Дело № 2-262/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 05 октября 2015 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Соколова Н.В.,
представителя истца Нечаевой И.И.,
представителя третьего лица, Администрации Чухломского муниципального района Костромской области, Ивановского И.С.,
при секретаре Фахрутдиновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального образования - Повалихинское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области к Территориальному управлению Росимущества в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Повалихинское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области обратилось в суд с иском к ответчику о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> земельной доли площадью <данные изъяты> га..
Свои требования мотивировало тем, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», главой администрации Чухломского района Костромской области было вынесено постановление № 140 от 09.06.1994 года «О предоставлении гражданам в частную собственность земельных долей товарищества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего <данные изъяты> человек, с определением размера доли каждого собственника <данные изъяты> га, что соответствует <данные изъяты> баллогектарам.
Администрацией Повалихинского сельского поселения был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Данный список был опубликован в официальном информационном бюллетене «Сельская жизнь» от 30.10.2013 года, размещен на официальном сайте Повалихинского сельского поселения в сети «Интернет», информационных щитах Повалихинского сельского поселения.
В дальнейшем, администрация Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области опубликовала сообщение о проведении общего собрания официальном печатном издании «Сельская жизнь» от 30.05.2014 года, разместила его на официальном сайте Повалихинского сельского поселения в сети «Интернет», на информационных щитах администрации Повалихинского сельского поселения.
Общее собрание собственников было назначено на 11 июля 2014 года на 11 часов 00 минут. Однако в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указанное общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № признано несостоявшимся в виду отсутствия на нем необходимого количества участников общей долевой собственности.
Постановлением администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 12.08.2014 года №24 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей» утвержден список невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером №.
В этом списке среди прочих указаны следующие лица: М.Н.В., Б.В.Н., Б.В.С., С.В.А., С.Ю.И., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., К.Б.Г., М.И.Е., Н.В.В., Ш.Г.В..
Органами местного самоуправления Повалихинского сельского поселения было установлено, что собственники земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения товарищества «Нива», а именно М.Н.В.., Б.В.Н., Б.В.С., ФИО4, С.Ю.И., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., К.Б.Г., М.И.Е., Н.В.В., Ш.Г.В. умерли.
В последующем представитель истца просил признать соответчиками по делу следующих лиц:
1) Маркову Т.А., поскольку она вступила в наследство после смерти М.Т.В.;
2) Зорину Т.В., так как она вступила в наследство после смерти Б.В.Н.;
3) Соколова Б.Б., поскольку он вступил в наследство после смерти С.БЮ.И.;
4) Колокольцеву Н.А., так как она является наследницей после смерти К.Б.Г.;
5) Большакову М.А., так как она вступила в наследство после смерти М.И.Е.;
6) Московкина Е.В., так как он вступил в наследство после смерти М.И.Е.;
7) Нечаева В.В., поскольку он является наследником после смерти Н.В.В.;
8) Нечаеву Н.В., так как она является наследником после смерти Н.В.В..
Определением от 18 сентября 2015 года данное ходатайство было удовлетворено и в качестве ответчиков были привлечены указанные лица.
В судебном заседании представитель истца Нечаева И.И.исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика, Территориального управления Росимущества в Костромской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Ответчики Маркова Т.А., Зорина Т.В., Соколов Б.Б., Колокольцева Н.А., Большакова М.А., Московкин Е.В., Нечаев В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Нечаева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель третьего лица, администрации Чухломского муниципального района Костромской области, в судебном заседании не возражал в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, Управления Росреестра по Костромской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", основывается оборот сельскохозяйственного назначения. С учетом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путем наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий от 28 января 2003 года, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания муниципальной собственности на невостребованные доли.
Так, в соответствии с пунктом 1 и 2 ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу п. 8 ст. 12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Из кадастровой выписки о земельном участке (л.д.119-147) следует, что земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПСХК «<данные изъяты>», почтовый адрес ориентира: Костромская область, Чухломский район, имеет кадастровый номер №, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом установлено и материалами гражданского дела подтверждено, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» главой администрацией Чухломского района было вынесено постановление № 140 от 09.06.1994 года «О предоставлении гражданам в частную собственность земельных долей товарищества «Нива» (л.д.48), в соответствии с которым были утверждены списки граждан, имеющих право на получение земельной доли в товариществе «Нива» в количестве 348 человек.
На основании вышеуказанного постановления М.Н.В., Б.В.Н., Б.В.С., С.В.А., С.Ю.И., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., К.Б.Г., М.И.Е., Н.В.В., ш.Г.В. были выданы свидетельства на право собственности на земельную долю общей площадью <данные изъяты> га каждый.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Согласно п. 4 ст. 12.1 указанного закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с пунктом 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с пунктом 6 ст. 12.1 данного закона лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Администрацией Повалихинского сельского поселения с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц земельные доли которых могут быть признаны невостребованными в порядке ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Данный список был опубликован в официальном информационном бюллетене «Сельская жизнь» от 30.10.2013 года (л.д. 14-17), размещен на официальном сайте Повалихинского сельского поселения в сети «Интернет», информационных щитах администрации Повалихинского сельского поселения.
30.05.2014 года Администрация Повалихинского сельского поселения опубликовало сообщение о проведении общего собрания в официальном информационном бюллетене «Сельская жизнь» (л.д.18-19), на официальном сайте Повалихинского сельского поселения в сети «Интернет», информационных щитах администрации Повалихинского сельского поселения. Общее собрание собственников было назначено на 11 июля 2014 года на 11 часов 00 минут.
В соответствии со ст.14.1 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом.
11 июля 2014 года состоялось общее собрание участников общей (долевой) собственности на земельный участок с кадастровым номером № 44:23:000000:108.
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от 11.07.2014 года (л.д.20-21), на собрании присутствовало 14 участников общей долевой собственности (из 382), владеющих 9 земельными долями, что составило 4 % от общего числа участников.
Ввиду отсутствия кворума общее собрание участников долевой собственности на земельный участок не состоялось, решение по вопросу об утверждении списка невостребованных земельных долей не принято.
Постановлением администрации Повалихинского сельского поселения "Об утверждении списка невостребованных земельных долей» от 12 августа 2014 года (л.д.22-27), т.е. по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей, утвержден список невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым номером №, в том числе, земельные доли, принадлежащие М.Н.В., Б.В.Н., Б.В.С., С.В.А., С.Ю.И., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., К.Б.Г., М.И.Е., Н.В.В., Ш.Г.В.
Таким образом, порядок признания земельной доли невостребованной, определенный пунктами 3, 4, 5, 7 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», органом местного самоуправления соблюден в полном объеме.
Представленными копиями записей актов о смерти подтверждается факт смерти М.Н.В., Б.В.Н., Б.В.С., С.В.А., С.Ю.И., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., К.Б.Г., М.И.Е., Н.В.В., ш.Г.В
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, именно наследник обязан осуществить действия по принятию и защите открывшегося наследства.
Согласно справке о совершенных нотариальных действиях нотариуса Чухломского нотариального округа Долгих О.В. (л.д. 184-185):
1) наследником, принявшим наследство после смерти М.Н.В., является Маркова Т.А.;
2) наследником, принявшим наследство после смерти Б.В.Н., является Зорина Т.В.;
3) наследником, принявшим наследство после смерти С.Ю.И., является Соколов Б.Б.;
4) наследником, принявшим наследство после смерти К.Б.Г., является Колокольцева Н.А.;
5) наследниками, принявшими наследство после смерти М.И.Е., являются Большакова М.А. и Московкин Е.И..
Согласно копиям наследственных дел, представленных Отделом по делам архива Администрации Чухломского муниципального района Костромской области (л.д.151-174), наследниками, принявшими наследство:
- после смерти Н.В.В. являются:
- его сын Н.В.В.;
- его дочь Н.Н.В.;
- после смерти С.В.А. является его жена Смирнова Е.А..
