УИД 56RS0004-01-2024-000413-92
Дело № 2-345/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Чебоксаровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация Александровского района Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, установлено, что за умершей ФИО1 значится земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. После смерти ФИО1 земельным участком никто не пользуется, участок заброшенный, сведения о наследниках отсутствуют, границы земельного участка не установлены.
В связи с тем, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права (ранее возникшего) возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда, истец просил суд: вынести решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> прекратить право собственности (ранее возникшее) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на данный земельный участок.
Представители истца – администрации Александровского района Оренбургской области, ответчика – администрации Чебоксаровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просили, возражений относительно иска суду не направили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд, приходит к следующему.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Статьей 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве собственности на землю № 141, выданному 9 ноября 1992 года на основании решения администрации Чебоксаровского сельсовета от 5 августа 1992 года, ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 2 184 кв.м. для огородничества и застройки (л.д. 8).
Из выписки из похозяйственной книги от 17 июня 2024 года, выданной администрацией Чебоксаровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, следует, что ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для личного подсобного хозяйства общей площадью 2 184 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № 5 за 1991-1996 годы 9 ноября 1992 года сделана запись на основании свидетельства о праве собственности на землю № 141 от 09 ноября 1992 года, Чебоксаровского сельсовета Александровского района Оренбургской области (л.д. 9).
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в частности: «Дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ год, местоположение: <адрес>, площадь 2 184 кв.м., разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, категория земель: земли населенных пунктов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. Вид права: собственность. Правообладатель: ФИО1, реквизиты документа-основания: оценочная опись земельных участков от 18 ноября 2005 года № №, сведения о зарегистрированных правах и об описании местоположения земельного участка отсутствуют (л.д. 18-19).
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, последнее место жительства умершей: <адрес> чем 17 июля 2006 года составлена запись акта о смерти № 24, выдано свидетельство о смерти I-РА № 690431 (л.д. 12, 26).
В соответствии со статьёй 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 вышеуказанного закона регламентированы основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в силу части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Вместе с тем, часть 5 статьи 8 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена пунктом 25, в соответствии с которым в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости вносятся дополнительные сведения об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, правообладателе данного объекта недвижимости в объеме, определенном в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, в случае, если правоустанавливающие документы на данный объект недвижимости или документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.
Статья 69.1 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по:
- проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 Закона № 218-ФЗ считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых, могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН;
- подготовке проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
- взаимодействию с лицом, выявленным в порядке, предусмотренном статьей 69.1 Закона № 218-ФЗ, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
- принятию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
- направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН или заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ - в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, с приложением документов, предусмотренных частями 16, 17 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ.
В том числе, уполномоченные органы обеспечивают выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 статьи 69.1 Закона № 218-ФЗ и в дальнейшем обращаются без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.
В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (п. 20 вышеуказанной статьи).
Случаи, при которых Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, установлены частями 3, 14, 15 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2, частями 3, 3.1, 3.2 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, обеспечивающим реализации части 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункта 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
При таких обстоятельствах, муниципалитеты, органы исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации закона № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проводят всю необходимую работу, как по выявлению правообладателей, так и проверки оснований для снятия ранее учтенного участка с кадастрового учета, преобразованию спорных участков - самостоятельно анализируют сведения и направляют заявления в Росреестр о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Кроме того, суд учитывает, что снятие с кадастрового учета земельного участка, приведет к поступлению соответствующей части земли в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. обращение с таким иском направлено на отказ правообладателя, право которого возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю, на принадлежащее ему имущество, что недопустимо в силу статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и приведет к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
В данном споре сведений о проведении процедуры снятия земельного участка в административном порядке, в рамках подготовительных действий предусмотренных ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ, преобразования «учтенных» в ЕГРН земельных участков не представлено, какие-либо решения и действия органа регистрации прав по осуществлению кадастрового учета земельных участков заявителем не оспаривались, доказательства подтверждающие проведение комплексных работ по снятию земельного участка с кадастрового учета, предусмотренные ст. 69.1 Закона № 218-ФЗ не представлены, в связи с чем, суд считает, что основания для удовлетворения иска отсутствует.
Из материалов дела следует, что умершая ФИО1 состояла в браке с <данные изъяты>.д. 28-32).
При этом, суд учитывает, что наследники умершей не лишены права распорядиться по своему усмотрению спорным земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства.
Оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, суд не усматривает.
Требование администрации Александровского района Оренбургской области о прекращении право собственности (ранее возникшее право) на данный земельный участок ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам ФИО1, администрации Чебоксаровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее право) на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2024 года.