дело № 2а-1-342(2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2019 года пгт. Кромы
Кромской районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Гудковой Е.И.,
при секретаре Бувиной Т.В. с участием:
административного истца Азимова Н.Ф.
представителя административного ответчика ФИО8
представителя заинтересованного лица ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с применением системы видеоконференц-связи административное исковое заявление Азимова Н.Ф. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ :
Административный истец обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности его пребывания на территории РФ незаконным, указав в обоснование, что он проживает на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ года, прибыл из <данные изъяты>, является лицом без гражданства. В ДД.ММ.ГГГГ году осужден Клинским городским судом Московской области по ст. 228.1 ч. 1 УК РФ к 4 годам лишения свободы, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области. В соответствии с распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации он должен покинуть РФ, но так как является лицом без гражданства, то не имеет такой возможности, ему негде жить в <адрес>. Родители давно умерли, остались два брата, которых он не видел с ДД.ММ.ГГГГ года. Указывает, что не имеет документа, удостоверяющего личность, состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, брак зарегистрирован в Пензенском ЗАГСе ДД.ММ.ГГГГ, его семья живет в Российской Федерации, он являлся кормильцем до заключения под стражу. Считает, что распоряжение Минюста РФ вынесено без учета конкретных обстоятельств, нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, свободу передвижения, лишает возможности жить с семьей и легализовать его положение на территории РФ. Просит суд признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности его пребывания на территории РФ незаконным.
В судебном заседании административный истец Азимов Н.Ф. административный иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО8 иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области по доверенности ФИО9 возражал против удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установлено, что Азимов Н.Ф. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, является гражданином <данные изъяты>, имеет <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>), <адрес>, фактически до последнего осуждения проживал без регистрации по адресу: <адрес>, ранее неоднократно судим: в ДД.ММ.ГГГГ году Ногинским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима; ДД.ММ.ГГГГ Клинским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима; ДД.ММ.ГГГГ Клинским городским судом Московской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Азимов Н.Ф. отбывает наказание по приговору Клинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговором суда установлено, что преступление было совершено им при рецидиве преступлений. Конец срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время Азимов Н.Ф. содержится в ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области в порядке изменения вида исправительного учреждения по постановлению Тайшетского городского суда Иргутской области от ДД.ММ.ГГГГ, прибыл из ФКУ ИК-24 ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В материалах личного Азимова Н.Ф. имеется паспорт гражданина Республики Таджикистан, выданный ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ №.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исправительной колонией через УФСИН России по Орловской области был направлен материал для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Азимова Н.Ф. в РФ, состоящий из заключения, опросного листа, копий приговора, запросов и ответов на них.
ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Орловской области в ФКУ КП-3 было получено распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от ДД.ММ.ГГГГ для объявления осужденному, с распоряжением осужденный ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от ДД.ММ.ГГГГ признано нежелательным пребывание (проживание) в РФ Азимова Н.Ф., гражданина <данные изъяты>.
Материалами дела подтверждается, что согласно записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Азимов Н.Ф. заключил брак с ФИО3 в Пензенском ЗАГСе, на тот период времени имел временную регистрацию до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес>..и национальный паспорт серии № №, выданный ОВД района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из опросного листа следует, что Азимов Н.Ф. прибыл в Россию в ДД.ММ.ГГГГ году, проживал по разным адресам в <адрес>, родственников на территории РФ не имеет, за приобретение гражданства РФ не обращался.
Из ответов УМВД по Орловской области на запросы исправительных учреждений установлено, что Азимов Н.Ф. по вопросу приобретения гражданства в УВМ УМВД России по Орловской области не обращался, паспортом гражданина РФ не документировался.
Из показаний Азимова Н.Ф. в суде следует, что он приехал в Россию в ДД.ММ.ГГГГ г., до ДД.ММ.ГГГГ. проживал в г.ФИО11<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. проживал в <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. был осужден, освободился по УДО в ДД.ММ.ГГГГ.. После освобождения и до ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ г. проживал с женой в пгт. <адрес>. В феврале ДД.ММ.ГГГГ г. приехал один в <адрес> на заработки и проживал там по ДД.ММ.ГГГГ г.., ДД.ММ.ГГГГ был осужден Клинским городским судом, освободился ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока и продолжал проживать в <адрес> МО. ДД.ММ.ГГГГ. был осужден Клинским городским судом, освободился ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был еще раз осужден Клинским городским судом. Указал, что в ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес> подавал документы для получения разрешения на работу и на гражданство РФ, но ему было отказано.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства суд приходит к следующему выводу :
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Азимов Н.Ф., являющийся гражданином <данные изъяты>, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершал на территории Российской Федерации преступления.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Азимова Н.Ф. в Российской Федерации, по мнению суда, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца. Оснований для признания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации незаконным не имеется.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
На основании изложенного, суд считает, что при изложенных обстоятельства права и свободы административного истца не могут считаться нарушенными. Доводы административного истца о желании проживать в РФ с женой после освобождения, о невозможности исполнения распоряжения ввиду отсутствия у него гражданства, опровергаются материалами дела и не влекут безусловную отмену распоряжения Министерства юстиции РФ.
Руководствуясь статьями 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление Азимова Н.Ф. к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от ДД.ММ.ГГГГ незаконным – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Кромской районный Орловской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое изготовлено 07 декабря 2019года.
Председательствующий Гудкова Е.И.