г. Сыктывкар Дело № 2-846/2023 (33-4825/2023)
11RS0002-01-2023-000176-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Батовой Л.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 8 июня 2023 года дело по апелляционной жалобе Шурыгина ФИО11 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 февраля 2023 года, которым
в удовлетворении требований Шурыгина ФИО10 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми об установлении коэффициента и перерасчете доплаты к пенсии, отказано.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шурыгин И.Н. обратился в суд с иском к ОСФР по <Адрес обезличен> об установлении коэффициента, учитывающего долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности для определения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> №84-ФЗ в размере 0,63 с <Дата обезличена> перерасчете и выплате недополученной суммы доплаты.
В обоснование иска указал, что является получателем ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». При определении размера доплаты применен расчетный процент 61%; стаж составил 31 год 07 мес. 01 день, при этом из стажа исключен период службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с чем он не согласен. Полагает, что период службы в армии должен быть учтен в стаж как работа по Списку <Номер обезличен>.
С требованиями истца ОСФР по <Адрес обезличен> не согласился, в отзыве на исковое заявление указал, что приравнивание службы в армии, приходящейся на период действия Закона СССР от <Дата обезличена> «О государственных пенсиях» к работе, дающей право на ежемесячную доплату, предусмотренную Федеральным законом №84-ФЗ, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец с решением суда не согласен и просил его отменить как незаконное и необоснованное.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещались надлежащим образом.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шурыгин И.Н. является получателем досрочной страховой пенсии с <Дата обезличена> в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Также истец является получателем ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с <Дата обезличена>.
Материалами дела подтверждается, что стаж работы Шурыгина И.Н. в угольной промышленности определен ответчиком в количестве 31 год 07 мес.01 день; при расчете размера доплаты применен расчетный процент – 61%., в стаж работы, дающей право на доплату, не учтен период службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающей право для назначения доплаты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 84-ФЗ, периода службы в Вооруженных Силах СССР, суд оснований для их удовлетворения не нашел.
С выводом суда судебная коллегия соглашается.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством РФ принято Постановление от 16. 07.2014 <Номер обезличен> «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>).
В соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абз. 3 пп. «а», абз. 3 пп. «б», абз. 3 пп. «в» п. 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения п.п. 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> следует, что п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, применяется к Списку <Номер обезличен> и Списку <Номер обезличен> производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата обезличена> (абз. 3 пп. «а»; абз. 3 пп. «б» п. 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по Списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <Дата обезличена> (абз. 3 пп. «в» п. 1 постановления).
Согласно пп. «к» п. 109 данного Положения кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в пп. «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее - Положение от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком <Номер обезличен> и Списком <Номер обезличен> производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пп. «к»), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в пп. «з» Положения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
В силу абз. 5 п. 109 Положения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии со ст. 130 Закона РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> был введен в действие с <Дата обезличена> и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после <Дата обезличена> в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от <Дата обезличена> «О государственных пенсиях» назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До <Дата обезличена> указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, по достижении установленного данным законом возраста.
Возможность применения п. 109 Положения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> к пп. «е» п. 1 постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, относящемуся к п. 11 ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в п. 3 постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> не предусмотрена, поэтому к указанным лицам п. 109 Положения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> не применяется.
Подпункт «е» п. 1 постановления Правительства не назван в числе других в пп. «а» п. 3 указанного постановления Правительства <Номер обезличен>, поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым на подземных и открытых горных работах, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» не применяется, равно как и не применяется п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Федеральным законом от <Дата обезличена> № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ дополнена ч. 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до <Дата обезличена>.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от <Дата обезличена> № 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с <Дата обезличена>.
Кроме того, из содержания нормативных положений ст. ст. 1, 5 Федерального закона от <Дата обезличена> № 84-ФЗ следует, что источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 84-ФЗ определено, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 7 и ч. ч. 1, 3 и 6 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до <Дата обезличена>.
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ «О страховых взносах», не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии. По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до <Дата обезличена>, а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
При изложенных обстоятельствах, период службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> № 84-ФЗ.
Таким образом, без учета спорного периода оснований для удовлетворения требований об установления коэффициента в размере 0,63 и перерасчете доплаты у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о том, что период службы в армии включен ранее решением суда в специальный стаж работы по Списку <Номер обезличен> и соответственно подлежит включению в стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы в суде первой инстанции приводились и в решении суда получили надлежащую правовую оценку.
Каких-либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> в части оставить без изменения, апелляционную жалобу Шурыгина ФИО12 – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий
Судьи