Решение по делу № 2а-236/2021 от 22.03.2021

№ 2а-236/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суровикино Волгоградской области 16 июня 2021 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Е.В. Луневой,

при секретаре судебного заседания Е.Б. Минаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области к Кривенченко Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее по тексту МИ ФНС , инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, предъявив требования к Кривенченко Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав следующее.

Административный ответчик Кривенченко Н.Н. состоит на учете в МИ ФНС . В период с 9 июня 2004 г. по 2 февраля 2005 г., с 23 марта 2010 г. по 28 сентября 2011 г. она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время Кривенченко Н.Н. утратила статус индивидуального предпринимателя и является физическим лицом. В период осуществления предпринимательской деятельности Кривенченко Н.Н. являлась плательщиком страховых взносов.

С 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование осуществляют налоговые органы.

ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области в порядке, установленном статьями 19, 20 Закона № 250-ФЗ, переданы в налоговый орган сведения о сумме недоимки, пеней, штрафов, образовавшейся до 1 января 2017 г., в отношении Кривенченко Н.Н..

До 1 января 2017 г. порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены статьёй 16 Закона № 212-ФЗ.

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Кривенченко Н.Н. начислены пени. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьёй. 22 Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, Кривенченко Н.Н. являлась плательщиком налога на имущество. В нарушение ст. 45 НК РФ должником не своевременно исполнялась обязанность по уплате в бюджет указанного налога, в связи с чем в соответствии со статьёй 75 НК РФ Кривенченко Н.Н. начислены пени.

В соответствии со статьями 69, 75 НК РФ административному ответчику направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 044S01160260551 по состоянию на 10 октября 2016 г. на общую сумму 2 207 рублей 71 копейка, из которой: пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 1 380 рублей 19 копеек; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененном) в размере 436 рублей 62 копеек; пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек; № 2934 по состоянию на 21 июля 2017 г. на общую сумму 125 рублей 40 копеек, из которой налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 121 рубль, пени в размере 4 рубля 40 копеек.

Требование № 044S01160260551 по состоянию на 10 октября 2016 г. было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика и вручено Кривенченко Н.Н. 11 октября 2016 г., требование № 2934 по состоянию на 21 июля 2017 г. было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика и вручено Кривенченко Н.Н. 23 марта 2017 г.

Должником в нарушение статьи 45 НК РФ суммы пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, указанные в требовании, не уплачены.

9 октября 2020 г. определением мирового судьи судебного участка № 53 Волгоградской области судебный приказ № 2а-53-140/2020 от 31 января 2020 г. отменен.

Задолженность по пени по страховым взносам Кривенченко Н.Н. до настоящего времени не оплачена.

Должником произведено частичное погашение задолженности по заявленные требованиям, а именно: пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 436 рублей 62 копейки; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений, в размере 121 рубль, пени в размере 4 рубля 40 копеек.

Таким образом, сумма к взысканию на момент подачи искового заявления составляет: пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек.

Административный истец просит взыскать с Кривенченко Н.Н. в пользу МИ ФНС задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек, возложив расходы по уплате государственной пошлины на административного ответчика.

Административный истец – представитель МИ ФНС в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, поддержав заявленные требования, указав, что ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области в порядке, установленном статьями 19,20 Закона № 250-ФЗ, переданы в налоговый орган сведения о сумме недоимки, пеней, штрафов, образовавшейся до 1 января 2017 г., в отношении Кривенченко Н.Н., в том числе по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. КБК18210202103080011160 ОКТМО 18653101 по виду платежа налог – 1 972 рубля 75 копеек, по виду платежа пеня – 1 157 рублей 21 копейка. Иные сведения от ГУ УПФ РФ в Суровикинском районе Волгоградской области в налоговый орган в отношении Кривенченко Н.Н. не поступали. В настоящее время задолженность налогоплательщиком не погашена.

В судебное заседание извещённая надлежащим образом административный ответчик Кривенченко Н.Н. не явилась, направив отзыв на административный иск, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования не признала и указала, что решением Суровикинского районного суда Волгоградской области от 1 февраля 2021 г. в удовлетворении аналогичных исковых требований МИФНС России к ней было отказано. Она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в 2011 г. снята с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности. Исходя из того, что согласно представленным административным истцом сведениям заявленная к взысканию пеня начислена на налог, подлежащий уплате, административным истцом не представлено достоверных данных о дате выявления недоимки по страховым взносам, на которые начислены пени, являющиеся производными от основного требования, а также о соблюдении трехмесячного срока, установленного для взыскания пени в указанный период, следует признать, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд за взысканием спорной задолженности. Административный ответчик просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований МИ ФНС о взыскании с Кривенченко Н.Н. недоимки по налогам и сборам.

Учитывая мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела, Кривенченко Н.Н. состоит на налоговом учёте в МИ ФНС . Согласно выпискам из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 1 марта 2021 г. Кривенченко Н.Н. в период с 9 июня 2004 г. по 2 февраля 2005 г., с 23 марта 2010 г. по 28 сентября 2011 г. была зарегистрирована в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из этого, административный ответчик обязан оплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность соответствующему платежу, в том числе по отмененному).

По причине неуплаты в установленный законом срок налогов и страховых взносов МИ ФНС Кривенченко Н.Н. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 044S01160260551 по состоянию на 10 октября 2016 г. на общую сумму 2 207 рублей 71 копейка, из которой: пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 1 380 рублей 19 копеек; пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененном) в размере 436 рублей 62 копейки; пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек; № 2934 по состоянию на 21 июля 2017 г. на общую сумму 125 рублей 40 копеек, из которой налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 121 рубля, пени в размере 4 рублей 40 копеек.

Как указано административным истцом, Кривенченко Н.Н. произведено частичное погашение задолженности по налогам и страховым взносам, а именно пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 436 рублей 62 копейки; налог на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 121 рубль, пени в размере 4 рубля 40 копеек. Таким образом, на момент подачи настоящего иска к взысканию подлежат пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек.

Факт направления требований подтвержден представленным МИ ФНС скриншотом программы АИС-3, согласно которому требование № 044S01160260551 по состоянию на 10 октября 2016 г. было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщица и вручено Кривенченко Н.Н. 11 октября 2016 г.; требование № 2934 по состоянию на 21 июля 2017 г. было направлено через личный кабинет налогоплательщика и вручено 23 марта 2017 г.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки и в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Материалами дела объективно подтверждается, что требования были направлено налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика и получены им.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для взыскания недоимки пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., которые заявлены административным истцом к взысканию по следующим основаниям.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 г., и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм, утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере её применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Закона № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

Согласно правовой позиции изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Э.Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» пеня является дополнительным платежом, компенсирующим потерю государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов предполагает обязанность налогового органа исчислить соответствующую сумму страховых взносов и направить налогоплательщику требование об уплате. Принудительное взыскание страховых взносов по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

С учетом изложенного, положения пунктов 1, 2 и абзаца первого пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, страховых взносов, равно как и при истечении сроков на её принудительное взыскание.

Следовательно, оснований для предъявления к взысканию в судебном порядке пени в размере 390 рублей 90 копеек не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по Волгоградской области к Кривенченко Н.Н. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 390 рублей 90 копеек, отказать.

Решение суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Суровикинский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2021 г.

Судья Е.В. Лунева

2а-236/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области
Ответчики
Кривенченко Наталия Николаевна
Суд
Суровикинский районный суд Волгоградской области
Судья
Лунева Е.В.
Дело на сайте суда
surov.vol.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация административного искового заявления
22.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2021Подготовка дела (собеседование)
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее