№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Скопин Рязанская область ДД.ММ.ГГГГ
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,
при секретаре – Кураксиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Скопинского районного суда Рязанской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Рязанской области к Зайцеву ФИО5 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Рязанской области (далее Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зайцеву А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 300 рублей 00 копеек по сроку уплаты 01.12.2017 года, за 2017 год в размере 1 917 рублей 00 копеек по сроку уплаты 03.12.2018 год, пени по транспортному налогу в размере 27 рублей 03 копеек за период с 04.12.2018 года по 27.01.2019 года, пени в размере 43 рублей 97 копеек за период с 02.12.2017 года по 12.02.2018 года.
В обоснование административного иска административный истец указал, что согласно сведениям, представленным ГИБДД в порядке п.4 ст.85 НК РФ, за административным ответчиком зарегистрировано следующие транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №, марка/модель: УАЗ 31512, VIN: НЕYСТАНОВЛЕНО, год выпуска 1987, дата регистрации права 06.04.2012 года, дата утраты права 07.11.2017 года. Указанное транспортное средство является объектом налогообложения транспортным налогом (ст.358 НК РФ), мощность двигателя – налоговой базой (ст.359 НК РФ), а административный должник – налогоплательщиком транспортного налога (ст.357 НК РФ). В соответствии со ст.52 НК РФ административным истцом было направлено Зайцеву А.А. налоговое уведомление №68622275 от 21.09.2017 года, налоговое уведомление №43686340 от 10.08.2018. В связи с тем, что административный ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога административным истцом в адрес Зайцева А.А. было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора пеней, штрафа: №4970 от 13.02.2018 года, №6370 от 28.01.2019 года. Поскольку по имущественным налогам Налоговым кодексом РФ предусмотрены единые сроки уплаты физическими лицами транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, а административный ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога административным истцом в соответствии со ст.75 НК РФ на сумму имеющейся недоимки начислены пени по транспортному налогу в размере 27 рублей 03 копеек за период с 04.12.2018 года по 27.01.2019 года, пени в размере 43 рублей 97 копеек за период с 02.12.2017 года по 12.02.2018 года. 07.02.2020 года определением мирового судьи судебного участка №32 судебного района Скопинского районного суда Рязанской области Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Зайцева А.А. недоимки по налогам и пени было отказано в связи с тем, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В деле от Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и поддержании требований в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, в соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ.
Административный ответчик Зайцев А.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От административного ответчика каких-либо заявлений и ходатайств об отложении дела не поступало. Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Зайцева А.А.
Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив и исследовав имеющиеся в деле материалы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ, устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
К таким органам, в том числе, относятся налоговые органы, которые наделены правом взыскивать в соответствующем порядке недоимку по налогам и сборам, а также пени за из неуплату (ст.31 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 08.03.2015г. №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» дела по требованиям о взыскании с физических лиц налогов подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.360 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
Законом Рязанской области от 22 ноября 2002г. №76-ОЗ «О транспортном налоге» определены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
В соответствии с ч.2 Закона Рязанской области от 22 ноября 2002 года №76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» установлены налоговые ставки для различных транспортных средств, в зависимости от мощности двигателя, категории (типа) транспортных средств и прочего, в том числе: для легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно, в редакции закона №74-ОЗ от 29.11.2016 года – 23 рубля за одну лошадиную силу.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1 ст.69 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В соответствии с пунктом 2 той же статьи, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ).
Статьями 52, 69-70, 48, 101 НК РФ предусмотрены правила о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения о взыскании налога и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с направления налогоплательщику налогового уведомления, а затем (в связи с неуплатой налога в установленный срок) выставления требования, вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик Пазынюк А.М. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что административный ответчик Зайцев А.А. по состоянию:
на 2016 год являлся собственником: легкового автомобиля, государственный регистрационный знак №, марка/модель: УАЗ 31512, VIN: НЕYСТАНОВЛЕНО, год выпуска 1987, количество месяцев владения в году – 12);
на 2017 год являлся собственником: легкового автомобиля, государственный регистрационный знак №, марка/модель: УАЗ 31512, VIN: НЕYСТАНОВЛЕНО, год выпуска 1987, дата утраты права 07.11.2017 года, количество месяцев владения в году – 10.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями об имуществе налогоплательщика – физического лица Зайцева А.А. (транспортных средствах), сообщением начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Скопинский» исх.№12798 от 03.12.2020 года, результатами поиска регистрационных действий от 01.12.2020 года, имеющимися в деле.
Являясь в спорный период собственником вышеуказанного транспортного средства, административный ответчик является соответственно налогоплательщиком транспортного налога.
В судебном заседании также установлено, что налоговым органом было направлено Зайцеву А.А. налоговое уведомление №68622275 от 21.09.2017 года о взыскании транспортного налогов за 2016 год со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 года в размере 2 300 рублей 00 копеек, отправление подтверждается списком почтовых отправлений №511389 от 09.10.2017 года; налоговое уведомление №43686340 от 10.08.2018 года о взыскании транспортного налогов за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года в размере 1 917 рублей 00 копеек, отправление подтверждается списком почтовых отправлений №722506 от 20.08.2018 года.
В связи с неуплатой налогов по указанному уведомлению в адрес Зайцева А.А. направлено требование, в котором были указаны как суммы налога, подлежащие уплате, так и сумма пени:
- требование №4970 по состоянию на 13 февраля 2018 года о взыскании транспортного налога за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 года в размере 2 300 рублей 00 копеек, и пени по транспортному налогу в размере 43 рублей 97 копеек, отправление подтверждается списком заказных писем №569674 от 20.02.2018 года;
- требование №6370 по состоянию на 28 января 2019 года о взыскании транспортного налога за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 1 917 рублей 00 копеек, и пени по транспортному налогу в размере 27 рублей 03 копеек, отправление подтверждается списком заказных писем №878399 от 14.02.2019 года.
Факт получения упомянутых налоговых уведомлений и требований административным ответчиком не оспорен, таких данных у суда не имеется.
Обязанность по уплате налога и пени в срок установленный в требованиях об уплате налога со стороны Зайцева А.А. не была выполнена.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика – физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, а именно ст.48 НК РФ, принимая во внимание, что сумма задолженности в рассматриваемом случае превысила 3 000 рублей, а также, что требованием №6370 срок уплаты обязательных платежей определен до 14.03.2019 года, следовательно, налоговой орган должен был обратиться в суд с данными требованиями в течение шести месяцев, с момента истечения срока установленного для добровольного исполнения, а именно не позднее 14.09.2019 года.
14.09.2019 года – последний день шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной недоимки к мировому судье мировому судье судебного участка №32 судебного района Скопинского районного суда Рязанской области 06.02.2020 года, что подтверждается заявлением Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области от 21.01.2020 года №2.2-03/7322, со штемпелем входящей корреспонденции судебного участка №32 судебного района Скопинского районного суда Рязанской области, имеющимся в материалах дела.
Определением мировой судья судебного участка №32 судебного района Скопинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Зайцева А.А. недоимки по транспортному налогу и пени в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Данное определение от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не обжаловалось и вступило в законную силу 02.03.2020 года.
С административным иском Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области обратилась в Скопинский районный суд Рязанской области 18.11.2020 года, согласно штемпеля суда входящей корреспонденции.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
В абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разъяснено, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.
Поскольку административным истцом не был соблюден установленный ст.48 КАС РФ шестимесячный срок, Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска в суд, без указания причин пропуска.
Согласно ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно ч.2 ст.95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд считает, что данное ходатайство инспекции не подлежит удовлетворению, поскольку, налоговым органом доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Суд, находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №5 по Рязанской области к Зайцеву А.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы и пени, удовлетворению не подлежит, ввиду пропуска срока обращения в суд, предусмотренного ст.48 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Рязанской области к Зайцеву ФИО5 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 300 рублей 00 копеек по сроку уплаты 01.12.2017 года, за 2017 год в размере 1 917 рублей 00 копеек по сроку уплаты 03.12.2018 год, пени по транспортному налогу в размере 27 рублей 03 копеек за период с 04.12.2018 года по 27.01.2019 года, пени в размере 43 рублей 97 копеек за период с 02.12.2017 года по 12.02.2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись.
Копия верна: Судья - Подъячева С.В.