Дело № 2-1829/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Граматчиковой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
06 марта 2018 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к Рубцовой Э.В. о взыскании неосновательного обогащения, процентов,
установил:
ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд к Рубцовой Э.В. с иском о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами в размере 596 472 рубля 76 копеек. Заявленные требования мотивированы тем, что на основании поданного Рубцовой заявления, Учреждением было приняты решения о присвоении семье статуса малоимущей, ответчику выплачивались ежемесячные пособия на детей, доплата к ежемесячному пособию на ребенка, ежемесячная выплата семьям при рождении третьего ребенка до достижения им возраста трех лет, пособие беременным женщинам, кормящим матерям за периоды: с 01.08.2013 по 30.06.2014 в размере 375 402 рубля, с 01.08.2016 по 31.01.2017 в размере 195 932 рубля 68 копеек и за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в размере 9 340 рублей 88 копеек; в то время как при обращении с заявлениями о предоставлении указанных выплат ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в суде с иском не согласна по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Кондикционные обязательства, предусмотренные главой 60 ГК РФ, вступают в действие во всяком случае, когда имеет место неосновательное обогащение (сбережение) имущества без каких-либо законных оснований.
На основании стати 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно статье 1104 ГК РФ, имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
В силу статьи 1105 ГК РФ, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
В соответствии со статьёй 1107 ГК РФ, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, следует, что неосновательным признается получение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований.
Более того, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения, необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: возрастание или сбережение имущества на стороне приобретателя; невозрастание или уменьшение имущества (убытки) на стороне потерпевшего; обогащение приобретателя за счет потерпевшего; отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий.
Установлено, что Рубцова Э.В. является матерью ... А.А., ** ** **., ... А.А., ** ** **., ... Е.С., ** ** **. и ... И.С., ** ** **
В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социальной защиты, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 5 вышеуказанного ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 12.11.2004г. № 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в рамках полномочий субъекта Российской Федерации определены размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным статьей 12(1) Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон), проживающим в Республике Коми.
Согласно ст. 5 Закона РК № 56-РЗ, государственная социальная помощь малоимущим семьям, малоимущему одиноко проживающему гражданину или иным категориям граждан назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, по месту жительства или месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина или иных категорий граждан.
Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом может быть оказана малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход, определяемый в соответствии с федеральным законодательством, ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, и иным категориям граждан.
Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется Правительством Республики Коми.
В целях реализации Закона РК от 12.11.2004г. № 56-РЗ Правительством РК 31 декабря 2004 года принято постановление № 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", которым утвержден, в т.ч. Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода
Указанным порядком предусмотрено, что для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими гражданин от имени своей семьи представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания следующие документы: заявление о признании семьи малоимущими по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, а также несовершеннолетних членов семьи гражданина, достигших возраста 14 лет, свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи гражданина, не достигших возраста 14 лет; документы, подтверждающие денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (далее - расчетный период), гражданина и всех членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"; документы, подтверждающие независимые от гражданина (семьи) причины (объективные причины, из-за которых граждане (семьи) имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде).
Состав семьи указывается заявителем в заявлении. Несовершеннолетние дети, независимо от раздельного или совместного их проживания с родителями, учитываются в составе малоимущей семьи.
В соответствии с п. 10 Порядка, семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими сроком на шесть месяцев с месяца, следующего за месяцем, в котором зарегистрировано заявление гражданина.
30 июля 2013 года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилась Рубцова Э.В. с заявлением, в котором просила присвоить ее семье, состоящей из ... человек, в т.ч. ..., статус малоимущей.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, семье Рубцовой Э.В. присвоен статус малоимущей семьи на период с 01.08.2013 по 31.01.2014.
При изложенном, в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 57-РЗ и Приложением № 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, Рубцовой Э.В.. в рассматриваемый период выплачено ежемесячное пособие на детей: на ... А.А. за период с 01.08.2013 по 30.06.2014 в размере 1 811 рублей 74 копейки; на ... А.А. за период с 01.08.2013 по 30.06.2014 в размере 1 811 рублей 74 копейки; доплата к ежемесячному пособию: на ... А.А. за период с 01.08.2013 по 31.01.2014 в размере 1 110 рублей 86 копеек; на ... А.А. за период с 01.08.2013 по 31.01.2014 в размере 1 110 рублей 86 копеек.
Кроме того, в соответствии с Приложением № 6 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, Рубцовой Э.В. производились ежемесячные денежные выплаты по категории «выплаты семьям, при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ... Е.С. за период с июля 2013 по июнь 2016 в размере 369 557 рублей.
21 июня 2016 года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилась Рубцова Э.В. с заявлением, в котором просила присвоить ее семье, состоящей из ... человек, в т.ч. ... детей, статус малоимущей.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, семье Рубцовой Э.В. присвоен статус малоимущей семьи на период с 01.08.2016 по 31.01.2017.
При изложенном, в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 57-РЗ и Приложением № 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, Рубцовой Э.В.. в рассматриваемый период выплачено ежемесячное пособие на детей: на ... А.А. за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 в размере 1 609 рублей 76 копеек (в декабре 2016 и январе 2017 года выплата не производилась в связи с отсутствием документа, подтверждающего продолжение обучения при достижении возраста ** ** **); на ... А.А. за период с 01.08.2016 по 31.01.2017 в размере 2 458 рублей 92 копейки; на ... Е.С. за период с 01.08.2016 по 31.01.2017 в размере 4 918 рублей.
Кроме того, в соответствии с Приложением № 6 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, Рубцовой Э.В. производились ежемесячные денежные выплаты по категории «выплаты семьям, при рождении в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» на ... И.С. за период с августа 2016 по август 2017 в размере 184 214 рублей.
Также Рубцовой Э.В. назначено и выплачено пособие беременным и кормящим матерям на приобретение продуктов питания на ... И.С. за период с 01.08.2016 по 31.01.2017 в размере 2 732 рубля.
15 февраля 2017 года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» вновь обратилась Рубцова Э.В. с заявлением, в котором просила присвоить ее семье, состоящей из ... человек, в т.ч. ... детей, статус малоимущей.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов, семье Рубцовой Э.В. присвоен статус малоимущей семьи на период с 01.03.2017 по 31.08.2017.
При изложенном, в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 57-РЗ и Приложением № 4 к постановлению Правительства РК от 31.12.2004 № 282, Рубцовой Э.В.. в рассматриваемый период выплачено ежемесячное пособие на детей: на ... А.А. за период с 01.03.2017 по 30.06.2017 в размере 1 698 рублей 32 копейки (в июле и августе 2017 года выплата не производилась в связи с окончанием учебного процесса); на ... А.А. за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в размере 2 547 рублей 48 копеек; на ... Е.С. за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в размере 5 095 рублей 08 копеек.
Между тем, как следует из письменных материалов дела, при обращении в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с вышеприведенными заявлениями, Рубцовой не были предоставлены сведения о дополнительно полученных ею доходах от трудовой деятельности: в 2013 году (апрель, май, июнь) на общую сумму 35 254 рубля 65 копеек; в 2016 году (апрель, май, июнь) на общую сумму 12 700 рублей; в 2017 году (ноябрь-декабрь 2016, январь 2017) на общую сумму 137 058 рублей.
Факт получения дополнительного дохода от трудовой деятельности в рассматриваемые периоды времени подтверждается сведениями, предоставленными в адрес суда ИФНС по г. Сыктывкару, а именно справками по форме 2-НДФЛ.
