Гражданское дело № 2-766/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года                                                                                               г. Грязи

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Шегида Е.А.,

с участием истицы Пищенюк Н.А., ее представителя адвоката Сысоева А.М.,

третьего лица Кудиновой Е.С.,

представителя ответчика Луговских М.В.,

при секретаре Севостьяновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пищенюк Натальи Анатольевны к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области об изъятии земельного участка под многоквартирным жилым домом и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Пищенюк Н.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, указав, что ей на праве собственности принадлежит однокомнатная квартира общей площадью 39,5 кв.м, в том числе жилой – 15,4 кв.м, по адресу: <адрес> Постановлением администрации города Грязи от 12.03.2010 г. № 67 утвержден акт межведомственной комиссии от 25.02.2010 г. № 31, в соответствии с которым указанный многоквартирный дом был признан аварийным. Истица проживает в помещении, непригодном для проживания, до настоящего времени ей не предоставлено другое жилое помещение. Просила: признать отказ ответчика в предоставлении благоустроенного жилого помещения незаконным; обязать предоставить благоустроенное жилое помещение в новом многоквартирном доме в г. Грязи площадью не менее занимаемого; взыскать компенсацию морального вреда 150 000 руб. и расходы за оказание юридической помощи 50 000 руб.

В последующем истица изменила исковые требования и просила обязать ответчика рассмотреть вопрос по принятию решения об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по <адрес> для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ и ст.ст. 56.2-56.6 ЗК РФ, и предоставить на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение в границах города Грязи, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного – квартиры в указанном многоквартирном доме.

В судебном заседании истица Пищенюк Н.А. и ее представитель адвокат Сысоев А.М. иск, с учетом изменения, поддержали и просили удовлетворить. Пояснили, что актом межведомственной комиссии от 25.02.2010 г. № 31 был признан непригодным для проживания именно многоквартирный дом в целом. На протяжении многих лет ответчик сообщал истице, что дом включен в программу переселения, сообщал порядковые номера дома в списке на переселение. Состояние дома представляет опасность для проживания в нем. В последующем дом был признан домом блокированной застройки и исключен из программы переселения.

Третье лицо Кудинова Е.С. в судебном заседании пояснила, что считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика по доверенности Луговский М.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Пояснила, что в доме по <адрес> признана непригодной для проживания лишь квартира в отношении других помещений в доме и в отношении дома в целом решение о признании непригодным для проживания не принималось, собственники помещений с такими заявлениями не обращались. В областную программу переселения дом в целом был включен ошибочно. Для собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания, предусмотрен только выкуп жилья, но не предоставление другого благоустроенного жилого помещения. Поскольку жилые помещения в дом не признаны непригодными для проживания, собственникам помещений не направлялись требования о сносе, то оснований для изъятия земельного участка под домом не имеется. Истица на учете в качестве малоимущей и в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы инвентаризационного дела на жилой дом доме по <адрес>, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, для установления наличия у истицы права на обеспечение жилым помещением при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством, среди прочих, является: относится ли истица к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истицы в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

В ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (ч. 3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (ч. 4).

Признание граждан малоимущими и постановка на учет малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях, на территории Липецкой области осуществляется на основании Закона Липецкой области от 5 августа 2005 г. N 208-ОЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и Закона Липецкой области от 5 августа 2005 г. N 207-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде" на основании заявлений таких граждан, подаваемых в органы местного самоуправления по месту жительства, с приложением предусмотренных данными законами документов.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Судом установлено, что Пищенюк Н.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

В установленном законом порядке истица не признавалась малоимущей, а также нуждающейся в жилом помещении. С соответствующими заявлениями она в адрес ответчика не обращалась.

Заключением межведомственной комиссии от 25.02.2010 г. № 31, на основании собственника квартиры в данном доме ФИО8, признано непригодным для проживания помещение, расположенное по адресу: <адрес> в связи с физическим износом здания и невозможностью проведения реконструкции или капитального ремонта.

Постановлением администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 13.03.2010 г. № 67 утверждено заключение межведомственной комиссии от 25.02.2010 г. № 31, постановлено направить собственникам «нежилого помещения <адрес>» требование о его сносе в течение одного года и включить «жилой дом <адрес>» в реестр аварийного жилья, расположенного на территории городского поселения г. Грязи.

Постановлением Администрации Липецкой области от 26 апреля 2013 г. N 210 была утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы".

В данную программу в первоначальной редакции был включен многоквартирный дом в <адрес>

Информация о том, что <адрес> подлежит переселению в 2015 г., была доведена до сведения жильцов посредством размещения объявления.

Также в адрес истицы на ее неоднократные обращения ответчиком сообщалось о том, что дом включен в реестр аварийного жилищного фонда городского поселения г. Грязи, и под каким номерами он числился в соответствующие периоды времени.

Постановлением администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14.01.2016 г. № 2 из реестра аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского поселения город Грязи, исключены дома блокированной застройки и жилые помещения, признанные не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, указанные в приложении № 1 к данному постановлению, в том числе в <адрес>, а также отделу городского хозяйства поручено сформировать реестр домов блокированной застройки и жилых помещений, признанных не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Постановлением Администрации Липецкой области от 20 апреля 2015 г. N 201 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 26 апреля 2013 года N 210 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы" и, среди прочего, Перечень аварийных многоквартирных домов изложен в новой редакции, и в него не включен дом по <адрес>

Оценив доводы истицы о том, что непригодным для проживания был признан и включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья именно многоквартирный дом по <адрес> в целом, а также довод ответчика, что жилое помещение истицы и многоквартирный дом в целом непригодными для проживания не признавались, а в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья именно многоквартирный дом по <адрес> был включен ошибочно, суд исходит из следующего.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен "Об утверждении Положения ".

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, в установленном законом порядке межведомственной комиссией было рассмотрено заявление о непригодности для проживания и приложенные к нему документы лишь в отношении помещения в <адрес>. Необходимые документы в отношении иных помещений в том же доме в межведомственную комиссию не поступали. В том числе они не были предоставлены истицей в межведомственную комиссию при подаче ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ о признании указанного многоквартирного дома аварийным.

Следовательно, решение о несоответствии помещения в <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению либо решения о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в установленном законом порядке не принималось.

Многократные ответы администрации городского поселения г. Грязи в адрес истицы об обратном, бесспорно, свидетельствуют об упречности действий (бездействий) ответчика, однако сами по себе не могут заменить решение межведомственной комиссии о признании помещения непригодными для проживания, которое при оценке нуждаемости гражданина в жилом помещении имеет ключевое значение.

В текущий момент времени в Липецкой области отсутствует действующая региональная адресная программа переселения граждан из аварийного жилья. Ранее принятые программы прекратили свое действие.

Из объяснений представителя ответчика следует, что спорный дом был признан домом блокированной застройки.

По смыслу п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из инвентаризационного дела на дом по <адрес> усматривается, что он признакам жилого дома блокированной застройки не отвечает.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Поскольку решение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке не принято, то требование истицы о возложении на ответчика обязанности рассмотреть вопрос по принятию решения об изъятии земельного участка под этим домом заявлено преждевременно, а потому удовлетворено быть не может.

Кроме того, истица является собственником помещения в указанном многоквартирном доме, а потому, в случае признания его непригодным для проживания, квартира подлежит выкупу без предоставления взамен другого благоустроенного жилого помещения.

Таким образом, учитывая, что квартира в доме по <адрес> принадлежит истице на праве собственности, эта квартира не признана в установленном законом порядке непригодной для проживания, а истица – не признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, не поставлена на соответствующий учет в органе местного самоуправления, то отсутствуют правовые основания для обеспечения истицы жильем путем предоставления благоустроенного жилого помещения в границах г. Грязи, отвечающего санитарным и техническим требованиям, как на основании договора социального найма, так и в собственность.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 28.05.2019 ░░░░

2-766/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация г. Грязи
Пищенюк Н.А.
Суд
Грязинский городской суд Липецкой области
Дело на сайте суда
grjazsud.lpk.sudrf.ru
15.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2019Передача материалов судье
19.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2019Подготовка дела (собеседование)
02.04.2019Подготовка дела (собеседование)
08.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
07.05.2019Судебное заседание
08.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее