 Положения о порядке и об условиях предоставления педагогическим работникам краевых государственных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, подведомственных органу исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющему государственное управление в сфере образования, и муниципальных образовательных организаций дополнительных мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2016 № 424-пр (в редакции от 31.08.2017), право на получение единовременного пособия при поступлении на работу впервые после получения диплома государственного образца об окончании образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации имеют педагогические работники, наряду с прочим, при условии трудоустройства педагогического работника в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, являющуюся первым местом трудоустройства за весь период его трудовой деятельности.
МБОУ СОШ № 1 не является для ФИО13 первым местом трудоустройства, в связи с этим, она права на получение данного пособия не имела.
Указанные обстоятельства, а также вина должностного лица – директора МБОУ СОШ № 1 Черепановой Е.А. в совершении правонарушения подтверждаются доказательствами по делу, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обоснованность привлечения Черепановой Е.А. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Первым заместителем министра финансов Хабаровского края Костюшиным В.С. факт административного правонарушения должным образом установлен. Наказание директору МБОУ СОШ № 1 Черепановой Е.А. назначено в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ в минимальном размере.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным и судом отклоняется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оснований, позволяющих признать совершенное должностным лицом – директором МБОУ СОШ № 1 Черепановой Е.А. правонарушение малозначительным, не имеется.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в соответствии с КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении принцип презумпции невиновности не нарушен, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
С учетом изложенного, доводы жалобы суд считает несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию с правильностью выводов должностного лица об установленных им фактах, не содержат сведений о новых обстоятельствах, которые могут повлиять на его решение, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов, на иное применение и толкование закона, в связи с этим, они не могут быть основанием для отмены правильного по существу решения.
Наличие исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 2.2 ст.4.1 КоАП РФ, являющихся основанием для назначения наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, судом не установлено, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ст. 15.14 КоАП РФ для должностных лиц, составляет менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая изложенное, оснований для отмены (изменения) постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление первого заместителя министра финансов Хабаровского края Костюшина Валентина Станиславовича от 06.09.2018 № 19-08/44-18-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Переяславка Черепановой Елены Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Куйбышева, зарегистрированной по адресу: <адрес> оставить без изменения, жалобу Черепановой Е.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Абузяров