Подпунктом а пункта 1 ст. 17 Порядка и условий признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, утв. постановлением Правительством РК от 31.12.2004 № 281 предусмотрено, что в случае представления гражданином заведомо недостоверной информации о размере доходов, Центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Следовательно, данная норма, приведенная истцом в обоснование позиции по спору, предусматривает лишь возможность прекращения статуса малоимущей семьи и (или) отмене решения о признании малоимущей семьи, а не возможность взыскания денежных средств.
В то же время, в соответствии с п. 27 Порядка, сумма пособия, излишне выплаченная заявителю вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату указанного пособия, возмещается гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал пособие.
Таким образом, из буквального содержания приведенной нормы следует, что основанием для взыскания излишне выплаченных пособий является отсутствие законных оснований для их получения.
Между тем, из представленной истцом по запросу суда справки, следует, что даже в случае предоставления Рубцовой справок о дополнительно полученном доходе за 2013 и 2016 годы, среднедушевой доход семьи ответчика был бы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела; принимая во внимание, что право на получение мер социальной поддержки по категории «малоимущие семьи» в 2013 и 2016 годах Рубцовой Э.В. утрачено не было; компенсации, выплаченные последней, не могут быть взысканы с ответчика в судебном порядке.
Однако, с учетом дополнительно полученных истцом доходов за ноябрь 2016 – январь 2017 года, среднедушевой доход семьи Рубцовой Э.В. составил 18 386 рублей 90 копеек, что превышает размер прожиточного минимума (11 886 рублей 80 копеек) и не дает последней права на присвоение семье статуса малоимущей и, как следствие, получение ежемесячного пособия на детей.
В этой связи, по убеждению суда, ответчиком без законных оснований было получено ежемесячное пособие на детей в размере 9 610 рублей 88 копеек, в том числе: на ... А.А. за период с 01.03.2017 по 30.06.2017 в размере 1 698 рублей 32 копейки; на ... А.А. за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в размере 2 547 рублей 48 копеек; на ... Е.С. за период с 01.03.2017 по 31.08.2017 в размере 5 095 рублей 08 копеек.
Поскольку в рамках настоящего спора судом установлена недобросовестность действий ответчика по предоставлению документов, необходимых для присвоения статуса малоимущей семьи, что исключает возможность применения к спорным отношениям нормы подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в качестве неосновательного обогащения 9 610 рублей 88 копеек.
В соответствии с ч. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Отсюда, принимая во внимание, что о неосновательности получения ежемесячных пособий на детей за март – август 2017 года ответчик узнала в сентябре 2017 года, получив уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, однако в добровольном порядке суммы излишне выплаченных пособий ей не возмещены, по мнению суда, подлежит удовлетворению и заявленное Центром требование о взыскании с Рубцовой Э.В. процентов за пользование чужими денежными средствами
В силу ч. 1 ст. 395 ГК, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В этой связи, размер подлежащих взысканию процентов по состоянию на 26.12.2017 года составит 223 рубля 74 копейки, исходя из следующего расчета:
- за период с 15 по 17 сентября 2017 года: 9 610,88руб. (размер задолженности) х 9% (ключевая ставка) / 365 (кол-во дней в году) х 3 (кол-во дней просрочки) = 7 рублей 11 копеек;
- за период с 18 сентября по 29 октября 2017 года: 9 610,88руб. (размер задолженности) х 8,50% (ключевая ставка) / 365 (кол-во дней в году) х 42 (кол-во дней просрочки) = 94 рубля;
- за период с 30 октября по 17 декабря 2017 года: 9 610,88руб. (размер задолженности) х 8,25% (ключевая ставка) / 365 (кол-во дней в году) х 48 (кол-во дней просрочки) = 104 рубля 27 копеек;
- за период с 18 по 26 декабря 2017 года: 9 610,88руб. (размер задолженности) х 7,75% (ключевая ставка) / 365 (кол-во дней в году) х 9 (кол-во дней просрочки) = 18 рублей 36 копеек.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 9 610 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 88 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 223 ░░░░░ 74 ░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░ 9 834 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 62 ░░░░░░░
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░