Дело № 2а-4180/2021
УИД 21RS0023-01-2021-006137-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22сентября 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ямуковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной всети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах по адресам: https://darknet.works/,http://sherlok.online/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Исковое заявление мотивировано тем, что по результатам прокурорской проверки установлено, что на указанныхсайтах по указанным адресам выявлены факты размещения информацииоб оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, в том числе по реализации дебетовых карт с балансом, помощи по обналу, заливу и переводу денежных средств, продаже фальшивых денег. При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям действующего законодательства. Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» данной информации, в частности о продаже оружия является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность, а также провоцирует граждан на совершение уголовно наказуемых преступлений. Ссылаясь на ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», административный истец заявляет вышеуказанные требования.
Представитель прокуроры Московского района г. Чебоксары, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел), извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Возражений против заявленных требований не представил. От представителя Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу (территориальный отдел) поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Огласив письменный отзыв заинтересованного лица, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст.15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем установлена ст.174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг – ст.186 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исковые требования истец мотивировал тем, что в сети Интернет на сайте по адресу: https://darknet.works/, http://sherlok.online/размещена информация об оказании услуг по обналичиванию и выводу денежных средств, в том числе по реализации дебетовых карт с балансом, помощи по обналу, заливу и переводу денежных средств, продаже фальшивых денег.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» данной информации, в частности о продаже оружия является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность, а также провоцирует граждан на совершение уголовно наказуемых преступлений.
Согласно письменному отзыву Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, по состоянию на 22 сентября 2021 г. доступ в сети «Интернет» на сайт по адресу:https://darknet.works/ ограничен на основании решения суда.
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте по адресу http://sherlok.online/, а в остальной части иск не подлежит удовлетворению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 того же закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 5.1.7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228. полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
До настоящего времени сайт с вышеуказанным адресом в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте по адресу:http://sherlok.online/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте по адресу https://darknet.works/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – отказать.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Копия верна: судья Н.В. Архипова