Дело № 2-739/2021
УИД: 39RS0004-01-2019-2020-004819-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2021года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.
при секретаре Лагуза Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Сергея Владимировича к ООО «РСУ-24» о признании незаконными действий по составлению актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, о признании актов недействительными, о взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Федоров С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя заявленные требования с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «А». Помимо него в квартире зарегистрированы его супруга ФИО3 и несовершеннолетняя дочь Юлия, 2007 года рождения. Жилое помещение не имеет зарегистрированного индивидуального прибора учета на холодную воду. Расчет размера платы за холодное водоснабжение в жилом помещении (квартире), не оборудованном индивидуальным прибором учета на холодную воду, зависит от количества проживающих в квартире граждан. 26 ноября 2020 года из материалов гражданского дела 2-1393/2020, находящегося в производстве мирового судьи судебного участка № 1 Московского района г. Калининграда, ему стало известно, что ответчик, не являясь исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, предоставил в МП КХ «ВОДОКАНАЛ» акт от 25 июля 2018 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, которым немотивированно увеличено количество проживающих в квартире до 5 человек. Названный акт составлен в отсутствии правовых оснований, без его участия, в п. 4 отражены недостоверные сведения о производстве осмотра жилого помещения, о количестве постоянно зарегистрированных лиц (указано 4), о фактическом количестве проживающих граждан (указано 5). Акт не содержит сведений об источнике осведомленности управляющей компании о временно проживающих в принадлежащем ему жилом помещении, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, лицах. Экземпляр названного акта, в нарушение установленного порядка ему не передавался, в органы внутренних дел не направлялся (п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). Кроме того, ответчиком в МП КХ «ВОДОКАНАЛ» предоставлен акт от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в принадлежащем ему жилом помещении, которым немотивированно увеличено количество проживающих в квартире лиц до 4 человек. Названный акт составлен в отсутствие правовых оснований, без его участия, в п. 4 отражены недостоверные сведения о производстве осмотра жилого помещения, о количестве постоянно зарегистрированных лиц (указано 4), о фактическом количестве проживающих граждан (указано 4). Экземпляр названного акта, в нарушение установленного порядка ему не передавался, в органы внутренних дел не направлялся (п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354). 05 декабря 2020 года в адрес ответчика направлена досудебная претензия, в которой истцом предложено добровольно внести изменения в акты от 25 июля 2018 года и от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и уведомить об изменениях для составления перерасчета ГП КО «ВОДОКАНАЛ». Между тем, ответчик в добровольном порядке определить количество проживающих в квартире согласно регистрации (3 человека) отказался, сославшись на сведения, содержащиеся в поквартирной карточке. Согласно ст. 2 и ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства - это фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания и месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания и месте жительства, которая производится путем внесения сведений в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочием на ведение которого наделено МВД России. Подтверждением результата предоставления государственной услуги является проставление отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина, выдача свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельств о регистрации по месту пребывания. ООО «РСУ-24» не является организацией, оказывающей государственную услугу по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. Таким образом, фактический размер месячной платы за холодное водоснабжение и водоотведение в периоде с 01 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года должен составлять - <данные изъяты> руб. С учетом спорных актов управляющей компании размер месячной платы за холодное водоснабжение и водоотведение в период с 01 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года составлял – <данные изъяты> руб. (увеличен на 58,89%). Фактический размер месячной платы за холодное водоснабжение и водоотведение в периоде 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года должен составлять <данные изъяты> руб. С учетом спорных актов управляющей компании размер месячной платы за холодное водоснабжение и водоотведение в период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года составлял - <данные изъяты> руб. (увеличен на 66,67%). Очевидно, что ответчик, как управляющая компания ненадлежащим образом выполнял возложенные на него функции, не руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг, действовал с противоправной целью - увеличить размер платы за холодное водоснабжение в принадлежащем истцу жилом помещении. Федоров С.В. длительное время был вынужден спорить с ГП КО «ВОДОКАНАЛ» относительно стоимости оказанных ему услуг, что причинило ему моральный вред, так как он длительное время ежемесячно испытывал нравственные страдания от несправедливых требований по оплате потребленных услуг за холодное водоснабжение и водоотведение. Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда. Размер понесенных нравственных страданий Федоров С.В. оценивает в размере <данные изъяты> руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Федоров С.В. просил признать незаконными действия должностных лиц ООО «РСУ-24» по составлению актов от 25 июля 2018 года и от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении; признать акты от 25 июля 2018 года и от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в части определения количества проживающих граждан - недействительными; взыскать с ООО «РСУ-24» компенсацию морального вред в размере 50 000 руб., а также взыскать судебные издержки в размере 33 000 руб.
Истец Федоров С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Федорова С.В. - Матвеева О.И., действующая на основании ордера № 412 от 01 февраля 2021 года, в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнения в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что в квартире проживает только истец, его супруга и дочь. Сын истца – ФИО9 с 04 августа 2014 года зарегистрирован в <адрес>, длительно время не проживает в спорной квартире. Ранее у мирового судьи было разбирательство, где было установлено, что фактически в спорном жилом помещении проживают три человека, а не четыре. Напрямую МП КХ «Водоканал» не контактирует с истцом, они действуют только через управляющую компанию. Истец платит больше за потребляемые ресурсы, так как размер оплаты начисляется на число фактически проживающих лиц.
