РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 г.
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
с участием прокурора Пушкинской Е.А.
при секретаре Кутлалиевой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сычева Владимира Михайловича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании ущерба
УСТАНОВИЛ:
Сычев В.М. обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что в октябре 2015г. он отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, где упав, получил травму плеча в виде вывиха со смещением. В последующем в связи с этим он проходил лечение, но поскольку оно было оказано некачественно, то рука стала неработоспособной. В связи с этим он дважды проходил медицинское освидетельствование с целью установления инвалидности, однако инвалидность не была установлена. Данные действия нарушили его права человека и причинили нравственные и физические страдания. В связи с этим обратился в суд и просит взыскать с УФСИН России по Астраханской области и ФКУЗ «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» за причиненный вред здоровью компенсацию в размере 3000000 рублей.
В судебном заседании Сычев В.М. доводы иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Астраханской области Ермакова Н.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Аймешева З.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, опросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, медицинские карты, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, выслушав судебные прения, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что истец Сычев В.М. неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы, с 1999г. по 30 июня 2005г. и с 07 июля 2009г. по настоящее время. При этом с 23 ноября 2010г. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 названной статьи порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
В силу статьи 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании статей 22, 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Аналогичные положения закреплены в Правилах внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России №950 от 22 ноября 2005г. (в ред. Приказа МВД РФ №335 от 12 апреля 2007г., №433 от 15 мая 2007г., №386 от 30 апреля 2008г. с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ N ГКПИ08-2382 от 16 марта 2009г., с приложениями, Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации №1115.
Исходя из представленной медицинской документации, Сычев В.М. страдает рядом хронических заболеваний.
Также судом установлено и сторонами не оспаривается, что 12 октября 2015г. Сычев В.М. в результате падения с упором на правую верхнюю конечность получил травму в виде закрытого вывиха правого плеча.
Исходя из представленных медицинских документов и пояснений представителей ответчика, в тот же день Сычеву В.М. была оказана квалифицированная медицинская помощь, произведено закрытое вправление вывиха и наложена гипсовая иммобилизация по Смирнову-Ванштейну. После этого Сычев В.М. прошел стационарное лечение.
В последующем, согласно записям в медицинской карте, Сычев В.М. регулярно госпитализировался в стационар по поводу болей в плече, а также с иными заболеваниями, после прохождения стационарного лечения находился под амбулаторным наблюдением.
Однако, исходя из пояснений специалиста, поскольку в результате вывиха плеча были травмированы нервные окончания, а также на фоне иных, имеющихся у Сычева В.М. заболеваний, у него развился плечевой плексит со слабостью в правой руке до грубой в кисти, грубой атрофией мышц правой руки, нарушением функций правой руки. По поводу данного заболевания Сычев В.М. также регулярно проходил стационарное и амбулаторное лечение, в результате чего его состояние улучшилось.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в медицинской карте Сычева В.М., а также пояснениями представителей ответчика.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение за судебной защитой нарушенного (оспариваемого) права участника гражданских правоотношений является его исключительным правом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты нарушенных гражданских прав.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Правомерность избранного судебного способа защиты, факт законного обладания прибегнувшим к судебной защите лицом действительными правами (законным интересом), наличие факта нарушения (угрозы нарушения) прав (интереса) законного обладателя средствами и способами, указанными заинтересованным лицом в качестве неправомерных, устанавливаются судом при рассмотрении конкретного спора.
При рассмотрении возникшего спора действует общее правило распределения обязанностей по доказыванию - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ), то есть бремя доказывания наличия морального вреда ложится на истца, а ответчики должны доказать отсутствие вины в причинении морального вреда, правомерность своих действий или бездействия.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно статьи 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 32 Постановления от 26 января 2010г. №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснил, что факт причинения потерпевшему морального вреда в связи с причинением вреда его здоровью предполагается, поскольку потерпевший во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В соответствии с части 3 статьи 67 гражданского процессуального кодекса РФ право оценки достоверности, допустимости, достаточности и взаимной связи доказательств принадлежит суду.
Суд полагает, что стороной истца не представлено достаточных доказательств того, что заболевание руки произошло в результате бездействия должностных лиц ответчиков, в т.ч. из-за несвоевременного медицинского обследования. Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда за физические и нравственные страдания в связи с развившимся в период отбывания наказания в виде лишения свободы у Сычева В.М. заболеванием руки после полученной по неосторожности бытовой травмы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2018░.
░░░░░: