№ 33-3-10648/2023
УИД: 26RS0035-01-2023-002911-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 07.12.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Чебанной О.М.
Судей Тепловой Т.В., Дубинина А.И.
с участием секретаря Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2023 в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края – Юрковой Ю.Ю. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 05.09.2023
по иску Казаченко Оксаны Анатольевны к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Казаченко О.А. обратилась в суд с иском к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, в котором просила обязать администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края предоставить Казаченко Оксане Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членам её семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ; дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в территориальных границах муниципального образования город Михайловск с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно постановлению администрации муниципального образования <адрес> от 23.12.2013 №3797, Казаченко Оксана Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены её семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с заключением врачебной комиссии №135 ГБУЗ СК «Петровская РБ» от 06.03.2023, член семьи Казаченко Оксаны Анатольевны – сын, Казаченко Николай Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком – инвалидом, болен тяжелой формой хронического заболевания по коду МКБ-10: G40. Указанное заболевание под пунктом 4 указано в приказе Минздрава России от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». В соответствии с справкой управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 15.05.2023 №337 Казаченко Оксана Анатольевна и члены её семьи признаны малоимущими на период с 30.03.2023 по 29.03.2023 года. В соответствии с указанным выше, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены её семьи имеет все необходимые предусмотренные законом основания для предоставление ей и членам её семьи жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в территориальных границах муниципального образования город Михайловск с учетом их права на дополнительную площадь.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к администрации Шпаковского муниципального округа <адрес> об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, удовлетворены.
Суд обязал администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края предоставить Казаченко Оксане Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членам её семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ; дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления в территориальных границах муниципального образования город Михайловск с учетом права ФИО3 на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края – Юркова Ю.Ю. просит решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 05.09.2023 отменить, мотивируя тем, что суд рассмотрел дело без привлечения к участию в дело комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, чьи права затронуты принятым решением. Полномочия по предоставлению жилое помещение по договору социального найма входит в полномочия комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно постановлению администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 23.12.2013 №3797, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены её семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ; дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В материалы гражданского дела ответчиком не представлены доказательства исключения семьи истца из списков нуждающихся.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с заключением врачебной комиссии № ГБУЗ СК «Петровская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, член семьи ФИО1 – сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком – инвалидом, болен тяжелой формой хронического заболевания по коду МКБ-10: G40. Указанное заболевание под пунктом 4 указано в приказе Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Также материалами гражданского дела подтверждается и не оспорено ответчиком, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, Казаченко Оксана Анатольевна и члены её семьи зарегистрированы и постоянно проживают на основании договора аренды жилого помещения. Совместно с семьёй истца в данном жилом помещении также зарегистрирован и проживает собственник данного жилого помещения – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с членами своей семьи.
Судом установлено, что справкой управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 15.05.2023 №337 Казаченко Оксана Анатольевна и члены её семьи признаны малоимущими на период с 30.03.2023 по 29.03.2024 года. Сведениями, что указанная справка отменена или иным образом утратила силу, суд не располагает.
Таким образом, Казаченко Оксана Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены её семьи имеют все необходимые предусмотренные законом основания для предоставление ей и членам её семьи жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма в территориальных границах муниципального образования город Михайловск с учетом их права на дополнительную площадь.
Материалами дела также подтверждается, что истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении ее семье жилого помещения во внеочередном порядке.
Судом исследованы ответы администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 12.04.2023 № К-609, от 29.06.2023 № К-1436 идентичного содержания. Из указанных выше ответов следует, что ответчик не оспаривает и, более того, подтверждает право истца Казаченко О.А. на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
На заявления истца о предоставлении жилого помещения ответчиком указывается, что на текущий момент в реестре муниципальной собственности Шпаковского муниципального округа Ставропольского края отсутствует жилое помещение с соответствующей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, необходимой для предоставления такого помещения по договору социального найма семье истца составом 8 человек.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец имеет право на внеочередное получение6 жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь, учитывая что в силу положений ч.2 ст.57 ЖК РФ не предусмотрена указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, то есть положения ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличии или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список других внеочередников и времени их включения в список.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Таким образом, право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права истицы на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Согласно постановлению администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 23.12.2013 №3797, Казаченко Оксана Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и члены её семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь -ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ; дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно справки МСЭ-2019 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ( сын истицы) ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвали<адрес> группы с детства, справка выдана бессрочно.
В соответствии с заключением врачебной комиссии № ГБУЗ СК «Петровская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, член семьи ФИО1 – сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком – инвалидом, болен тяжелой формой хронического заболевания по коду МКБ-10: G40. Указанное заболевание под пунктом 4 указано в приказе Минздрава России от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ФИО1 и члены её семьи зарегистрированы и постоянно проживают на основании договора аренды жилого помещения. Совместно с семьёй истца в данном жилом помещении также зарегистрирован и проживает собственник данного жилого помещения – ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с членами своей семьи.
Согласно справки управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 15.05.2023 №337 Казаченко Оксана Анатольевна и члены её семьи признаны малоимущими на период с 30.03.2023 по 29.03.2024 года.
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Граждане признаются малоимущими в случае, если среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает установленного органами местного самоуправления размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими.
В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса). При этом, поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса), данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.4 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае", - размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, определяется путем деления суммы доходов членов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на двенадцать и на число членов семьи.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 57 названного кодекса предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 ГПК РФ).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512.
Согласно положениям ст. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячное пособие на ребенка; алименты, получаемые членами семьи, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) к которым относятся: доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов.
Согласно справки управления труда и социальной защиты населения администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от 15.05.2023 №337 Казаченко Оксана Анатольевна и члены её семьи признаны малоимущими на период с 30.03.2023 по 29.03.2024 года.
С учетом установленных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные исковые требований, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 05.09.2023 - без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края – Юрковой Ю.Ю. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено – 07.12.2023.
Председательствующий:
Судьи: