УИД <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Комаричи, Брянской области Дело №2а- 102/2019
7 февраля 2020 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Баранова М.Н.
при секретаре Тытус М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прохорова С.С. к УМВД России по Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Прохоров С.С. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что он родился в <данные изъяты> <данные изъяты> года. В 2002 году в 10 летним возрасте он вместе со своими родителями переехал на территорию РФ для проживания, продав квартиру в которой проживали. После переезда Прохоров постоянно проживал на территории РФ. Для получения паспорта на территорию Украины не выезжал. Истцом направлялся запрос в консульский отдел посольства Украины на территории РФ об установлении факта принадлежности к гражданству Украины, однако письменного ответа получено не было, но устно ему была разъяснено, что гражданам проживающим, или которые проживали в определенных населенных пунктах Донецкой области, факт принадлежности к гражданству установить невозможно, ссылаясь на приказ от 07.11.2014 года № 1085 ( в редакции распоряжения кабинета Министров Украины от 07.02.2018 года № 79-р) г. Макеевка относится к перечню этих населенных пунктов. В настоящее время у Прохорова С.С. жилого помещения для регистрации и проживания в г. Макеевка не имеется. Все его близкие родственники проживают в России- сестры и брат. Мать умерла в 2014 году, отец является безвестно отсутствующим. Факт постоянного проживания на территории РФ подтверждается аттестатом об основном общем образовании, свидетельствующим о том, что он обучался в Комаричской средней школе №1. С 09.2011 года по 09.2015 год Прохоров С.С. отбывал наказание в ФКУ ИК -5 Брянской области, после его освобождения к Прохорову было применено решение о его нежелательном пребывании и реадмиссии. Так как факт принадлежности к гражданству Украины не был установлен, а также наличие близких родственников на территории РФ явилось основанием для отмены его реадмиссии на основании решения Почепского районного суда Брянской области от 08.06.2016 года. Отсутствие документов, удостоверяющих личность, препятствовало оформлению легализации его пребывания на территории РФ. Кроме того, в настоящее время Прохоров С.С. перенес операцию «глаукомы» и ему необходимо регулярно наблюдаться у врача. 30.09.2019 года Прохоров С.С. обратился в МО ОП Комаричское МВД России « Севский» с заявлением о представлении временного убежища на территории РФ, поскольку иного выхода легализовать свое положение не территории РФ не представляется возможным. Решением УМВД России по Брянской области от 04.12.2019 года Прохорову С.С. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Прохоров С.С. с указанным решением не согласился и просит суд признать незаконным решение УМВД России по Брянской области от 04.12.2019 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ и обязать предоставить временное убежище на территории РФ сроком на один год.
Административный истец Прохоров С.С. и его представитель Тимонова М.И. в судебном заседании поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям. Тимонова М.И. дополнительно пояснила, что, Прохоров С.С. не может быть депортирован из РФ по гуманным основаниям, так как у него имеется хроническое заболевание, на территории Украины близких родственников у него нет, место для проживания на территории Украины также отсутствует. Бабушка Прохорова С.С. не возражает, чтобы он был зарегистрирован в её доме на территории РФ, имеется возможность устроиться на работу официально. Учитывая, что у Прохорова С.С. имеется заболевания « глоукома», ему необходима операция, которая может быть проведена только в г. Калуга.
Представитель административного ответчика Моськина О.Д. возражала против удовлетворения исковых требований административного истца, сославшись на доводы своего отзыва, дополнительно указав, что гуманность в данном случае не может быть применена, так как Прохоров С.С. въехал на территорию РФ в 2002 году, когда военных действий на территории Украины не было. Кроме того сам Прохоров С.С. указывал, что в боевых действиях на территории Украины не участвовал, не преследовался по религиозным и политическим соображения. В данном случае временное убежище выдается лицам, либо которые страдают серьезными заболеваниями, либо по гуманным соображениям, так как лицо может быть лишено жизни на территории иного государства. Неоспоримых доказательств наличие у Прохорова С.С. серьезных заболеваний суду не представлено. Кроме того, Прохоров С.С. не обращался за РВП и видом на жительство, не стал участником государственной программы, таким образом, существенных действий для защиты своих прав не предпринимал.
Выслушав мнение административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Прохоров С.С. родился <данные изъяты> года в <данные изъяты> С 2002 года Прохоров С.С. со совей семьей переехал для проживания на территорию Российской Федерации. В 2007 году Прохоров С.С. получил аттестат об основном общем образовании ( серии 32 ББ 0011183 выданный Комаричской средней общеобразовательной школой №1 Брянской области). С 13.09.2011 года по 15.09.2015 года Прохоров С.С. отбывал наказание по ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ в ИК -5 УФСИН России по Брянской области.
22.09.2015 года на основании решения Почепского районного суда Брянской области Прохоров С.С. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Брянской области. 08.07.2016 года Почепским районным судом Брянской области было отменено решение о реадмиссии Прохорова С.С.
Административный истец указывает, что с 2002 года он постоянного проживает на территории п. Комаричи, Брянской области.
05.07.2019 года Прохоров С.С. обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области с заявлением об установлении его личности. Согласно заключению № 35 определить гражданско- правовой статус Прохорова С.С. не представилось возможным и рекомендовано заявителю лично обратиться в полномочные органы Украины в Российской федерации для получения документа, определяющего гражданскую принадлежность.
30.09.2019 года обратился в МО ОП Комаричское МВД России « Севский» с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УМВД России по Брянской области от 04.12.2019 года отказано Прохорову С.С. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах", устанавливая правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 12).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 12).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного истца в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей Ш.К.А. М.М.А. которые пояснили каждый в отдельности о том, что Прохоров С.С. с детских лет проживает на территории <данные изъяты>. За пределы п. Комаричи Прохоров С.С. не выезжал. Все родственники Прохорова С.С. проживает на территории РФ, на территории Украина родственников у Прохорова С.С. не имеется.
Суд, полагает, что показания допрошенных свидетелей, не влияют на удовлетворения исковых требований Прохорова С.С. в предоставления ему временного убежища на территории РФ, так как факт проживания Прохорова С.С. на территории РФ и наличие на территории Российской Федерации родственников не является безусловным основанием для предоставления ему временного убежища. Показания свидетелей об отсутствии у Прохорова С.С. родственников на территории Украины являются голословными и ничем не подтверждены.
Семейные отношения Прохорова С.С. на территории РФ не зарегистрированы, в связи с чем отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие несоразмерность вмешательства государства в личную и семейную жизнь административного истца, как нарушение оспариваемым решением гарантий, установленных ст. 9 Конвенции для иностранных граждан, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении временного убежища.
Доводы о том, что у Прохорова С.С. нет подтверждающих документов, принадлежности его к гражданству Украины не могут быть приняты судом как основание для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств личного обращения Прохорова С.С. в полномочный орган Украины на территории РФ для получения документа, определяющего гражданскую принадлежность не представлено.
Неоспоримых доводов Прохорова С.С. о его тяжелом состоянии здоровья, суду не представлено. В материалах дела имеется только выписка из амбулаторной карты, в которой прописан диагноз заболевания Прохорова С.С. и назначение лечения. Иных документов подтверждающих наличие тяжелого заболевания у Прохорова С.С. суду представлено не было, также не было представлено доказательств того, что на территории Украины он не может получить необходимого лечения.
Объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих, что Прохоров С.С. может стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителя за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам Прохоровым С.С., не представлено.
Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации; подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах".
Ссылка административного истца и его представителя на Решение Почепского районного суда Брянской области от 08.07.2016 года об отмене решения от 03.08.2015 года Управления Федеральной миграционной службой России по Брянской области о реадмиссии Прохорова С.С., не свидетельствует о незаконности оспариваемого Прохоровым С.С. решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении временного убежища.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд считает, что оспариваемое решение уполномоченного органа вынесено с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
Прохорову С.С. в административном иске к УМВД России по Брянской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья п.п. М.Н. Баранов
Секретарь с/з М.В. Тытус
Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2020 года
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.02.2020 года