Дело № 2-1826/2019
УИД №18RS0011-01-2019-002466-08
Решение
Именем Российской Федерации
06 декабря 2019 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. при секретаре Навалихиной А.О., с участием прокурора Максимова Н.С., представителя ответчика Головановой Т.В. действующей на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный полигон «Эколог» о возложении обязанности по проведению рекультивации нарушенных земель,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Специализированный полигон «Эколог» (далее по тексту ООО «СП «Эколог») о возложении обязанности по рекультивации нарушенных земель. Исковые требования обоснованы тем, что согласно договору № 71 от 12.08.2005 года, заключенному между МО «Глазовский район» (арендодатель) и ООО «Специализированный полигон «Эколог» (арендатор), арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок, общей площадью 13,48 га, кадастровый №, для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов, место расположения земельного участка: <адрес>, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики. В период с 12.08.2005 года по 07.12.2018 года ООО «СП «Эколог» использовало указанный земельный участок по целевому назначению, т.е. размещало на нем бытовые отходы. Согласно решению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР по делу № 33-1014\2018 ООО «СП «Эколог» запрещено осуществлять деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенных на земельном участке, общей площадью 13,48 га, кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>. В настоящее время земельный участок загрязнен в результате осуществления ООО «СП «Эколог» коммерческой деятельности по сбору и размещению отходов. Указанный объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. Бремя ответственности за нарушение действующего природоохранного законодательства возлагается на ООО «СП «Эколог», как на причинителя вреда, так как в период с 12.08.2005 года по 07.12.2018 года оно размещало на нем твердые бытовые отходы, что привело к загрязнению окружающей среды и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец просит обязать ООО «СП «Эколог» в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>; обязать ООО «СП «Эколог» в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом рекультивации.
Определением суда от 09.10.2019 года в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено ООО «Промтех» (л.д.75-76).
Определением суда протокольной формы от 05.12.2019 года в порядке ст. 44 ГПК РФ произведена замена третьего лица Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике на правопреемника Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что по данным исковым требованиям ООО «СП «Эколог» является надлежащим ответчиком, поскольку его деятельность привела к ухудшению качества земель.
В судебном заседании представитель ответчика Голованова Т.В. исковые требования прокурора не признала, пояснила, что ООО «СП «Эколог» приступило к деятельности в 2009 году, полигон был введен ранее в 80-е годы. В настоящее время деятельность ООО «СП «Эколог» не осуществляется на основании решения суда. В ходе осуществления деятельности в рамках нового проекта предполагалась рекультивация земель. Нарушений природоохранного законодательства за период деятельности предприятия не было, все склоны засыпаны дополнительным грунтом.
Ответчиком ООО «СП «Эколог» представлены возражения на исковое заявление, в котором указано следующее:
07.12.2018 года между ответчиком и ООО «Промтех» было заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, 19.12.2018 года ответчик передал по акту новому арендатору владение земельным участком с кадастровым номером №. площадью 123576 кв.м, расположенным по адресу: <адрес> В ходе рассмотрения дела Арбитражным судом УР № A71-6040Y2019 ООО «Промтех» был представлен отзыв, из содержания которого следуют обстоятельства создания им подготовительных условий для эксплуатации земельного участка, и явно выраженные намерения привести его в соответствие с установленными требованиями для получения лицензии на размещение отходов I-IV классов опасности, в частности: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами; получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документации на объект размещения отходов I-IV классов опасности, расположенный по адресу: <адрес> Новый арендатор намерен размещать отходы на полигоне до 20.05.2040 года. Мероприятия по рекультивации полигона, инициируемые истцом нарушают права владения и пользования ООО «Промтех» земельным участком для размещения на нем отходов, вопрос возможности ответчика по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды объективно зависит от прав и законных интересов ООО «Промтех» по владению и пользованию земельным участком. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Администрации МО «Глазовский район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель Администрации МО «Глазовский район» Подрядчикова С.А. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете, назначение земельного участка – для размещения полигона твердых бытовых отходов, договор аренды является действующим. На сегодняшний день ООО «Промтех» никаких действий на земельном участке не производится, владельцы на связь не выходят, арендная плата вносится. После рекультивации полигон будет использоваться по назначению ООО «Промтех».
Представитель третьего лица ООО «Промтех» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Отзыв на исковое заявление третьим лицом не представлен.
Представитель третьего лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что исковые требования поддерживают, считают их обоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
В силу статьи 7 ЗК РФ все земельные участки имеют целевое назначение и должны использоваться в соответствии таким назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (П.1).
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п.3 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды").
По смыслу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение (абз. 5 статьи 1); под объектами размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 10 статьи 1).
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 4 статьи 12 ФЗ "Об обходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7).
В силу пункта 1 статьи 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пунктов 2, 4 статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч.5 ст. 13 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.6 ст. 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как указано в пункте 4 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу пункта 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы, земли, общие требования к рекультивации земель" рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.
Согласно государственному стандарту "ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419-ст, полигоны бытовых и промышленных отходов представляют собой комплексы природоохранных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов, предотвращающие попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции отходов на полигонах выполняются механизировано.
В основу настоящего стандарта положены Директива 1999/31/ЕС Совета Европейского союза и Техническое руководство Базельской конвенции об устройстве полигонов. Согласно этим документам:
- деятельность, связанная с захоронением отходов на полигонах, должна быть безопасной для окружающей среды и здоровья людей;
- в целях сохранения природных ресурсов и предупреждения расточительного использования земель следует стимулировать предупреждение образования отходов, их переработку в качестве вторичных ресурсов, а также использование вторичного сырья и вторичных энергоносителей;
- следует уделять особое внимание проблемам, связанным со сжиганием твердых бытовых и опасных отходов;
- следует принимать в расчет любой ущерб, причиненный окружающей среде в результате захоронения отходов;
- захоронение отходов должно контролироваться и регулироваться в целях предотвращения или сокращения негативных воздействий на окружающую среду, включая здоровье людей;
- необходимо проводить соответствующие мероприятия во избежание появления бесхозных отходов, образования стихийных свалок или неконтролируемого размещения отходов;
- следует контролировать участки полигонов в целях определения спектра веществ, содержащихся и образующихся в захороненных отходах;
- следует увеличивать количество отходов, используемых в качестве вторичных ресурсов, применяя, в том числе, для этих целей сортировку отходов;
- из-за различия между техническими стандартами для разных полигонов по захоронению отходов и связанных с этим затрат, возможен рост уровня захоронения отходов на полигонах с "низкими" стандартами защиты окружающей среды, что, в свою очередь, создает потенциальную угрозу окружающей среде;
- необходимо ввести единые технические стандарты для полигонов захоронения отходов в целях защиты окружающей среды;
- необходимо установить четкие требования, которым должны соответствовать полигоны по захоронению отходов, в том числе в отношении местоположения полигонов, их контроля и эксплуатации, включая проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение любой угрозы окружающей среде, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, в частности, направленных на предотвращение загрязнения подземных вод фильтратом, образующимся на полигонах;
- следует идентифицировать классы полигонов по захоронению отходов, для чего необходимо принимать во внимание виды отходов различных классов опасности;
- в целях предотвращения образования парниковых газов следует предпринимать меры для сокращения образования метана на полигонах посредством уменьшения количества отходов органического происхождения (пищевых и пр.) и биоразлагаемых отходов, подлежащих захоронению, а также посредством установления требований к контролю свалочного газа;
- предпринимаемые меры для сокращения образования метана на полигонах посредством уменьшения количества отходов органического происхождения (пищевых и пр.) и биоразлагаемых отходов, подлежащих захоронению, должны стимулировать раздельный сбор таких отходов, а также их сортировку и их использование в качестве вторичных ресурсов;
- необходимо внедрить определенные разрешительные процедуры, распространяющиеся на все классы полигонов для захоронения отходов;
- необходимо обеспечить действенный контроль захоронения отходов на полигонах соответствующих классов, особенно применительно к опасным отходам;
- в целях предотвращения рисков для окружающей среды необходимо внедрить унифицированную процедуру приема отходов на полигоны, основанную на классификации отходов, принимаемых на полигоны различных классов, а также необходимо внедрить последовательную и стандартизованную систему отбора проб и анализа отходов;
- критерии приема отходов на полигоны должны быть приемлемыми для размещения на полигонах инертных отходов;
- для опасных отходов, которые могут приниматься на полигонах для захоронения инертных отходов, должны быть разработаны соответствующие критерии приема.
Согласно пункту 7.1 ГОСТ Р56598-2015 закрытие полигона по захоронению отходов допускается только после получения разрешения компетентного органа государственной власти.
Согласно пункту 7.3 ГОСТа Р56598-2015 после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.
В пунктах 7.4, 7.8 ГОСТа Р56598-2015 предусмотрено, что рекультивация полигонов содержит комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования. Рекультивация полигонов выполняется в два этапа, включая инженерно-технический и биологический.
Пунктом 7.7 ГОСТа Р56598-2015 установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель.
Исходя из приведенных правовых норм следует, что организация, эксплуатирующая полигон ТБО и использующая земельный участок, обязана разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию.
Как установлено в ходе судебного заседания из пояснений участников процесса, представленных письменных доказательств на основании постановления Главы администрации Глазовского района от 23.05.2005 года № 65.2.12 ООО «СП «Эколог» предоставлен на праве аренды на 35 лет земельный участок, общей площадью 9 га, для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов, по адресу: <адрес>
Постановлением первого заместителя главы администрации Глазовского района № 115.2.21 от 27.07.2005 года внесены изменения в постановление главы администрации Глазовского района от 23.05.2005 года № 65.2.12 в части площади предоставленного в аренду ООО «СП «Эколог» земельного участка – 13,48 га (л.д.26).
12.08.2005 года между МО «Глазовский район» и ООО «СП «Эколог» заключен договор аренды земельного участка N 71, в соответствии с которым ответчику был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью 13,48 га, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов. Срок аренды установлен с 01.06.2005 года по 30.05.2040 года включительно (л.д.20-21).
Согласно пунктам 4.4.2,4.4.7,4.4.9, 4.3.3 договора аренды ответчик обязался использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; осуществлять строительство, благоустройство и содержать недвижимость в соответствии с архитектурно- планировочными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными специальными требованиями по согласованию с соответствующими государственными органами и арендодателем; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории; передавать в пределах действия срока договора свои права и обязанности по договору третьим лицам.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии и по акту сдачи-приемки (п.6.3 Договора).
За нарушения условий Договора стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п.5.1 Договора).
В ходе рассмотрения дела нашло подтверждение осуществление ООО «СП «Эколог» в период действия договора аренды от 12.08.2005 года деятельности по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов.
Решением Глазовского районного суда УР от 23.11.2017 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.02.2018 года деятельность ООО «СП «Эколог» по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке, общей площадью 13,48 га по адресу: <адрес>, признана незаконной и противоречащей требованиям ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; на ООО «СП «Эколог» возложена обязанность привести свою деятельность в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» путем внесения обществом в срок до 31.12.2018 года в установленном законом порядке полигон твердых бытовых отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещена ООО «СП «Эколог» деятельность по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке, общей площадью 13,48 га, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, до момента включения в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке. Основанием для запрещения ООО «СП «Эколог» деятельности по размещению отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке, общей площадью 13,48 га, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, явилось осуществление ответчиком деятельности по размещению отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (л.д.39-45).
07.12.2018 года между ООО «СП «Эколог» и ООО «Промтех» заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, расположенного на территории Удмуртской Республики и находящегося в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, № 71 от 12.08.2005 года, в соответствии с которым прежний арендатор ООО «СП «Эколог» передал новому арендатору ООО «Промтех» в полном объеме права и обязанности по Договору аренды земельного участка № 71 от 12.08.2005 года, срок аренды по которому установлен с 01.06.2005 года по 30.05.2040 года. Данный договор прошел государственную регистрацию в органах Росреестра. 28.02.2019 года между сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка, в соответствии с которым ООО «СП «Эколог» передал, а ООО «Промтех» принял земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, для размещения полигона захоронения твердых бытовых отходов. В результате осмотра земельного участка, установлено, что в момент передачи земельный участок находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для его использования в соответствии с целями и условиями его предоставления. Одновременно ООО «СП «Эколог» передал, а ООО «Промтех» принял договор аренды земельного участка, заключенного с МО «Глазовский район 12.08.2005 года за № 71 и его кадастровый план, дополнительное соглашение от 23.10.2017 года к договору аренды земельного участка от 12.08.2005 года № 71, дополнительное соглашение от 16.11.2017 года к договору аренды земельного участка от 12.08.2005 года № 71 (л.д.65-67).
Согласно решению Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.06.2019 года, постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 года по делу по иску Администрации МО «Глазовский район» к ООО «СП «Эколог», ООО «Промтех» о признании соглашения о передаче права аренды на земельный участок от 07.12.2018 года, заключенного между ООО «СП «Эколог», ООО «Промтех», недействительным, применении последствий недействительности сделки в виде аннулирования регистрационной записи, сделанной в ЕГРН, о переходе прав и обязанностей арендатора по указанному договору аренды № 71 от 12.08.2005 года земельного участка к ООО «Промтех» основания для признания соглашения о передаче права аренды на земельный участок ООО «СП «Эколог» ООО «Промтех» от 07.12.2018 года недействительным не установлены. При разрешении дела суды не усмотрели и оснований для квалификации действий ответчика и третьего лица по перенайму злоупотреблением правом.
В соответствии со ст. 22 п. 5 ЗК РФ арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Таким образом, на основании заключенного Соглашения права и обязанности по договору аренды земельного участка № 71 от 12.08.2005 года перешли к новому арендатору ООО «Промтех», то есть произошла замена первоначального арендатора в обязательстве, возникшем из договора аренды, следовательно, права и обязанности по договору аренды перешли к ООО «Промтех». На момент рассмотрения настоящего дела договор аренды № 71 от 12.08.2005 года не расторгнут, является действующим. Также в ходе рассмотрения дела установлено, что спорный полигон ТБО не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. О совершении действий, направленных на включение полигона ТБО в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики и территориальную схему обращения с отходами, доказательств в материалы дела не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что ООО «СП «Эколог» является ненадлежащим ответчиком для возложения обязанности по проведению мероприятий по рекультивации земельного участка, переданного по договору аренды. В ходе рассмотрения дела истец не ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего.
Доводы истца о том, что ООО «СП «Эколог» является надлежащим ответчиком, поскольку им осуществлялась деятельность в нарушение действующего природоохранного законодательства, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
С учетом изложенного исковые требования Глазовского межрайонного прокурора к ООО «СП «Эколог» о возложении обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>; проведении рекультивации нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом рекультивации, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный полигон «Эколог» о возложении обязанности в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>; в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию нарушенных земель, занятых необслуживаемым полигоном захоронения твердых бытовых отходов, расположенным на земельном участке по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом рекультивации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд. Датой изготовления мотивированного решения считать ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.Н.Кислухина