УИД 04RS0021-01-2024-005236-87
Решение в окончательной форме принято 7 октября 2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2024 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьиЛомако Н.Н., при секретаре Чалых Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д. Дугаровой», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании обеспечить предоставление медицинской помощи путем организации проведения работ по очистке от горючих отходов и отложений, наличия автоматической пожарной сигнализации, наличия световых оповещателей, организации проведения проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций, организации размещения акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей, обеспечения соблюдения требований к ширине и высоте эвакуационных выходов,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятияобеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставление медицинской помощи в здании ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Дугаровой», расположенного по адресу: ... путем: организации проведения работ поочистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений в столовой; наличия автоматической пожарной сигнализации в помещении пищеблока; наличия световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы из здания в цокольном этаже (около кассы); наличия исправного состояния световых оповещателей («Выход») в цокольном этаже около лифта, на 1 этаж с хозблока, выход на лестничную клетку из столовой;организации проведения проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (крыши) в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; наличия аварийного освещения на 1 этаже; наличия на 1 этаже в помещении охраны средств индивидуальной защиты органов дыхания, фонаря; организации размещения акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей на 2, 3, 4 этажах в соответствии с пунктом .... Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечения соблюдения требований к ширине и высоте эвакуационных выходов из помещения в соответствии с пунктом ... «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Обязать ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Дугаровой» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании, расположенном по адресу: ...: провести работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений в столовой; обеспечить наличие автоматической пожарной сигнализации в помещении пищеблока; обеспечить наличие световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы из здания в цокольном этаже (около кассы); обеспечить исправное состояние световых оповещателей («Выход») в цокольном этаже около лифта, на 1 этаж с хозблока, выход на лестничную клетку из столовой; провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (крыши) в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; обеспечить аварийное освещение на 1 этаже; обеспечить наличие на 1 этаже в помещении охраны средств индивидуальной защиты органов дыхания, фонаря; обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам в помещении прачечной, с здания больницы с 1 этажа во двор; обеспечить размещение акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей на 2, 3, 4 этажах в соответствии с пунктом .... Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить соблюдение требований к ширине и высоте эвакуационных выходов из помещения в соответствии с пунктом 5... «Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
В судебном заседании старший помощник прокурора Михалева Т.С. отказалась от исковых требований к ответчикам в части обеспечения здания ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Дугаровой», расположенного по адресу: ... аварийным освещением на 1 этаже, средств индивидуальной защиты органов дыхания, фонаря, свободного доступа к эвакуационным выходам в помещении прачечной с здания больницы с 1 этажа во двор. С учетом сроков вступления решения суда в законную силу просит установить срок для устранения выявленных нарушений и исполнения ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Дугаровой» 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство в части обязания Министерства здравоохранения Республики Бурятия обеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставление медицинской помощи в здании ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д. Дугаровой», расположенного по адресу: ... путем: наличия аварийного освещения на 1 этаже;наличия на 1 этаже в помещении охраны средств индивидуальной защиты органов дыхания, фонаря; в части обязания ГРУБ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д. Дугаровой» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании, расположенном по адресу: ...: обеспечить освещение на 1 этаже; обеспечить наличие на 1 этаже в помещении охраны средств индивидуальной защиты органов дыхания, фонаря; обеспечить свободный доступ к эвакуационным выходам в помещении прачечной, с здания больницы с 1 этажа во двор.
Представитель ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Дугаровой» Серякова С.В. просила уточнить в части срока и установить 12 месяцев после выделения финансирования.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. просила рассмотреть дело в их отсутствие, доводы, изложенные в возражениях на иск поддержала, просила в удовлетворении иска к Минздраву РБ отказать полностью. В письменных возражениях на иск указано, что ГБУЗ «РКПТД» является подведомственной Минздраву РБ медицинской организацией, самостоятельным юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность за результаты своей деятельности. Согласно Уставу учреждения к компетенции учреждения в области управления относится, в том числе финансовое обеспечение выполнения государственного задания, которое осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением за счет средств, выделяемых ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в томчисле земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем. Деятельность учреждения финансируется в соответствии с действующим законодательством. Финансирование осуществляется на основе государственного задания, формируемого Учредителем на текущий год. Подведомственные организации в целях получения дополнительного финансирования на иные цели, необходимо обратиться в Минздрав РБ с соответствующей заявкой и пакетом необходимых документов. На основании заявки Минздрав РБ обращается в Правительство РБ с бюджетной заявкой о дополнительном финансировании подведомственной организации на определенные цели. В случае удовлетворения бюджетной заявки, она рассматривается на очередной сессии Народного Хурала РБ в рамках внесения изменения в закон о бюджете. После внесения изменений в бюджет республики и получения средств бюджета Минздравом РБ, Минздрав РБ осуществляет финансирование подведомственной организации. До настоящего времени в Минздрав РБ от ГБУЗ «РКПТД» заявок на дополнительное финансирование мероприятий в рамках исковых требований не поступало, сумма, необходимая для финансирования не известна. Требования прокурора выходят за пределы полномочий Минздрава РБ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества;руководители федеральных органов исполнительной власти;руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в томчисле к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральнымзаконом"О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что прокуратурой ... со специалистом ОНДПР ... УНДПР ГУ МЧС России по ... была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д Дугаровой», расположенного по адресу: ..., в ходе которой установлены нарушения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, чтопри входе в здание Лингвистической гимназии ... по адресу: ..., не установлены вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В этой связи прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д Дугаровой» внесено представление об устранении нарушений закона.
Из информации ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д Дугаровой» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно представления проведена работа и сообщено – в связи с тем, что имеющиеся средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в ГБУЗ «РКПТД» с истекшим сроком службы (эксплуатация более 10 лет), в Министерство здравоохранения РБ направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ на выделение дополнительного финансирования на изготовление проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта и монтажа автоматической пожарной сигнализации в зданиях ГБУЗ «РКПТД»; установлена пожарный извещатель в цокольном этаже возле лифта; проведена закупка приспособлений для самозакрывания на дверях (Контракт ..., полная поставка по контракту произведена 28 сентября). В настоящее время производятся работы по их установке во всех зданиях учреждения; планы эвакуации приведены в соответствие; проведены дополнительные инструктажи с персоналом о недопустимости закрытия и загромождения пожарных выходов; в связи с тем, что здание учреждения построено и введено в эксплуатацию в соответствии с действующими противопожарными нормами более 25 лет назад (в 1998 году) произвести реконструкцию зданий по переоборудованию эвакуационных выходов в кратчайшие сроки не представляется возможным; объявлены торги (электронный запрос котировок) по закупке световых табло, ламп аварийного освещения, пожарных оповещателей, СИЗОД и фонарей; срок проведения актирования огнезащитного покрытия строительных конструкций не истек (испытания проведены ДД.ММ.ГГГГ, копии актов прилагаются); на проведение работ по очистке и дезинфекции вентиляционных систем учреждения требуется 6786583,33 руб., не заложенных в плане ФХД. На выделение соответствующего финансирования направлены письма: от ДД.ММ.ГГГГ (ответ не получен до настоящего времени), повторно от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения РБ; с целью приобретения и монтажа системы контроля доступа, запрошены коммерческие предложения в организациях, занимающихся установкой и обслуживанием указанных систем и ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Министерство здравоохранения РБ на выделение дополнительного финансирования.
По информации ГУ МЧС России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ осуществлено обследование здания и помещений ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д. Дугаровой», по результатам которого выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация); в помещении пищеблока не работает автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует извещатель пожарный ручной в цокольном этаже около лифта; план эвакуации не обеспечен соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организовано эвакуироваться из любого места (расположение плана эвакуации в цокольном этаже блока «А» не соответствует действительности); не соответствуют требованиям ширина эвакуационных выходов из помещения больницы, фактически ширина центрального выхода на 1 этаже 0,77 м, выход из цокольного этажа на лестничную клетку 0,88 м, ширина двери из цоколя на улицу 0,97 м и высота 1,83 м, ширина выхода в цокольном помещении ведущая в отделения 0,85 м, ширина двери около кассы 1,06 м, ширина двери ведущая от кассы в блок 0,78 м, и далее 0,92 м, ширина выхода на улицу около лаборатории 1,03 м и 1,08 м, ширина двери из помещения отделения ... пост 0,93 м, ширина двери из помещения отделения ... пост 1,10 м, ширина двери из пищеблока по коридору выход 0,81 м, ширина двери из пищеблока на улицу 1,03 м; отсутствуют световые оповещатели, обозначающие эвакуационные выходы из здания в цокольном этаже (около кассы). Находятся в неисправном состоянии: не горит «Выход» в цокольном этаже около лифта, на 1 этаж с хозблока (не горит «Выход»), выход на лестничную клетку из столовой (не горит); отсутствует акт огнезащитного покрытия строительных конструкций (крыши); допускается установка акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей на расстоянии менее 150 мм от потолка на 2, 3, 4 этажах; отсутствуют акты по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений в столовой.
В соответствии с Уставом ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. Г.Д. Дугаровой» функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 1.6). Учреждение подотчетно учредителю – по вопросам осуществления отраслевых полномочий в данной сфере деятельности, выполнения им задания, утвержденного учредителем, целевого расходования средств, выделенных из республиканского бюджета (п. 1.16.1).
В соответствии с пунктами 6.10, 6.25, 6.27, 6.29, 6.53 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., следует, что Министерство обеспечивает создание в пределах своей компетенции условийдля развития медицинской помощи в Республике Бурятия и обеспечения еедоступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия посовершенствованию системы здравоохранения республик; осуществляет функцииглавногораспорядителя и
получателясредств республиканского бюджета, предусмотренных на содержаниеМинистерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, атакже функций администратора доходов республиканского бюджета,главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственныхорганизаций; осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирует в установленном порядке государственные заданияавтономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования иосуществляет их финансовое обеспечение; организуетмероприятияпоукреплению материально-технической базымедицинских организаций за счет средствреспубликанского и федерального бюджета.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗбюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Учитывая, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции и полномочия учредителя ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им. ФИО3», а учреждение осуществляет деятельность в сфере здравоохранения в соответствии с государственным заданием учредителя, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Советского района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставление медицинской помощи в здании ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Доржиевой», расположенного по адресу: ... путем: организации проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений в столовой; наличия автоматической пожарной сигнализации в помещении пищеблока; наличия световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы из здания в цокольном этаже (около кассы); наличия исправного состояния световых оповещателей («Выход») в цокольном этаже около лифта, на 1 этаж с хозблока, выход на лестничную клетку из столовой; организации проведения проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (крыши) в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; организации размещения акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей на 2, 3, 4 этажах в соответствии с пунктом .... Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечения соблюдения требований к ширине и высоте эвакуационных выходов из помещения в соответствии с пунктом ... «Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Обязать ГБУЗ «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер им Г.Д. Доржиевой» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в здании, расположенном по адресу:...: провести работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений в столовой; обеспечить наличие автоматической пожарной сигнализации в помещении пищеблока; обеспечить наличие световых оповещателей, обозначающих эвакуационные выходы из здания в цокольном этаже (около кассы); обеспечить исправное состояние световых оповещателей («Выход») в цокольном этаже около лифта, на 1 этаж с хозблока, выход на лестничную клетку из столовой; провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций (крыши) в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; обеспечить размещение акустических колонок системы оповещения и управления эвакуацией людей на 2, 3, 4 этажах в соответствии с пунктом 4.4 СП .... Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить соблюдение требований к ширине и высоте эвакуационных выходов из помещения в соответствии с пунктом 5.1.4 СП ...Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяцасо дня принятия решения суда вокончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Н.Н. Ломако