Дело № 2а-3964/2021
25RS0003-01-2021-004537-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года г. Владивосток
Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего – судьи Хренкова О.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшиной Т.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Первореченского района г. Владивостока Тищенко А.А.,
представителя административного ответчика Кудряшовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <адрес> к министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <адрес> обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в обоснование которого указал, что по результатам проведенной проверки в деятельности административного ответчика выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения при реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Так, на участке <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» дорожное покрытие проезжей части имеет множественные дефекты в виде выбоин, ям, колейности, разрушении дорожной одежды длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более 0,06 кв. м, что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений прокуратурой <адрес> в адрес заместителя председателя <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ремонту участка <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; возложить на министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность по проведению ремонта участка 0 <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник ФИО1 Первореченского ФИО2 <адрес> ФИО4 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве. При этом наличие недостатков на участке <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» не оспаривала, однако пояснила, что в настоящее время административным ответчиком приняты меры по частичному устранению выявленных нарушений, с учетом требований и сроков, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» работы по ремонту участка дороги не могут быть выполнены в указанный прокурором десятимесячный срок.
Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой ФИО1 <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> выявлены нарушения при реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности на автомобильной дороге «Хабаровск-Владивосток-Васильевка», относящейся к дороге общего пользования регионального значения согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па.
Так, вопреки требованиям п. 5.2.4 ФИО7 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливающего, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, на участке <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» дорожное покрытие проезжей части имеет множественные дефекты в виде выбоин, ям, колейности, разрушений дорожной одежды длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м.
Как следует из материалов дела, ранее прокуратурой ФИО1 проводилась проверка по обращению гражданина о ненадлежащем состоянии проезжей части указанной автомобильной дороги, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности ФИО1 <адрес> в адрес заместителя председателя <адрес> внесено представление об устранении указанных нарушений.
Между тем, в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по результатам проведенного прокуратурой ФИО1 <адрес> с привлечением специалистов осмотра участков указанной автомобильной дороги, и фотоматериалами выявленные нарушения п. 5.2.4 ФИО7 50597-2017 не устранены.
Непринятие административным ответчиком надлежащих мер по устранению данного нарушения влечет нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения, установленных техническим стандартом, что, в свою очередь, влечет создание аварийных ситуаций на автомобильной дороге регионального значения «Хабаровск-Владивосток-Васильевка», создает угрозу жизни и здоровья неопределенному кругу лиц, являющихся участниками дорожного движения.
Оценивая представленные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выражающемся в непринятии мер по ремонту участка <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ФИО7 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Доводы стороны административного ответчика об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, необходимых для устранения перечисленных в административном иске недостатков, а также принятии ряда мер по устранению недостатков не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования, а также заключение государственного контракта на выполнение ремонтных работ ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1, поскольку не освобождает административного ответчика от исполнения в полном объеме возложенных на него обязанностей. Более того, действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответственными лицами требований по обеспечению безопасности дорожного движения от их финансовых возможностей.
При определении срока проведения работ по приведению спорного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 суд принимает во внимание значительный объем такого рода работ, длительность процедур, необходимых для их выполнения, и полагает целесообразным установить срок для производства работ – в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ремонту участка <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Возложить на министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность по проведению ремонта участка <данные изъяты> автомобильной дороги регионального значения «Хабаровск – Владивосток – Васильевка» в целях приведения его в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд с подачей жалобы через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 14.12.2021.
Судья О.В. Хренков