Решение по делу № 3а-213/2020 от 21.05.2020

Дело № 3а-213/2020

Дело № 3а-213/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

9 июля 2020 РіРѕРґР°                                                                                     Рі.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казакова Сергея Валерьевича к Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

Казакаов РЎ.Р’.  обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє.

Р’ обоснование заявленных требований указал, что решением Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Ульяновска РѕС‚ 27 октября 2015 РіРѕРґР° РЅР° Министерство строительства,  жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области была возложена обязанность  предоставить ему жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска.  Исполнительный лист РїРѕ данному решению был сдан РёРј РІ службу судебных приставов-исполнителей, РіРґРµ возбуждено исполнительное производство. РќР° момент обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј решение СЃСѓРґР° РЅРµ исполнено, что  лишает его  права РЅР° надлежащие условия проживания Рё влечет нарушение его конституционных прав.

Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ  этим истец РїСЂРѕСЃРёР» присудить ему компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере 500 000 СЂСѓР±., Р° также взыскать СЃ ответчика расходы РїРѕ госпошлине РІ СЃСѓРјРјРµ 300 СЂСѓР±. 

РЎСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле РІ качестве административного ответчика было была привлечена  Ульяновская область РІ лице Министерства финансов Ульяновской области, РІ качестве заинтересованных лиц – Министерство строительства Рё архитектуры Ульяновской области, Управление Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Ульяновской области.

В судебном заседании Казаков С.В. поддержал заявленные требования. Пояснил, что размер компенсации рассчитан им исходя из затрат на аренду жилья за период неисполнения решения суда.

Представители Министерства финансов Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Министерство финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство.

Считает размер компенсации завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

РљСЂРѕРјРµ того, указывает РЅР° то, что нарушение установленных законодательством Р Р¤ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения  судебного акта само РїРѕ себе РЅРµ означает нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє.

Указывает, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

Р’ целях финансовой поддержки детей-СЃРёСЂРѕС‚, временно РЅРµ получивших жилые помещения, РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Ульяновской области РѕС‚ 14 октября 2014Рі. в„– 466-Рџ «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов РЅР° наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, Р° также лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей  РЅР° территории Ульяновской области» определена СЃСѓРјРјР° ежемесячной денежной компенсации РІ размере 4 тысячи СЂСѓР±.

В Законе Ульяновской области от 21 декабря 2018 года № 173-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Кроме того, согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Представитель Министерства строительства Рё архитектуры Ульяновской области РІ письменном отзыве РЅР° РёСЃРє указал РЅР° то, что Министерством систематически проводится работа РїРѕ приобретению РІ государственную собственность благоустроенного жилья для детей-СЃРёСЂРѕС‚ посредством проведения электронных торгов. 

РџРѕ итогам проведенных РІ 2014 -2017 годах аукционов РЅР° приобретение РІ собственность жилых помещений для детей-СЃРёСЂРѕС‚ заключены государственные контракты РЅР° приобретение  квартир.

В 2018 году торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «город Ульяновск», не проводились из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете Ульяновской области.

В марте 2019 года были объявлены торги на приобретение 20 квартир в г.Ульяновске, которые не состоялись по причине отсутствия заявок ввиду низкой средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья на территории Ульяновской области, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

После исполнения данных государственных контрактов Рё оформления права собственности РЅР° данные квартиры Министерство будет предоставлять РёС… детям-сиротам, РІ том числе  истцу, РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированных жилых помещений.

Кроме того, Министерство неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот.

Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство лишено возможности исполнить решение суда.

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованно завышенной.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав  материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска  в„– 2-5331/2015 Рё исполнительное производство в„–в„– 5158/16/73017-ИП, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено РІ пункте 55 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚    29 марта 2016 РіРѕРґР° в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ» РїСЂРё исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период СЃРѕ РґРЅСЏ поступления РІ СЃСѓРґ ходатайства (РїСЂРѕСЃСЊР±С‹) лица, РІ пользу которого РїСЂРёРЅСЏС‚ судебный акт, взыскателя Рѕ направлении исполнительного листа Рё приложенных Рє нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК Р Р¤ или Законом РѕР± исполнительном производстве, РІ орган, организацию или должностному лицу, РЅР° которые возложены обязанности РїРѕ исполнению судебных актов, либо СЃРѕ РґРЅСЏ поступления РѕС‚ такого лица исполнительного листа Рё указанных документов РІ орган, организацию или должностному лицу, РЅР° которые возложены обязанности РїРѕ исполнению судебных актов, РґРѕ момента окончания производства РїРѕ исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 РљРђРЎ Р Р¤, части 1 Рё 3 статьи 428 ГПК Р Р¤, РїСѓРЅРєС‚ 6 статьи 242.2, РїСѓРЅРєС‚ 8 статьи 242.3, РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 242.4, РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 242.5 БК Р Р¤).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска РѕС‚ 27 октября 2015 РіРѕРґР°  РїРѕ гражданскому делу в„– 2-5331/2015 удовлетворены исковые требования Казакова РЎ.Р’. -  РЅР° Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность обеспечить Казакова РЎ.Р’. жилым помещением РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РЅР° территории  РњРћ «город Ульяновск».  

Решение суда вступило в законную силу 26 января 2016 года.

10 февраля 2016 РіРѕРґР° РІ РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств  УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство РїРѕ вышеуказанному судебному решению. 

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор, должник привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018г. полномочия в рамках обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января 2019г. осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска  РѕС‚ 27 РёСЋРЅСЏ 2019Рі. произведена замена должника РІ исполнительном производстве СЃ Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области РЅР° Министерство  строительства Рё архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 октября 2015 года не исполнено.

РЎ настоящим административным исковым заявлением Казаков РЎ.Р’.  обратился РІ СЃСѓРґ 21 мая 2020Рі., С‚.Рµ. РІ установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона в„– 68-ФЗ Рё частью 4 статьи 250 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє.

Период неисполнения судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства по день рассмотрения дела составляет 4 года 4 мес. 29 дней.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Казаков С.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено РІ пункте 63 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚   29 марта 2016 Рі. в„– 11 «О некоторых вопросах, возникающих РїСЂРё рассмотрении дел Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРєВ», РІ резолютивной части решения Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє указывается РЅР° взыскание денежных средств СЃ соответствующего публично-правового образования РІ лице соответствующего финансового органа Р·Р° счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность СЃСЂРѕРєР° исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, СЃСѓРґ считает необходимым присудить Казакову РЎ.Р’.  компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере *** которая подлежит зачислению РЅР° расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Казакова Сергея Валерьевича удовлетворить частично.

Взыскать СЃ Ульяновской области РІ лице Министерства финансов Ульяновской области Р·Р° счет средств бюджета Ульяновской области РІ пользу Казакова Сергея Валерьевича компенсацию Р·Р° нарушение права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РІ размере *** расходы РїРѕ госпошлине РІ СЃСѓРјРјРµ 300 СЂСѓР±.  СЃ перечислением денежных средств РЅР° расчетный счет Казакова Сергея Валерьевича в„– ***, открытый РІ Ульяновском отделении РџРђРћ Сбербанк в„– 8588,  ИНН банка получателя 7707083893, БИК банка получателя 047308602, РєРѕСЂ. счет 30101810000000000602, РєРѕРґ подразделения 54858801.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Казакову Сергею Валерьевичу отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                         Трифонова Рў.Рџ.

3а-213/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Министерство Финансов Ульяновской области
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Министерство строительства Ульяновской области
Казаков С.В.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Трифонова Т. П.
Дело на сайте суда
oblsud.uln.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация административного искового заявления
21.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.05.2020Предварительное судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее