Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2018 года г. Рязань
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Баранова Е.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании суда (по адресу: <адрес>) административное дело № по иску Рязанского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
Рязанская транспортная прокуратура г. Рязани обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению.
В обоснование административного иска указано, что Рязанской транспортной прокуратурой г. Рязани проведен мониторинг сети «Интернет» посредством проведения надзорных мероприятий с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», в ходе которого установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация об изготовлении и сбыте поддельных удостоверений на право управления маломерными судами, то есть с помощью данного сайта осуществляется незаконная деятельность по продаже указанных документов без прохождения соответствующей аттестации, чем осуществляется реализация заведомо подложных документов. На сайте указан перечень документов, предлагаемых к продаже, контактный телефон для оформления заказа на изготовление документов. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь.
Кроме того, незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 УК РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (статья 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми деяниями.
Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца - Рязанская транспортная прокуратура г. Рязани в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленном отзыве на административное исковое заявление указали на необходимость признания информации, размещенной на сайте <данные изъяты> в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Поскольку стороны извещены надлежащим образом, их явка не признана обязательной, а от представителя административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в порядке гл. 33 КАС РФ, представитель административного ответчика против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал, суд, на основании ч.7 ст.150, гл.33 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства по представленным в дело доказательствам и материалам.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
По смыслу положений 29, 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.п. 1, 6 ст. 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия, и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже поддельных документов, содержащей элементы коррупционного поведения, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Судом установлено, Рязанской транспортной прокуратурой г. Рязани проведен мониторинг сети «Интернет» посредством проведения надзорных мероприятий с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», в ходе которого установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация об изготовлении и сбыте поддельных удостоверений на право управления маломерными судами, то есть с помощью данного сайта осуществляется незаконная деятельность по продаже указанных документов без прохождения соответствующей аттестации, чем осуществляется реализация заведомо подложных документов. На сайте указан перечень документов, предлагаемых к продаже, контактный телефон для оформления заказа на изготовление документов. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями скриншотов интернет страниц с указанного сайта, имеющимися в материалах дела.
В силу ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2005 г. № 6940).
В силу п. 5 данных Правил к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Подпункт «а» п. 8 Правил предусматривает запрет на управление маломерным судном без удостоверения на право его управления.
Для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 27.05.2014 №
Согласно п.п. 5 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном. На основании п. 1.2 Правил аттестации аттестация на право управления маломерными судами предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами, осуществляется в отношении физических лиц и проводится по их заявлению. Согласно п. 3.1 Правил аттестации аттестация проводится на основании: 1) проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания; 2) проверки теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания; 3) проверки навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания.
Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном (п. 1.5 Правил аттестации).
В соответствии с п. 7.1 Правил аттестации заявителю, получившему по результатам аттестации право управления маломерным судном, выдается удостоверение. Форма удостоверения и его описание приведены в приложении № 8 к Правилам аттестации.
Из изложенного следует, действующим законодательством установлен порядок получения удостоверения на право управления маломерным судном. Для получения права управления маломерными судами лицо, претендующее на данное право, обязано пройти аттестацию в уполномоченном органе, предварительно получив знания, умения и навыки вождения (управления) маломерными судами.
В силу ст. 11.8 КоАП РФ управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления - является административным правонарушением, влечет за собой назначение административного наказания.
На основании ст. 324 УК РФ незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации), являются уголовно наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 9, 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, вход на сайт <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для вывода о том, что размещенные на страницах указанного сайта материалы содержат в себе предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, приобрести документы, предоставляющие право управления маломерными судами, подделка которых осуществлена неустановленными лицами с целью дальнего использования, что ведет к нарушению основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
На основании ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресах, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 16 марта 2009 г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Интернет-ресурс <данные изъяты> едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается официальной информацией, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Рязанской области, в письме № от 12.04.2018 года, отзывом на административное исковое заявление № от 12.04.2018 года, скриншотом Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений, суд считает необходимым признать размещенную в сети «Интернет» информацию об изготовлении и сбыте удостоверений на право управления маломерными судами, подделка которых осуществлена неустановленными лицами с целью их дальнейшего использования, запрещенной к распространению на территории РФ и после вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Федеральную службу Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Представитель административного истца просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению, мотивируя ходатайство тем, противоправностью размещенной на спорном сайте информации, доступной неопределенному кругу лиц, а также тем, что в приобретение указанных документов в период до вступления решения в законную силу, может повлечь совершение иных противоправных деяний, тем самым может быть нанесен значительный ущерб публичным и частным интересам.
На основании ч.2 ст.188 КАС РФ, в случае отсутствия в КАС РФ прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Учитывая характер рассматриваемого административного дела, его обстоятельства, противоправный характер размещенной на спорном сайте информации, доступной неопределенному кругу лиц, тот факт, что приобретение указанных на сайте документов в период до вступления решения в законную силу, может повлечь совершение иных противоправных деяний, суд приходит к выводу о том, что замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд полагает необходимым привести решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 269 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования Рязанского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.
Признать информацию об изготовлении и сбыте удостоверений на право управления маломерными судами без прохождения соответствующей аттестации, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайте с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Федеральную службу Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Е.Б. Баранова