№2а-2237/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
под председательством судьи Клименко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ходжер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева В. Г. к ОГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре, УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными действий, возложении обязанности, освобождении от оплаты,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев В.Г. обратился в суд с административным иском к ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре. В обоснование заявленных требований указал, что 09 декабря 2019 года в ходе составления протокола по делу об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности сотрудником ГИБДД у него (Дмитриева В.Г.) были изъяты агрегаты транспортного средства, которые принадлежат ему на праве собственности, а именно: кузов №(№) от Toyota Corolla 1999 года выпуска; двигатель (№) марки Toyotа. Указанные агрегаты приобретены им в г. Владивосток по договору купли-продажи номерного агрегата от 02 декабря 2019 года, № договора б/н у ООО «Овердрайф», кузов за 201 000 рублей, двигатель за 124 000 рублей. Также агрегаты транспортного средства были продекларированы декларацией на товары №10702070/21102019/0216869. Трижды он обращался в ГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением о возврате принадлежащих ему на праве собственности указанных агрегатов транспортных средств с приложением подтверждающих документов, по результатам рассмотрения которых получал отказ. В последнем ответе от 18 марта 2020 года начальник ОГИБДД по г.Комсомольску-на-Амуре письменно признает, что в ходе проверки запросов установлено, что совершение таможенных операций в отношении данных агрегатов транспортных средств осуществлялось во Владивостокской таможне по декларации на товары (на кузов) №10702070/211019/0216869 с заявленным классификационным кодом 8707109000 ТН ВЭД ЕАЭС; на двигатель по декларации 10702070/221019/0217842. До настоящего времени указанные агрегаты транспортного средства находятся на специализированной стоянке для хранения задержанных транспортных средств. Поскольку впервые обратился с заявлением о выдаче разрешения забрать агрегаты транспортного средства 17 декабря 2019 года, ответ получил 11 января 2019 года, полагает, что с 17 декабря 2019 года по причине неправомерного отказа должен быть освобожден от взимания платы за стоянку. Указал, что в ответе указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих декларирование и право собственности, в то время данные документы были им представлены 17 декабря 2019 года. Обращаясь в суд, просит обязать начальника ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре выдать ему разрешение на выдачу принадлежащих номерных агрегатов транспортных средств Toyota Corolla: кузов (№), двигатель (№) со специализированной стоянки; обязать ОГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре вынести решение об освобождении с 17 декабря 2019 года от оплаты денежных средств за хранение агрегатов транспортных средств и освободить его (Дмитриева В.Г.) от оплаты за хранение агрегатов на специализированной стоянке задержанных транспортных средств с 17 декабря 2019 года.
Определением от 20 апреля 2020 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре.
Протокольным определением от 04 июня 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Стимул»
В ходе рассмотрения дела Дмитриев В.Г. исковые требования увеличил, дополнительно просил признать незаконными действия ОГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре по не выдаче разрешения на выдачу номерных агрегатов транспортных средств.
В судебном заседании административный истец Дмитриев В.Г. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что после первого судебного заседания он обратился в ОГИБДД по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением и пакетом документов, где ему тот же инспектор выдал разрешение на выдачу агрегатов. Полагает, что им излишне уплачены денежные средства за услуги перемещения и хранения в размере 41 038 рублей.
Административные ответчики, заинтересованное лицо (представители) о дате, времени и месте судебного заседания уведомлялись надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимали, при этом представитель УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре и ООО «Стимул» просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Ранее в судебном заседании представитель УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре Школяр Н.Э., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях указала, что 19 декабря 2019 года в районе (адрес) произошло дорожно-транспортное с участием автомобиля Toyota Corolla, государственный регистрационный знак (№), под управлением Дмитриева В.Г. Установив номера агрегатов данного транспортного средства и проверив автомобиль с государственным регистрационным знаком (№) по ФИС ГИБДД-М установлено, что у зарегистрированного автомобиля номера агрегатов имеют другие буквенно-цифровые обозначения.
В отношении Дмитриева В.Г. были составлены административные материалы по ст. 12.16 КоАП РФ, ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, ч.4 ст.12.2 КоАП РФ, ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, чю2 ст.12.37 КоАП РФ. Руководствуясь ст. 27.13 КоАП РФ указанный автомобиль помещен на охраняемую стоянку. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Обязательным условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении является проведение обязательной сертификации или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При проверке по базе ФИС ГИБДД-М установлено, что автомобиль Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) не проходил таможенного оформления как транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам общего пользования и на регистрационном учете не состоит. С целью проверки факта таможенного оформления указанных агрегатов были направлены запросы в Дальневосточное таможенное управление. Согласно полученному ответу информация о таможенном декларировании автомобиля Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) как полнокомплектного транспортного средства в базе данных Дальневосточного таможенного управления отсутствует. Дмитриеву В.Г. неоднократно направлялись ответы с указанием о необходимости обращения в ОГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре за получением разрешения на выдачу номерных агрегатов с обязательным предоставлением необходимых документов. Полагает, что отсутствует предмет спора. Кроме того, ОГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре не является самостоятельным юридическим лицом и не может быть ответчиком по делу. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1).
В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию или должностное лицо.
По таким административным делам административный истец обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела 09 декабря 2019 года в районе (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре произошло дорожно-транспортное происшествие, одним из участников которого является Дмитриев В.Г., управлявший автомобилем Toyota Corolla с государственным регистрационным знаком (№). По результатам проверки по базе ФИС ГИБДД-М установлено, что у зарегистрированного автомобиля номера агрегатов имеют другие буквенно-цифровые значения.
В связи с указанным обстоятельством транспортное средство было задержано и помещено на специализированную стоянку ООО «Стимул», о чем составлен протокол о задержании транспортного средства 27 ХА 126727 от 09 декабря 2019 года.
На основании постановления по делу об административном правонарушении от 09 декабря 2019 года №18810027180001460639 Дмитриев В.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", также закреплено, что механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения запрещается.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в том числе право задерживать транспортные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
При нарушении правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 Кодекса, применяется задержание транспортного средства (часть 1 статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ).
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ, возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
17 декабря 2019 года Дмитриев В.Г. обратился в ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением о выдаче агрегатов транспортного средства Toyota Corolla, 1999 года выпуска, кузов (№), двигатель (№), принадлежащих ему на основании договора купли-продажи.
К указанному заявлению им представлены договор купли-продажи транспортного средства от 02 декабря 2019 года, заключенный между ООО «Овердрайв» и Дмитриевым В.Г., декларация на товар ИМ 40 ЭД 10702070/211019/0216869.
В ходе проверки факта таможенного оформления номерных агрегатов Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) из Дальневосточного таможенного управления получен ответ, согласно которому информация о декларировании автомобиля Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) как полнокомплектного транспортного средства в базе данных Дальневосточного таможенного управления отсутствует. Совершение таможенных операций в отношении запрашиваемых номерных агрегатов транспортных средств осуществлялось в регионе деятельности Владивостокской таможни: кузов автомобиля «Toyota Corolla», (№), 1999 года выпуска, по декларации на товары №10702070/211019/0216869; двигатель «Toyota» (№), по декларации на товары 10702070/221019/0217842.
11 февраля 2020 года по результатам рассмотрения указанного заявления в адрес Дмитриева В.Г. направлен ответ, в котором указано, что для получения разрешения на выдачу номерных агрегатов транспортных средств Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) со специализированной стоянки ему необходимо представить документы, удостоверяющие сертификацию или декларирование запасных частей и агрегатов, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные запасные части.
07 февраля 2020 года Дмитриев В.Г. обратился в ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением о выдаче агрегатов транспортного средства Toyota Corolla, 1999 года выпуска, кузов (№), двигатель (№).
К указанному заявлению им представлены декларации на товар ИМ 40 ЭД 10702070/211019/0216869 (декларант ООО «Овердрайв», кузов) и ИМ 40 ЭД 10702070/221019/0217842 (декларант ООО Октер», двигатель), договор купли продажи двигателя от 02 декабря 2019 года, заключенный между Дмитриевым В.Г. и ФИО1., договор купли-продажи кузова автомобиля от 02 декабря 2019 года, заключенный между Дмитриевым В.Г. и ФИО1.
20 февраля 2020 года по результатам рассмотрения указанного заявления в адрес Дмитриева В.Г. направлен ответ, в котором указано, что для получения разрешения на выдачу номерных агрегатов транспортных средств Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) со специализированной стоянки ему необходимо представить документы, удостоверяющие сертификацию или декларирование запасных частей и агрегатов, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные запасные части.
03 марта 2020 года Дмитриев В.Г. обратился в ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением о выдаче агрегатов транспортного средства Toyota Corolla, 1999 года выпуска, кузов АЕ100-0302143, двигатель 5А-Н351083
18 марта 2020 года в адрес Дмитриева В.Г. по результатам рассмотрения указанного заявления в адрес Дмитриева В.Г. направлен ответ, в котором указано, что для получения разрешения на выдачу номерных агрегатов транспортных средств Toyota Corolla кузов (№), двигатель (№) со специализированной стоянки ему необходимо представить документы, удостоверяющие сертификацию или декларирование запасных частей и агрегатов, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные запасные части.
Исходя из анализа представленных в материалы документов, следует, что Дмитриевым В.Г. к направленным в адрес ОГИБДД УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре заявлениям о выдаче агрегатов транспортного средства одновременно не представлялся полный пакет необходимых документов: договоры купли-продажи от 02 декабря 2019 года с ООО «Октер», ООО «Овердрайв», ФИО1 декларации на товар 10702070/221019/0217842, 10702070/211019/0216869.
08 мая 2020 года Дмитриеву В.Г. выдано разрешение на выдачу запасных частей к транспортному средству.
Дмитриевым В.Г. за услуги по хранению и эвакуацию автомобиля оплачено 50 000 руб., что подтверждается товарным чеком №01 от 19 мая 2020 года и кассовым чеком на указанную сумму.
Учитывая изложенное, а также факт того, что на момент рассмотрения настоящего административного дела административному истцу выдано разрешение на выдачу номерных агрегатов, основания для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий по невыдаче разрешения на выдачу номерных агрегатов и возложении обязанности выдать разрешение на выдачу номерных агрегатов отсутствуют.
Законом Хабаровского края от 27 июня 2012 года №198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» на основании части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения и возврата владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплаты лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
В целях реализации положений указанного Закона приказом Министерства Промышленности и транспорта Хабаровского края от 07 декабря 2012 года №122 утвержден Порядок формирования и ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципальных районов и городских округов края перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянка.
ООО «Стимул», расположенное в г.Комсомольске-на-Амуре, (адрес) включено в Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории муниципальных районов и городских округов края перемещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.
В соответствии со ст. 3 Закона Хабаровского края от 27 июня 2012 года №198 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» исполнитель обеспечивает охрану помещенных на специализированную стоянку транспортных средств, исключающую свободный доступ посторонних лиц к находящимся на ней транспортным средствам.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оплачивает в сроки, устанавливаемые Правительством края, стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, отношения по хранению транспортного средства возникают между его владельцем, в рассматриваемом случае Дмитриевым В.Г. и ООО «Стимул» (специализированная стоянка).
В соответствии с частью 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Согласно п. 1 ст. 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
В силу приведенных норм полномочиями по принятию решений об освобождении от уплаты денежных средств за хранение агрегатов транспортного средства ни ОГИБДД по г.Комсомольску-на-Амуре, ни УМВД по г.Комсомольску-на-Амуре, ни суд не наделены, в связи с чем заявленные требования о возложении обязанности принять решение об освобождении и освобождении от оплаты за хранение агрегатов на специализированной стоянке удовлетворению не подлежат.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы права суд приходит к выводу, что оспариваемые действия являются законными, связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Дмитриеву В. Г. к ОГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре, УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре о признании незаконными действий, возложении обязанности, освобождении от оплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение одного месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Клименко