Решение по делу № 33-3436/2022 от 27.10.2022

Судья Коршунов Н.А. 33-3436/2022

№ 2-1547/2022

67RS0003-01-2022-001961-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Шитиковой Т.М.,

судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре Игнатовой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маючих Василия Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения, по апелляционным жалобам ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 27.07.2022.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., возражения истца Маючих В.В. относительно доводов жалоб, судебная коллегия

установила:

Маючих В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 22.11.1996 по 04.06.1997 проходил срочную военную службу на территории Республики Таджикистан, где выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта, что подтверждается записью в его военном билете, где в разделе 18 «Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах, истребительных батальонах» указано: «С 22.11.1996 по 04.06.1997 в соответствии с пр МО РФ № 133-94 г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженного конфликта в республике Таджикистан».

Заключением Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 31.07.2021 ему необоснованно отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что им не представлены выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие его участие в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие его участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела истца Маючих В.В., представителей Военного комиссариата Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, а также привлеченного судом к участию в деле в качестве ответчика Министерства обороны РФ.

В предыдущем судебном заседании представитель Военного комиссариата Смоленской области Ряпалов О.С. иск не признал, указав, что запись в военном билете истца позволяет установить только факт прохождения им службы на территории республики Таджикистан, который не является достаточным доказательством выполнениям им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, и не влечет признания за Маючих В.В права на присвоение статуса участника боевых действий.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 27.07.2022 иск удовлетворен.

В апелляционных жалобах ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерство обороны РФ просят отменить решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, сославшись на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств его непосредственного участия в выполнении определенных задач в республике Таджикистан; запись в военном билете не подтверждает факт его личного участия в выполнении определенных законом задач в республике Таджикистан, а устанавливает лишь факт прохождения им службы на территории этой республики.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ указало также на то, что факт нахождения истца на территории республики Таджикистан не приравнивается в непосредственному участию в боевых действиях и выполнению им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, не влечет признания за истцом права на присвоение статуса участника боевых действий. Судом не дана оценка выпискам из Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта от 22.07.2011 № 314/7/0831, согласно которым, воинские части 59292, 83320 и п/п 19034 не привлекалась к участию в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Республике Таджикистан.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.

Пункт 3 статьи 3 указанного Закона предусматривает, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Закону.

В раздел III Перечня включена позиция: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года».

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992 (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий»).

Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.?

Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка - для получения удостоверения ветерана боевых действий личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию, к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.

Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач (абз. 4 п. 8 Порядка).

Как следует из материалов дела, 08.04.2021 Маючих В.В. обратился в Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о присвоении ему звания ветерана боевых действий.

Решением комиссии от 30.07.2021 ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку не представлены выписки из приказов командиров воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих участие заявителя в выполнении названных задач, или документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Из военного билета МЕ № 7737387 усматривается, что Маючих В.В. призван на военную службу 28.11.1995, зачислен в списки в/ч 83320 сухопутные войска МВО рядовым; в период с 16.05.1996 по 19.07.1997 проходил срочную военную службу в в/ч 59292 СВ при ВО, зачислен в списки как водитель-электрик, механик-телефонист.

В разделе 18 военного билета значится участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах, в частности, указано, что с 22.11.1996 по 04.06.1997 в соответствии с пр МО РФ № 133-94 г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в республике Таджикистан. Исключен из списков воинской части 19.07.1997.

По сообщению Министерства обороны Российской Федерации от 30.06.2022 № 350/971, по документам войсковой части полевая почта 19034, имеющимся на хранении в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что запрашиваемая воинская часть в период с 15.10.1993 по 18.09.2000 дислоцировалась в г. Душанбе Республики Таджикистан.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно исходил из того, что из содержания имеющейся записи в военном билете истца об участии в боевых действиях в Республике Таджикистан усматривается прохождение им службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с 22.11.1996 по 04.06.1997.

Именно такая формулировка в военном билете предусмотрена действующим Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595. Военный билет, содержащий такую запись, предусмотрен этим Порядком в качестве документа, подтверждающего факт выполнения истцом задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с 22.11.1996 по 04.06.1997.

В этой связи суд справедливо не согласился с правовой позицией ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом не доказано его непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан; сам по себе факт прохождения им службы в Республике Таджикистан в спорный период в зоне вооруженного конфликта не является достаточным основанием для вывода об участии истца в боевых действиях.

Исходя из представленных суду ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» выписок № 10/1319 от 05.05.2022 и № 10/2230 от 21.07.2022 из Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан от 22.07.2011 № 314/7/0831, войсковая часть 83320 (140 отдельная бригада связи) стр. 2, п. 18 в период с 30.11.1995 по 07.03.1998 значится. Войсковая часть 19034, в перечне войсковых частей не значится. Войсковая часть 59292 в период с 23.11.1995 по 19.07.1997, в том числе с 16.05.1996 по 19.07.1997 не значится.

По сведениям ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 13.12.2016 № 2/283440, в приказах командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (войсковая часть полевая почта 19034) по строевой части и общим вопросам за период с ноября 1996 г. по июнь 1997 г., в алфавитной книге учета военнослужащих части за 1996-1999 г.г. Маючих В.В. не значится. Книг учета военнослужащих, прикомандированных к в/ч пп 19034, журналов боевых действий, документов ежедневного учета постановки боевых задач по личному составу и анализа их выполнения в фонде в/ч пп 19034 нет.

В приказах командира 201 мотострелковой дивизии за октябрь 1996 г. – июль 1997 г. (по строевой части, по общим вопросам, по личному составу), в книге алфавитного учета офицеров и прапорщиков дивизии за 1996-2002 гг. истец также не значится.

Книг учета военнослужащих, прикомандированных к управлению 201 мотострелковой дивизии за 1996-1997 г.г., а также раздаточных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим управления дивизии за 1996-1997 г.г. в фонде 201 мотострелковой дивизии нет.

Документы войсковой части 83320 за 1996-1997г.г. на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали.

Исходя из представленного истцом суду апелляционной инстанции сообщения в/ч – полевая почта 01162 от 20.09.2022, документы войсковой части 59292 о прохождении срочной службы с мая 1996 по 1997 годы в связи с истечением срока хранения данной категории дел переданы на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, названные документы не опровергают доводы истца и имеющиеся в его военном билете сведения об участии его в боевых действиях в Республике Таджикистан.

Ссылки в жалобе Министерства обороны Российской Федерации на то, что заявленные исковые требования должны быть рассмотрены по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу абз. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Как разъяснено в абз. 6 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, в том числе дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.

В рассматриваемом случае судом правильно определен порядок судопроизводства, поскольку из содержания иска и существа спора следует, что судом подлежат установлению обстоятельства возникновения и изменения соответствующих гражданских прав и обязанностей истца, направленных на получение им социальных льгот, связанных со статусом ветерана боевых действий. Поэтому такие правоотношения основаны на реализации социальных прав.

С учетом изложенного, нет оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2022.

Судья Коршунов Н.А. 33-3436/2022

№ 2-1547/2022

67RS0003-01-2022-001961-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 декабря 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Шитиковой Т.М.,

судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.,

при секретаре Игнатовой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маючих Василия Васильевича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Министерству обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения, по апелляционным жалобам ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерства обороны Российской Федерации на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 27.07.2022.

Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., возражения истца Маючих В.В. относительно доводов жалоб, судебная коллегия

установила:

Маючих В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Комиссии Западного военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании ветераном боевых действий и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 22.11.1996 по 04.06.1997 проходил срочную военную службу на территории Республики Таджикистан, где выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта, что подтверждается записью в его военном билете, где в разделе 18 «Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах, истребительных батальонах» указано: «С 22.11.1996 по 04.06.1997 в соответствии с пр МО РФ № 133-94 г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженного конфликта в республике Таджикистан».

Заключением Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 31.07.2021 ему необоснованно отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что им не представлены выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие его участие в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие его участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела истца Маючих В.В., представителей Военного комиссариата Смоленской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, а также привлеченного судом к участию в деле в качестве ответчика Министерства обороны РФ.

В предыдущем судебном заседании представитель Военного комиссариата Смоленской области Ряпалов О.С. иск не признал, указав, что запись в военном билете истца позволяет установить только факт прохождения им службы на территории республики Таджикистан, который не является достаточным доказательством выполнениям им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, и не влечет признания за Маючих В.В права на присвоение статуса участника боевых действий.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 27.07.2022 иск удовлетворен.

В апелляционных жалобах ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерство обороны РФ просят отменить решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, сославшись на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств его непосредственного участия в выполнении определенных задач в республике Таджикистан; запись в военном билете не подтверждает факт его личного участия в выполнении определенных законом задач в республике Таджикистан, а устанавливает лишь факт прохождения им службы на территории этой республики.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ указало также на то, что факт нахождения истца на территории республики Таджикистан не приравнивается в непосредственному участию в боевых действиях и выполнению им задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, не влечет признания за истцом права на присвоение статуса участника боевых действий. Судом не дана оценка выпискам из Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта от 22.07.2011 № 314/7/0831, согласно которым, воинские части 59292, 83320 и п/п 19034 не привлекалась к участию в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в Республике Таджикистан.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.

Пункт 3 статьи 3 указанного Закона предусматривает, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Закону.

В раздел III Перечня включена позиция: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года».

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992 (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий»).

Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.?

Министерством обороны Российской Федерации выдача удостоверения осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка - для получения удостоверения ветерана боевых действий личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию, к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.

Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

Вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач (абз. 4 п. 8 Порядка).

Как следует из материалов дела, 08.04.2021 Маючих В.В. обратился в Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о присвоении ему звания ветерана боевых действий.