Представитель ответчика ООО «РСУ-24» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что 25 июля 2018 года специалистами управляющей компании были произведены обходы квартир многоквартирного <адрес> в <адрес>, с целью осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг. Допуск в жилое помещение, являющееся собственностью истца Федорова С.В., расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Ольштынская, д. 68, кв. 31 А, сотрудникам управляющей компании ООО «РСУ-24» предоставлен не был. В соответствии с п. 32 п.п. б), в), д) и п. 34 п.п. е) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, был составлен акт от 25 июля 2018 года о количестве граждан, временно проживающих в жилом помещении, в соответствии с которым количество проживающих граждан в жилом помещении по свидетельству соседей составило 5 человек. 01 января 2020 года был составлен акт о количество проживающих граждан в жилом помещении, в соответствии с которым было зафиксировано количество проживающих граждан в жилом помещении согласно количеству зарегистрированных - 4 человека. Утверждение Федорова С.В. о количестве зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес>А, в количестве 3 человек не соответствует действительности, что подтверждается данными из поквартирной карточки, согласно которой в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано 4 человека. 09 декабря 2020 года ООО «РСУ-24» направило в ГП КО «Водоканал» обращение о признании недействительным акта от 25 июля 2018 года и произведении перерасчета платежей за водоснабжение и водоотведение из расчета на 4 человек согласно данным о регистрации. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований Федорова С.В.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 56 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Как установлено судом, Федоров С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из копии лицевого счета собственника жилья № 4827 и поквартирной карточки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> «А», зарегистрированы: Федоров С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 58-59).
Управление названным многоквартирным домом осуществляет ответчик ООО «РСУ-24».
Согласно акту от 25 июля 2018 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, представителем управляющей компании ООО «РСУ-24» 25 июля 2018 года в 10 час. 15 мин. установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, постоянно зарегистрировано - 4 человека, фактически проживает - 5 человек (л.д. 12).
Как следует из письменных возражений ООО «РСУ-24», количество проживающих граждан в жилом помещении в количестве 5 человек, указанных в акте от 25 июля 2018 года, было установлено по свидетельству соседей, поскольку доступ в квартиру не был предоставлен.
В соответствии с актом от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, представителем управляющей компании ООО «РСУ-24» 01 октября 2020 года в 15 час. 30 мин. установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, постоянно зарегистрировано - 4 человека, фактически проживает - 4 человека (л.д. 13).
05 декабря 2020 года Федоров С.В. направил в адрес ООО «РСУ-24» досудебную претензию, в которой просил внести изменения в акты от 25 июля 2018 года и 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, которыми определить количество проживающих в квартире, согласно регистрации 3 человека (л.д. 11).
09 декабря 2020 года ООО «РСУ-24» направило в адрес ГП КО «Водоканал» заявление, в котором просило считать недействительным акт от 25 июля 2018 года об установлении количества проживающих граждан по адресу: <адрес> А и сделать перерасчет с 01 августа 2018 года за жилищно-коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на 4 человека, в соответствии с фактически зарегистрированными гражданами в <адрес> А (л.д. 57).
Судом установлено, что квартира истца не оборудована индивидуальными приборами учета, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из количества проживающих в квартире граждан.
Пунктом 56 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года № 344, установлено, что в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пп. е (1) п. 32 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, исполнитель имеет право:
е(1)) устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
В силу приведенных норм, собственник жилого помещения обязан производить оплату за коммунальные услуги, в том числе по водоснабжению жилого помещения, обязанность по оплате не связана с фактическим проживанием собственника жилого помещения в принадлежащем ему жилом помещении; исполнитель услуг вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
При таких обстоятельствах, ответчик, как исполнитель услуг, был вправе установить количество проживающих в квартире лиц путем составления соответствующего акта, соответственно, доводы истца о том, что ООО «РСУ-24» не является организацией, оказывающей государственную услугу по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, в связи с чем не имеет право на составление оспариваемых актов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку составление актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, входит в компетенцию управляющей организации.
Представленные в материалы дела акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в квартире истца от 25 июля 2018 года и от 01 октября 2020 года отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким актам.
Соответственно, исковые требования Федорова С.В. о признании незаконными действий должностных лиц ООО «РСУ-24» по составлению актов от 25 июля 2018 года и от 01 октября 2020 года об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, удовлетворению не подлежат.
Также не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Федорова С.В. о признании вышеупомянутых актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в части определения количества проживающих граждан недействительными.
Так, доводы истца о том, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А, зарегистрированы три человека, опровергаются представленными в материалы дела копиями лицевого счета и поквартирной карточки.
Указанные документы отвечают необходимым требованиям письменного доказательства.
Кроме того, согласно сведениям отдела адресно-справочной работы ОРГРФ Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области от 28 апреля 2021 года, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> А (л.д. 78).
Таким образом, каких-либо доказательств, опровергающих содержание указанных актов, суду не представлено.
Также не находит суд оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу истца компенсации морального, поскольку на спорные правоотношения не распространяются положения Закона РФ № 2300-1 от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».
Соответственно, не подлежат удовлетворению и требования Федорова С.В. о взыскании судебных издержек в размере 33 000 руб., поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федорова Сергея Владимировича к ООО «РСУ-24» о признании незаконными действий по составлению актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, о признании актов недействительными, о взыскании компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июня 2021 года.
Судья /подпись/ |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
|||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
|||
<данные изъяты> |