Однако указанные наследники наследственных прав в отношении земельных долей, принадлежащих умершим, не оформили до настоящего времени; свидетельства, подтверждающие право собственности на земельные доли не получали, не выразили и не выражают какого-либо намерения распорядиться земельными долями, не использовали земельные доли по назначению более трех лет подряд после смерти наследодателей, что свидетельствует о том, что названные земельные доли не были наследниками востребованы (п.1 ст.12.1 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Согласно справке о совершенных нотариальных действиях нотариуса Чухломского нотариального округа Долгих О.В. (л.д. 184-185) наследственные дела к имуществу Б.В.С., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., Ш.Г.В. не заводилось.
Из сообщения нотариуса Чухломского нотариального округа следует, что наследственное дело к имуществу М.Т.А.., являющейся наследницей после смерти М.Н.В., не заводилось (л.д.214).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В соответствии с п. 5.35 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводом представителя истца о том, что надлежащим ответчиком по разрешенному спору о признании права муниципальной собственности на выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли является территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ТУ Росимущества в Костромской области.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.
Учитывая, что данные спорные правоотношения возникли до вступления в силу Федерального законам от 23 июля 2013 года N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", то положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции от 23 июля 2013 года не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится соответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, так как указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
После смерти собственников земельной доли Б.В.С., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., Ш.Г.В., М.Т.А. Федерация в лице его территориального органа ТУ Росимущества в Костромской области своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявляло.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении земельных долей Бутарина Б.В.С., С.А.А., В.В.Н., Ч.П.А., Ш.Г.В., М.Т.А в список невостребованных.
Вместе с тем, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установлено, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю.
Истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, однако до настоящего времени ни собственники, ни наследники умерших собственников, как вступившие в наследство, так и не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии с положениями пунктов 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" спорные земельные доли являются невостребованными, так как собственники земельных долей не распорядились ими в течение трех и более лет подряд, права на эти доли не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 1 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ указаны возможные способы распоряжения земельной долей, в том числе, распоряжение собственником земельной долей по своему усмотрению иным, не предусмотренным п. 1 ст. 12 Закона, способом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что собственники земельных долей в течение трех и более лет ни одним из способов распоряжения земельными долями не воспользовались, в том числе не произвели выдел земельного участка в счет земельной доли для последующего его использования.
Правопреемники умерших права в отношении спорных земельных долей в установленном порядке не оформили, после смерти наследодателей не использовали земельные доли по назначению более трех лет, земельные участки не выделены, границы их не установлены, сведений о распоряжении земельными долями правопреемниками нет, учитывая, что в соответствии с наследственным законодательством со времени открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя, принятое наследство независимо от его фактического принятия, признается принадлежащим наследнику, что также свидетельствует о том, что спорные земельные доли являются невостребованными.
Право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права муниципальной собственности на данные невостребованные земельные доли, принадлежащей указанным умершим гражданам и удовлетворении заявленных администрацией требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования Повалихинское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Прекратить право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПСХК «Нива». Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Чухломский район, в размере <данные изъяты> га каждая, принадлежащие:
М.Н.В. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
Б.В.Н. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
Б.В.С. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
С.Ю.И. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
С.А.А. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
В.В.Н. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
Ч.П.А. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
К.Б.Г. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
М.И.Е. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
Н.В.В. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
С.В.А. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>);
Ш.Г.В. (свидетельство на право собственности на землю Серия <данные изъяты>).
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Повалихинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области на <данные изъяты> земельные доли размером <данные изъяты> га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПСХК «Нива». Почтовый адрес ориентира: Костромская область, Чухломский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, признанные невостребованными, ранее принадлежавшие умершим гражданам:
М.Н.В., умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
Б.В.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ года;
Б.В.С. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
С.Ю.И. умершей ДД.ММ.ГГГГ года;
С.А.А. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
В.В.Н. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
Ч.П.А. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
К.Б.Г. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
М.И.Е. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
Н.В.В. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
С.В.А. умершему ДД.ММ.ГГГГ года;
Ш.Г.В. умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.В. Соколов
Решение изготовлено в окончательной форме 06 октября 2015 года