Решением комиссии от 30.07.2021 ему отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку не представлены выписки из приказов командиров воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих участие заявителя в выполнении названных задач, или документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Из военного билета МЕ № 7737387 усматривается, что Маючих В.В. призван на военную службу 28.11.1995, зачислен в списки в/ч 83320 сухопутные войска МВО рядовым; в период с 16.05.1996 по 19.07.1997 проходил срочную военную службу в в/ч 59292 СВ при ВО, зачислен в списки как водитель-электрик, механик-телефонист.

В разделе 18 военного билета значится участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах, в частности, указано, что с 22.11.1996 по 04.06.1997 в соответствии с пр МО РФ № 133-94 г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте в республике Таджикистан. Исключен из списков воинской части 19.07.1997.

По сообщению Министерства обороны Российской Федерации от 30.06.2022 № 350/971, по документам войсковой части полевая почта 19034, имеющимся на хранении в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что запрашиваемая воинская часть в период с 15.10.1993 по 18.09.2000 дислоцировалась в г. Душанбе Республики Таджикистан.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно исходил из того, что из содержания имеющейся записи в военном билете истца об участии в боевых действиях в Республике Таджикистан усматривается прохождение им службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с 22.11.1996 по 04.06.1997.

Именно такая формулировка в военном билете предусмотрена действующим Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 № 595. Военный билет, содержащий такую запись, предусмотрен этим Порядком в качестве документа, подтверждающего факт выполнения истцом задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с 22.11.1996 по 04.06.1997.

В этой связи суд справедливо не согласился с правовой позицией ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом не доказано его непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Таджикистан; сам по себе факт прохождения им службы в Республике Таджикистан в спорный период в зоне вооруженного конфликта не является достаточным основанием для вывода об участии истца в боевых действиях.

Исходя из представленных суду ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» выписок № 10/1319 от 05.05.2022 и № 10/2230 от 21.07.2022 из Перечня органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан от 22.07.2011 № 314/7/0831, войсковая часть 83320 (140 отдельная бригада связи) стр. 2, п. 18 в период с 30.11.1995 по 07.03.1998 значится. Войсковая часть 19034, в перечне войсковых частей не значится. Войсковая часть 59292 в период с 23.11.1995 по 19.07.1997, в том числе с 16.05.1996 по 19.07.1997 не значится.

По сведениям ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 13.12.2016 № 2/283440, в приказах командующего Коллективными миротворческими силами в Республике Таджикистан (войсковая часть полевая почта 19034) по строевой части и общим вопросам за период с ноября 1996 г. по июнь 1997 г., в алфавитной книге учета военнослужащих части за 1996-1999 г.г. Маючих В.В. не значится. Книг учета военнослужащих, прикомандированных к в/ч пп 19034, журналов боевых действий, документов ежедневного учета постановки боевых задач по личному составу и анализа их выполнения в фонде в/ч пп 19034 нет.

В приказах командира 201 мотострелковой дивизии за октябрь 1996 г. – июль 1997 г. (по строевой части, по общим вопросам, по личному составу), в книге алфавитного учета офицеров и прапорщиков дивизии за 1996-2002 гг. истец также не значится.

Книг учета военнослужащих, прикомандированных к управлению 201 мотострелковой дивизии за 1996-1997 г.г., а также раздаточных ведомостей на выплату денежного довольствия военнослужащим управления дивизии за 1996-1997 г.г. в фонде 201 мотострелковой дивизии нет.

Документы войсковой части 83320 за 1996-1997г.г. на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали.

Исходя из представленного истцом суду апелляционной инстанции сообщения в/ч – полевая почта 01162 от 20.09.2022, документы войсковой части 59292 о прохождении срочной службы с мая 1996 по 1997 годы в связи с истечением срока хранения данной категории дел переданы на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, названные документы не опровергают доводы истца и имеющиеся в его военном билете сведения об участии его в боевых действиях в Республике Таджикистан.

Ссылки в жалобе Министерства обороны Российской Федерации на то, что заявленные исковые требования должны быть рассмотрены по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу абз. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Как разъяснено в абз. 6 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, в том числе дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.

В рассматриваемом случае судом правильно определен порядок судопроизводства, поскольку из содержания иска и существа спора следует, что судом подлежат установлению обстоятельства возникновения и изменения соответствующих гражданских прав и обязанностей истца, направленных на получение им социальных льгот, связанных со статусом ветерана боевых действий. Поэтому такие правоотношения основаны на реализации социальных прав.

С учетом изложенного, нет оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 27 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2022.

33-3436/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Маючих Василий Васильевич
Ответчики
Министерство Обороны РФ
комиссия Западного военного округа МО РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерена боевых действий
военный комиссариат Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Шитикова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.10.2022Передача дела судье
08.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2022Передано в экспедицию
08.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее