УИД № 57RS0022-01-2023-001171-24 Производство № 2-1645/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 сентября 2023 г. г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Орловской области) к обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» (далее – ООО «Горцентржилтех») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение ФИО2 по вопросу размещения крупногабаритных отходов вблизи мусороприемной камеры многоквартирного (адрес обезличен) в (адрес обезличен).
В связи с рассмотрением указанного обращения по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено обследование содержания придомовой территории по адресу: (адрес обезличен), по результатам которого установлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
- в нарушение пунктов 3, 4, 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) возле мусороприемных камер подъездов (номер обезличен), 3, 5 многоквартирного (адрес обезличен) в (адрес обезличен) обнаружены крупногабаритные отходы (старая мебель, строительный мусор), то есть размещены в непредназначенном для размещения КГО месте, на расстоянии менее 20 м от жилого дома;
- на прилегающей к жилому многоквартирному дому (номер обезличен) по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) территории в радиусе 100 м отсутствуют контейнерные (или) специальные площадки для сбора крупногабаритных отходов, что является нарушением пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Истец ссылался, что многоквартирный дом по адресу: (адрес обезличен) находится в управлении управляющей организации ООО «Горцентржилтех», в связи с чем ответчик, в силу норм действующего законодательства, является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома и придомовой территории.
Организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В связи с изложенным Управление Роспотребнадзора по Орловской области просило суд обязать ООО «Горцентржилтех» в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно создать и содержать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенное для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жителей многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен) (специальную площадку) в соответствии с требованиями пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Также Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Горцентржилтех» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, в котором по аналогичным основаниям просил суд обязать ответчика организовать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), в соответствии с требованиями пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21.
В ходе судебного разбирательства указанные дела объединены в одно производства для совместного рассмотрения, а также привлечены в качестве третьих лиц администрация г. Орла, Управление городского хозяйства и транспорта г. Орла, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области», ООО «Управляющая компания «Зеленая роща».
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Орловской области – Гусева А.В. заявленные требования поддержала, аргументируя их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Старший помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Михайлова М.А. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам иска.
Представитель ответчика ООО «Горцентржилтех» - Сивцова Л.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, приведенным в письменных возражениях. Приводила доводы об отсутствии у управляющей компании возможности по организации площадки для сбора КГО в соответствии с действующими требованиями. Дополнительно указала, что в случае удовлетворения требований трехмесячного срока с даты вступления решения суда в законную силу будет недостаточно для исполнения судебного акта ввиду длительной процедуры согласования места (площадки) для накопления крупногабаритных отходов и ее оборудования.
Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» - Ларькина О.Л.
Представитель третьего лица администрации г. Орла, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представители третьих лиц Управление городского хозяйства и транспорта г. Орла и ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» в судебное заседание не явились, извещались о его проведении надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила), «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно пункту 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10 °C, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0 °C (пункт 124 СанПиН 2.1.3684-21).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» Управления Роспотребнадзора по Орловской области проведено обследование содержания придомовой территории по адресу: (адрес обезличен).
По результатам проверки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» составлен акт выездного обследования от (номер обезличен), согласно которому на придомовой территории по адресу: (адрес обезличен) выявлены нарушения требований пункта 13, 17 СанПиН 2.1.3684-21, выразившиеся в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, специальной площадки для сбора КГО.
При повторном проведении обследования указанной придомовой территории установлено, что ранее выявленные нарушения пунктов 13, 17 СанПиН (дата обезличена)-21 не были устранены, о чем составлен соответствующий акт выездного обследования от (дата обезличена) (номер обезличен).
Аналогичные обстоятельства нарушения санитарного законодательства также были установлены при проведении проверки Орловским природоохранным межрайонным прокурором Орловской области.
Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: (адрес обезличен), является ООО «Горцентржилтех», в обязанности которой согласно договору управления многоквартирным домом от (дата обезличена) входит оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества.
По изложенным основаниям и полагая, что придомовая территория многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников помещений, пользование собственниками помещений в многоквартирном доме придомовым земельным участком предполагает его надлежащее содержание и находится в зоне ответственности управляющей организации, Управление Роспотребнадзора по Орловской области, а также Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области обратились в суд с настоящими исковыми заявлениями.
Возражая против удовлетворения исковых требований, управляющая организация ООО «Горцентржилтех» приводила довод о невозможности организации площадки мест сбора твердых коммунальных отходов в пределах земельного участка под многоквартирным домом.
Разрешая требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области и Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области о понуждении ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен), находящегося в их управлении, и полагая исковые требования обоснованными, суд исходит из обязанности ответчика ООО «Горцентржилтех» как управляющей организации по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в их управлении.
Организация мест накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов), контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Ответчик как управляющая организация в силу закона и договоров управления многоквартирными домами обязан надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления отходов для обслуживания спорных домов.
Обязанность ответчика организовать и содержать места накопления КГО возложена на него статьями 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 № 34.
Каких-либо доказательств, исключающих исполнение указанной обязанности, ответчиком не представлено.
Обстоятельства, на которые ссылается управляющая организация в обоснование возражении об отсутствии возможности к организации площадки для сбора КГО в соответствии с действующими требованиями, судом подлежат отклонению по следующим основаниям.
Постановлением администрации г. Орла от 25.02.2021 № 667 утверждено Положение о комиссии по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла, устанавливающее процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования «Город Орел», согласно которой в полномочия Комиссии входит рассмотрение поступивших в администрацию города Орла письменных заявок лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО, на согласование создания места (площадки) накопления ТКО на территории города Орла; определение с выездом на место возможности (невозможности) создания, переноса, ликвидации места (площадки) накопления ТКО с соблюдением Правил, требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО; оформление актов об определении мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла и принятие решений о согласовании или отказе в согласовании создания таких мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла.
Таким образом, реализация указанной выше обязанности управляющей организации при невозможности организации площадки мест сбора твердых коммунальных отходов в границах земельного участка под многоквартирным домом, возможна за счет размещения такой площадки в соответствии с приведенным выше положением.
Кроме того, ответчиком при рассмотрении дела не было представлено доказательств того, что им предпринимались попытки согласовать места размещения площадок для сбора КГО на имеющемся земельном участке и был получен отказ ввиду несоответствия требований, установленных СанПиН.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области и Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что организация сбора и вывоза КГО является одним из основополагающих факторов санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то суд полагает указанный прокурором срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разумным.
Кроме того, в случае недостаточности указанного срока для исполнения решения суда ответчик может ставить вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городской центр жилищных технологий» организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от жителей многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен) (специальную площадку) в соответствии с требованиями пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, пунктами 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 11 сентября 2023 г.
Судья В.С. Агибалов