Дело №2-1136/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи         Авимской С.В.,

при секретаре          Черниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шульгина С.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении, признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, понуждении назначить пенсию по случаю потери кормильца, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Шульгин С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании права на получение пенсии по потере кормильца, указав в обоснование поданного иска, что он находился на полном содержании отца Шульгина Ю.Л., умершего ДД.ММ.ГГГГ. 01 сентября 2015 года был зачислен и обучался по очной форме обучения в ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)». В соответствии с договором № о предоставлении платных образовательных услуг от 09 июля 2015 года и дополнительного соглашения к нему, оплату за обучение истца в университете принял на себя отец истца Шульгин Ю.Л. и оплачивал его учебу до самой смерти. Указанный договор с дополнительным соглашением были приложены к заявлению, поданному в пенсионный орган, которым данным документам не дана должная оценка. Платежные документы подтверждают перечисление денежных средств отцом за сына. После смерти отца, Шульгин С.Ю. с 18.08.2017 года и по настоящее время проходит обучение по очной форме на 2 курсе в ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». Справки об этом также были представлены в пенсионный орган. Шульгин С.Ю. считает, что находился на полном иждивении отца, получал от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию. Просил суд установить факт нахождения истца на иждивении Шульгина Ю.Л., признать недействительным решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить ему пенсию по случаю потери кормильца, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Шульгин С.Ю. и его представитель Бутов А.Л. заявленные исковые требования поддержали, не настаивали на признании решения пенсионного органа незаконным, так как не все документы, представленные в суд, были представлены ответчику при подаче заявления. В остальной части с учетом уточнений на иске настаивали.

В судебном заседании представитель ответчика Дисковская Т.В. в отношении исковых требований возражала, представила письменный отзыв, просила иск оставить без удовлетворения. Пояснила, что истцом не представлено доказательств нахождение на иждивении умершего отца, а из представленных в пенсионный орган документов невозможно прийти к такому выводу.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Шульгин С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном умершего ДД.ММ.ГГГГ Шульгина Ю.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными повторным свидетельством о рождении истца серии от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти его отца серии I-РЕ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 32).

20 сентября 2017 года Шульгин С.Ю. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии по потере кормильца после смерти его отца (л.д. 163-165).

Решением пенсионного органа от 21 ноября 2017 года Шульгину С.Ю. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что не подтвержден факт нахождения на иждивении (л.д. 169-170).

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Шульгин С.Ю. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Глава 28 ГПК РФ регламентирует вопросы, связанные с установлением фактов, имеющих юридическое значение. В частности, в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).

В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ч. 11 ст. 10).

Таким образом, страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо как от продолжительности страхового стажа кормильца (в этом случае имеет значение только полное отсутствие страхового стажа у умершего застрахованного лица, что предусмотрено в ч. 11 ст. 10), так и от причины и времени наступления его смерти (исключением является только случай, предусмотренный ч. 11 ст. 10, т.е. при совершении лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке).

Из трудовой книжки Шульгина Ю.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что его трудовой стаж начат в 1992 году (трудовая книжка заведена ДД.ММ.ГГГГ), последние записи № , 22 внесены о периоде его работы в ООО «ИнвестАктив» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (уволен по инициативе работника) (л.д. 145-149).

Согласно представленной стороной истца выписке ГБУЗ Калининградской области «Гурьевская центральная районная больница» от 14 августа 2016 года, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился на стационарном лечении в данном учреждении, в тяжелом состоянии (л.д. 141).

Смерть Шульгина Ю.Л. наступила в период неосуществления им трудовой деятельности и до приобретения права на пенсию, учитывая отсутствие событий, указанных ч. 11 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, что само по себе основанием для отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца являться не может.

При решении вопроса о праве истца на получение пенсии по случаю потери кормильца, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Как указано выше, право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, по общему правилу, имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ,); вместе с тем, исходя из того что нетрудоспособность, как правило, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, его дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2 ст. 10).

Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.

Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. При этом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения как в российском, так и в иностранном учебном заведении, причем действующее законодательство об образовании не препятствует самостоятельному (без направления на учебу) поступлению российских граждан в иностранные образовательные организации и обучению в них, в том числе при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области образования (Постановление от 27.11.2009 N 18-П, Определение от 17.12.2008 N 1071-О-О).

Из сведений, указанных в ответе на запрос суда ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» следует, что Шульгин С.Ю. в период с 01 сентября 2015 года проходил обучение в учреждении по очной платной форме обучения, отчислен на основании приказа от 28 июля 2017 года по собственному желанию (л.д. 23-25).

Оплата обучения Шульгина С.Ю. в названном учебном учреждении производилась на основании договора № ПО-11507/2015 года и дополнительного соглашения (л.д. 6-13), умершим Шульгиным Ю.Л. за Шульгина С.Ю., что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, как платежными документами (л.д. 14, 36-48), так и свидетельскими показаниями Поживилко И.Ю., Рубцовой К.Ю., Колесниковой Л.А.

Указанные свидетели также подтвердили, что помимо оплаты обучения Шульгина С.Ю., умерший Шульгин Ю.Л. постоянно оказывал сыну материальную помощь, иных источников получения средств к существованию у Шульгина С.Ю., в частности начиная с момента поступления в высшее учебное заведение в 2015 году, не имелось.

Материалами дела и показаниями упомянутых свидетелей подтверждается, что в связи со смертью Шульгина Ю.Л., истец, утратив помощь со стороны отца, вынужден был перевестись для обучения в ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», куда он зачислен приказом от 18 августа 2017 года, на бюджетную форму обучения (л.д. 140), где получателем стипендии не является (л.д. 138139)

С даты перевода для обучения в ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», Шульгин С.Ю. проживает с бабушкой Колесниковой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая являясь пенсионером и инвалидом, не имела и не имеет средств для содержания внука (л.д. 143-144).

Также из материалов дела следует, что мать истца - Поживилко И.Ю., находящаяся в разводе с Шульгиным Ю.Л. с 1999 года, имеет двух несовершеннолетних детей 2004 года рождения и 2009 года рождения от другого брака, не работает, находится с детьми на иждивении своего супруга, не имела и не имеет материальной возможности для оказания помощи истцу (л.д. 136-137).

При указанных данных, имеются основания для установления факта нахождения Шульгина С.Ю. на иждивении умершего Шульгина Ю.Л., в связи с чем, Шульгин С.Ю., достигший возраста 18 лет на момент смерти кормильца, не работающий и представивший сведения о прохождении обучения по очной форме по образовательным программам, имеет право на назначение ему пенсии по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

При этом оснований для признания отказа пенсионного органа в назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца на основании его обращения не имеется, поскольку из приложенных к заявлению, поданному истцом в пенсионный орган, документов, не представлялось возможным установить факт нахождения истца на иждивении Шульгина Ю.Л., что не оспаривалось истцом и его представителем, в данной части исковых требований следует отказать.

На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-1136/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шульгин С. Ю.
Шульгин Савелий Юрьевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Авимская С.В.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
20.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.02.2018Предварительное судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
16.04.2018Судебное заседание
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
16.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее