Дело №3а-390/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 07 июня 2022 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,
с участием прокурора Кокуриной Р.В., представителя административного истца Сергиевского А.В., представителя Министерства градостроительной деятельности развития агломераций Нижегородской области Терменевой Т.С., представителя ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Жиленкова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайцевой Натальи Владимировны о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области.
У С Т А Н О В И Л :
27 декабря 2013 года сельским Советом Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее также – сельский Совет Каменского сельсовета) принято решение №48 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Каменский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Каменского сельсовета от 27 декабря 2013 года №48, Генеральный план).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01 декабря 2016 года №824 «Об утверждении изменений в Генеральный план сельского поселения Каменский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 декабря 2013 года №48» в Генеральный план внесены изменения.
Решение сельского Совета Каменского сельсовета от 27 декабря 2013 года №48 обнародовано в установленном порядке, а нормативный правовой акт Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На картах Генерального плана (в действующей редакции) отображены границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер] м, [номер], [номер]), охранная зона газопровода (для [номер], [номер], [номер]).
11 октября 2017 года сельским Советом Каменского сельсовета принято решение №37 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения «Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области» (далее также – решение сельского Совета Каменского сельсовета от 11 октября 2017 года №37, Правила землепользования и застройки).
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 16 ноября 2021 года №07-01-06/185 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области» в Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Решение сельского Совета Каменского сельсовета от 11 октября 2017 года №37 обнародовано в установленном порядке, а нормативный правовой акт Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в него изменений опубликован на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На картах Правил землепользования и застройки (в действующей редакции) отображены границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), охранная зона газопровода (для [номер], [номер], [номер]).
Зайцева Н.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 декабря 2013 года №48, в части распространения границ минимально допустимых расстояний до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер]) на земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес] принадлежащий Зайцевой Н.В.;
- Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 10 октября 2017 года №37, в части распространения границ минимально допустимых расстояний до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер]) на земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес] принадлежащий Зайцевой Н.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Зайцева Н.В. является собственником земельных участков с кадастровым номером [номер], относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки (для ИЖС).
Вышеуказанный земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), чем нарушаются ее права как собственника. Сведения о наличии зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер] [номер], [номер]), содержатся в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки.
Административный истец считает, что при разработке оспариваемых нормативных правовых актов, и отображения в них зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), административными ответчиками не были учтены положения Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 года, постановление Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года №9, СНиП 2.05.06-86*, в соответствии с которыми и определяются границы минимально допустимых расстояний до объектов капитального строительства от газопровода.
По мнению административного истца, установить наличие вблизи земельного участка газопровода, определить его класс и диаметр, а также рассчитать минимально допустимое расстояние до объекта капитального строительства от газопровода, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель административного истца Сергиевский А.В. просил административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Министерства градостроительной деятельности развития агломераций Нижегородской области Терменева Т.С. возражала против удовлетворения административного искового заявления, указала на отсутствие оснований для его удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Жиленков А.Г. оставил разрешение настоящего спора на усмотрение суда, при этом указал, что минимальное расстояние до земельного участка административного истца от газопровода «Саратов-Горький» соблюдено, земельный участок административного истца не попадает в охранную зону газопровода (зону с особыми условиями использования территорий).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.
Изучив материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства, заслушав заключение прокурора Кокуриной Р.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что Зайцева Н.В. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, общей площадью [номер] кв.м., кадастровый номер [номер], категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки (для ИЖС), адрес объекта: [адрес]
В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]).
Судом установлено, что отображенная на картах Генерального плана, на картах Правил землепользования и застройки граница зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]) охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].
Следовательно, административный истец, в отношении которого применены оспариваемые нормативные правовые акты и который полагает, что данными нормативными правовыми актами нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктами 3.1.8, 3.1.10 Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 года №308, Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как принятие решений о подготовке проектов правил землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, принятие решений о подготовке проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, подготовка проектов правил землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, подготовка проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о Министерстве градостроительной деятельности развития агломераций Нижегородской области, Устава Нижегородской области, Устава Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.
По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки административным истцом не оспариваются.
Проверив Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности, как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
На земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов (статья 28 Закона №69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Закона №69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно статье 8 Закона №69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Исходя из положений части 16 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 04 августа 2018 года.
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года №341 «Об усилении охраны магистральных трубопроводов» (действовавших на момент введения в эксплуатацию газопровода), строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При этом, СНиП [номер] «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года №142, определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП [номер], и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром свыше 600 до 800 мм не менее 200 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков.
Из приведенных норм следует, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 (далее также - Правила), пунктом 2 которых установлено, что Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом «е» пункта 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения, а в подпункте «ж» дано понятие «нормативные расстояния» как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Согласно таблице 4 в населенных пунктах при наличии газопровода диаметром свыше 600 до 800 мм запрещено строительство зданий и сооружений ближе чем на 200 м в обе стороны от оси магистрального газопровода. До введения в действие вышеуказанного СНИП действовали правила СНиП 2-45-75 «Магистральные трубопроводы», утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года №142, предписывающие аналогичные требования о минимальных расстояниях.
Указанные нормы являются обязательными к применению в соответствии с пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года №815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года №985».
Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер] находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]).
Судом установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым номером [номер] (дата присвоения кадастрового номера 13 января 2015 года) были соблюдены все требования действующего законодательства, земельный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки» (для ИЖС). Сведений о прохождении газопровода [адрес] в селе [адрес] рядом с земельными участками не имелось, то есть административный истец, а также прежние собственники, не могли знать об ограничениях в виде запрета на строительство жилых домов в охранных зонах, установленных законом.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Совета Министров СССР от 08 января 1981 года №24 «Об утверждении положения о землях транспорта» материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.
Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года №9, предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года №341 (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22 марта 1988 года, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 10 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 трассы подземных газопроводов должны обозначаться опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках должно быть указано расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.
Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 указанных Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.
Согласно пунктам 17 - 18 данных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежали государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, указанные нормативные положения устанавливали и устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.
Никаких документов ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» на магистральный газопровод [адрес] в [адрес] (в настоящее время округа) Нижегородской области в Исполнительный комитет Богородского муниципального района, администрацию сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, Министерство градостроительной деятельности и агломераций Нижегородской области не передавалось.
Как следует из ответа ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» от 06 июня 2022 года №72-14/799, магистральный газопровод [адрес] ([адрес]) имеет диаметр [номер] мм, введен в эксплуатацию в [дата] году, участок [номер] км, реконструирован в [дата] году, проектное давление (Ру) составляет [номер] Мпа ([номер] кгс/см2), номинальное рабочее давление (Рн) составляет [номер] Мпа ([номер] кгс/см2).
Газопровод является опасным производственным объектом и относится к I классу опасности. Зона минимальных расстояний до жилых зданий и сооружений составляет 200 метров, охранная зона 25 метров (кадастровый номер [номер]) от оси газопровода в обе стороны согласно СП 36.13330.2012 «Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП [номер]
Согласно проведенному обследованию, расстояние от земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес] до магистрального газопровода [адрес] ([адрес]) составляет более 200 метров.
В настоящее время силами подрядной организации ФИО14 подготовлены материалы для постановки на кадастровый учет зоны минимально допустимых расстояний вышеуказанного газопровода.
Как следует из публичной кадастровой карты, границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]) на публичной кадастровой карте не отображены. Смежный со спорным земельным участком земельный участок с кадастровым номером [номер] относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет площадь [номер] кв.м.
Какие-либо документы, свидетельствующие о наличии ограничений (обременений) в отношении земельного участка, принадлежащего административному ответчику на праве собственности, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что вышеуказанные нормы приведенных нормативных правовых актов как действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, так и действующих на момент разрешения настоящего спора при отображении границы зоны минимальных расстояний до объектов газоснабжения на картографических материалах Генерального плана и Правил землепользования и застройки не соблюдены.
При таких обстоятельствах отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), противоречат актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и является основанием для признания их недействующими в той части, в которой эта граница, нанесенная в картах Генерального плана, Правил землепользования и застройки, охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].
Определяя момент, с которого Генеральный план и Правила землепользования и застройки в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Зайцевой Натальи Владимировны удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 27 декабря 2013 года №48, в части отображения на картах Генерального плана границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Каменский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением сельского Совета Каменского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 11 октября 2017 года №37, в части отображения на картах Правил землепользования и застройки границы зоны с особыми условиями использования территорий – минимальное расстояние до объектов капитального строительства от газопровода (для [номер], [номер], [номер]), охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].
Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:
Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 14 июня 2022 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин