Дело № 2а-1245/2020
РЈРР” 25RS0002-01-2020-000890-60
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
19 мая 2020 года г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Зыряновой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамхаловой Варвары Валентиновны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Шамхалова Р’.Р’. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Управлению муниципальной собственности Рі. Владивостока Рѕ признании решения незаконным, возложении обязанности, указав РІ обоснование заявленных требований, что дата РїРѕ результатам аукциона между Шамхаловой (Аршинова) Р’.Р’. Рё департаментом земельных Рё имущественных отношений РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„–-Р’ РѕС‚ дата аренды земельного участка РїРѕ адресу <адрес>, площадью 1000 РєРІ.Рј., кадастровый в„– СЃ целью «для индивидуального жилищного строительства». дата утвержден градостроительный план участка. дата администрацией Рі. Владивостока выдано разрешение в„– РЅР° строительство индивидуального жилого РґРѕРјР°. Р’ дата завершено строительство. дата РґРѕРј поставлен РЅР° кадастровый учет Рё зарегистрировано право собственности РЅР° индивидуальный жилой РґРѕРј площадью 28,9 РєРІ.Рј. РІ районе <адрес>. дата административным истцом подано заявление РІ департамент Рѕ предоставлении РІ собственность земельного участка, находящегося РїРѕРґ индивидуальным жилым РґРѕРјРѕРј. РџРёСЃСЊРјРѕРј в„– департамент отказал РІ предоставлении земельного участка, ссылаясь РЅР° несоответствие градостроительному регламенту территориальной Р·РѕРЅС‹ Р 4 разрешенного использования Рё цели использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Решением Фрунзенского районного СЃСѓРґР° Рі. Владивостока РѕС‚ дата РїРѕ делу в„– отказ РІ предоставлении РІ собственность земельного участка признан незаконным, РЅР° департамент возложена обязанность восстановить нарушенное право заявителя. Р’ соответствии СЃ законом РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РѕС‚ дата в„–-РљР— "Рћ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ области регулирования земельных отношений" полномочия переданы РЈРњРЎ Рі.Владивостока. дата департамент земельных Рё имущественных отношений РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края перенаправил заявление "Рћ предоставлении РІ собственность земельного участка" Рё РІСЃРµ соответствующие материалы РЅР° исполнение РІ администрацию Рі. Владивостока. РЈРњРЎ Рі. Владивостока РїРёСЃСЊРјРѕРј в„– РѕС‚ дата отказало РІ предоставлении земельного участка РІРІРёРґСѓ непредставления документов (справки, заключения, РїРёСЃСЊРјР°), обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка, ссылаясь РЅР° постановление Президиума Р’РђРЎ Р Р¤ РѕС‚ дата в„–, РѕС‚ дата в„–. Административный истец считает отказ незаконным, указывает, что РїСЂРё рассмотрении Фрунзенским районным СЃСѓРґРѕРј Рі. Владивостока дела в„–Р°- 3088/19 установлено, что Шамхаловой Р’.Р’. представлены РІ уполномоченный орган РІСЃРµ необходимые документы, каких-либо ограничений частных Рё публичных интересов РІ отношении испрашиваемого земельного участка РЅРµ зарегистрировано, земельный участок РЅРµ РёР·СЉСЏС‚ для муниципальных РЅСѓР¶Рґ, РЅР° испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой РґРѕРј, принадлежащий административному истцу РЅР° праве собственности. Полагает, что ей принадлежит исключительное право РЅР° приобретение земельного участка РІ собственность. Оспаривая ссылку РЈРњРЎ Рі. Владивостока РІ ответе РЅР° Постановление Президиума Р’РђРЎ Р Р¤, указывает, что РѕРЅРѕ относится Рє периоду действия старой редакции Земельного кодекса Р Р¤. Указывает, что согласно Градостроительному плану земельного участка максимальный процент застройки составляет 20% РѕС‚ площади земельного участка. Минимальный процент РЅРµ установлен. Рндивидуальный жилой РґРѕРј соответствует всем действующим нормам Рё параметрам. Схема планировочной организации земельного участка СЃ указанием РЅР° ней жилого РґРѕРјР° Рё его параметров была утверждена администрацией РіРѕСЂРѕРґР°, РЅР° основании чего выдано разрешение РЅР° строительство. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать незаконным отказ РЈРњРЎ Рі. Владивостока, РІ предоставлении Шамхаловой Р’.Р’. РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу <адрес>, площадью 1000 РєРІ.Рј., кадастровый в„–, выраженный РїРёСЃСЊРјРѕРј в„– РѕС‚ дата; обязать РЈРњРЎ Рі. Владивостока восстановить нарушенное право путем принятия решения Рѕ предоставлении Шамхаловой Р’.Р’. РІ собственность земельного участка РїРѕ адресу <адрес>, площадью 1000 РєРІ.Рј., кадастровый в„– для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого РґРѕРјР°.
Шамхалова В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, представила дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что фактически используемая площадь земельного участка составляет 29%. Каких-либо норм застройки для соразмерности действующим законодательством не установлено. Площадь испрашиваемого участка составляет 1000 кв.м., что меньше предельного максимального размера.
Представитель административного ответчика УМС г. Владивостока Васильева В.А. против удовлетворения требований возражала, представила письменный отзыв на административный иск, в котором указала, что заявитель является собственником жилого строения площадью 28,9 кв.м., расположенного на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., таким образом, процент застройки земельного участка составляет примерно 2,9 %. Дополнительных документов, обосновывающих соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости не представлено.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Шамхалова В.В. на основании договора №-В от дата является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
На указанном земельном участке Шамхаловой В.В. возведен объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, площадью 28,9 кв.м., с кадастровым номером №, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
Решением УМС г. Владивостока, оформленным письмом № от дата, административному истцу сообщено об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование отказа указано, что Шамхалова В.В. является собственником жилого строения площадью 28,9 кв. м, расположенного на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером № площадью 1000 кв. м. Следовательно, процент застройки земельного участка составляет примерно 2,9 %. Заявителем не представлены документы (справки, заключения, письма), обосновывающие соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости.
Данное решение принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, предоставленных данному органу, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
РР· административного РёСЃРєР° следует, что требования Шамхаловой Р’.Р’. основаны РЅР° положениях подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Р Р¤, согласно которого без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, РЅР° которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений РІ РЅРёС… РІ случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с пунктами 14, 25 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
РР· вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что Земельный кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации предполагает преимущественный выкуп земельного участка собственником объекта недвижимости именно РїРѕРґ объектом, Р° РЅРµ всего земельного участка, РЅР° котором РѕРЅ расположен.
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположен объект: индивидуальный жилой дом, общей площадью 28,9 к.м., что свидетельствует о явной несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади размещенного на нем объекта, на что обоснованно указано административным ответчиком в оспариваемом решении.
Доказательств необходимости приобретения земельного участка, площадью 1000 кв.м., для эксплуатации жилого дома общей площадью 28,9 кв.м. административным истцом не представлено.
Доводы административного истца о том, что ст. 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка и не устанавливает такого основания как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади участка, необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с подпунктами 5 и 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются: единство судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, а также целевое использование земель, согласно которому правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введенной Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ) предусмотрено, что отказ уполномоченного органа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории допускается при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
РР· системного толкования приведенных РЅРѕСЂРј права следует, что собственник объекта недвижимости имеет право РЅР° приобретение земельного участка РІ размерах, занятых объектом недвижимости Рё необходимых для его использования. Площадь такого земельного участка определяется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного РЅР° нем объекта.
Таким образом, предоставление земельного участка собственнику здания, сооружения в соответствии с разрешенным использованием предполагает соответствие как целей использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, так и их площадей.
С учетом этого, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Шамхаловой Варвары Валентиновны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 29.05.2020.
Судья Т.А. Михайлова