Дело №2а-5170/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре Тараненко Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
26 ноября 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Овчинников В.М. к руководителю УФССП России по Кемеровской области – главному судебному приставу Кемеровской области Ткаченко Д.Г., УФССП России по Кемеровской области о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Овчинников В.М. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к руководителю УФССП России по Кемеровской области – главному судебному приставу Кемеровской области Ткаченко Д.Г. о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании устранить нарушение прав административного истца.
Заявленные требования мотивировал следующим:
31.08.2018 г. Овчинников В.М. обратился к руководителю УФССП по Кемеровской области – главному судебному приставу Кемеровской области Ткаченко Д.Г. с запросом о предоставлении процессуальных решений, принятых по исполнительному производству, возбуждённому на основании исполнительного листа ### от 05.04.2017 г.
Запрос о предоставлении процессуальных решений был направлен на адрес электронной почты УФССП по Кемеровской области mail@r42.fssprus.ru.
До настоящего времени ни одно процессуальное решение Овчинников В.М. не получено.
Административный истец просит суд признать бездействие руководителя УФССП России по Кемеровской области – главного судебного пристава Кемеровской области Ткаченко Д.Г. незаконным и нарушающим права Овчинников В.М. на свободный доступ к правосудию; обязать ответчика устранить нарушение прав истца, выполнить требования закона, направить меры на принудительное исполнение судебного решения.
В судебное заседание Овчинников В.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в соответствии с содержащимся в его административном исковом заявлении требовании по адресу электронной почты.
Представитель административного ответчика УФССП России по Кемеровской области, административный ответчик главный судебный пристав Кемеровской области Ткаченко Д.Г. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководитель УФССП России по Кемеровской области Ткаченко Д.Г. просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представителем УФССП России по Кемеровской области суду представлены письменные возражения на заявленные требования, которые приобщены к материалам дела.
Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела, учитывая отсутствие заявлений об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Овчинников В.М., необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
На основании п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 220 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Из административного искового заявления Овчинников В.М., следует, что запрос процессуальных решений был направлен им в УФССП России по Кемеровской области 31.08.2018 г.
Административное исковое заявление Овчинников В.М. подано в суд 05.09.2018 г., что подтверждается квитанцией об отправке (л.д.20).
Таким образом, административное исковое заявление подано Овчинников В.М. в установленный законом срок и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований.
В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона №118-ФЗ, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее - служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации).
Как установлено ч.2 ст.9 Федерального закона №118-ФЗ, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:
осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка;
при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;
издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;
организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, круг полномочий главного судебного пристава субъекта Российской Федерации не является исчерпывающим.
Судом установлено, что Ткаченко Д.Г. назначен на должность главного судебного пристава Кемеровской области – руководителя УФССП России по Кемеровской области Приказом Минюста России от 11.03.2015 г. ### и действует на основании «Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области», утверждённого Приказом ФССП России от 03.10.2013 г. №365.
Как следует из искового заявления и представленных административным истцом документов, 31.08.2018 г. Овчинников В.М. на имя руководителя УФССП по Кемеровской области – главного судебного пристава-Кемеровской области Ткаченко Д.Г. по адресу электронной почты mail@r42.fssprus.ru направлен запрос процессуальных решений (л.д.25), в котором Овчинников В.М. указал, что 21.04.2017 г. Кемеровским районным судом Кемеровской области для рассмотрения в УФССП по Кемеровской области направлен исполнительный лист №016699340 от 05.04.2017 г., но до настоящего времени ни одного процессуального решения Овчинников В.М., не получено.
В связи с этим истец просил незамедлительно направить ему по электронному адресу ... процессуальные решения, если таковые имеются, а также решение по данному запросу. При этом им указано, что в месте его проживания отсутствует почтовое отделение и письма не доставляются.
Получение запроса Овчинников В.М. 31.08.2018 г. подтверждается уведомлением о доставке электронного письма (л.д.27) и стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно положениям ст.2 Федерального закона №59-ФЗ, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с положениями ч.3 ст.7 Федерального закона №59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как следует из содержания ч.1 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч.4 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Поскольку запрос Овчинников В.М. содержит лишь указание на неполучение им каких-либо процессуальных решений и просьбу направить ему их копии, запрос Овчинников В.М., обоснованно расценен как обращение.
При этом, срок рассмотрения обращения административного истца, установленный ч.1 ст.12 Федерального закона №59-ФЗ, на момент обращения Овчинников В.М. с исковым заявлением в суд (05.09.2018 г.) ещё не истёк.
Вышеуказанное обращение Овчинников В.М. зарегистрировано в АИС ФССП России 03.09.2018 г. в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 Федерального закона №59-ФЗ, согласно которым письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Из буквального толкования запроса административного истца следовало, что им заявлена просьба о направлении ему постановлений судебного пристава-исполнителя, вынесенных в рамках исполнительного производства, возбуждённого на основании указанного исполнительного листа.
18.09.2018 г. в адрес электронной почты истца начальником отдела организации исполнительного производства ЛИЦО_10 составлен и направлен ответ на обращение с приложением копий постановлений, вынесенных по исполнительному производству ###-ИП, возбуждённому 03.05.2017 г. МОСП по ОВИП на основании исполнительного листа №### от 05.04.2017 г. об обязании ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбасэнерго-РЭС» обеспечить поставку электроэнергии в жилой дом по адресу: ... (постановления о возбуждении исполнительного производства от 03.05.2017 г., копии постановления об окончании исполнительного производства от 31.05.2017 г.).
Ответ на обращение Овчинников В.М. зарегистрирован 18.09.2018 г. за номером ###, что подтверждается имеющимся на сопроводительном письме штрих-кодом, и направлен истцу по указанному им в обращении электронному адресу, 19.09.2018 г., что подтверждается скриншотом страницы электронной почты УФССП России по Кемеровской области.
Таким образом, направленное Овчинников В.М. 31.08.2018 г. обращение было рассмотрено в установленный законом срок, требования, содержащиеся в обращении, исполнены в полном объёме и надлежащим образом, в связи с чем суд не усматривает наличия нарушения каких-либо прав административного истца.
Иные основания для признания бездействия административного ответчика – главного судебного пристава Кемеровской области Ткаченко Д.Г., в административном исковом заявлении не содержатся.
В исковом заявлении Овчинников В.М. ссылается на положения п.17 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства должна быть направлена взыскателю по исполнительному производству не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления.
При этом, как следует из представленного административным истцом ответа председателя Кемеровского районного суда Кемеровской области от 24.04.2017 г. (л.д.18), исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, Овчинников В.М. получен не был, по его заявлению был направлен судом для исполнение в УФССП по Кемеровской области.
При этом сведений об обращении Овчинников В.М. в УФССП России по Кемеровской области или иное подразделение службы судебных приставов с просьбой о направлении принятых по исполнительному производству процессуальных решений посредством электронного документооборота в связи с отсутствием возможности получать корреспонденцию через отделение почтовой связи, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что неполучение Овчинников В.М. процессуальных решений, принятых по исполнительному производству не связано с действиями должностных лиц УФССП России по Кемеровской области и, в частности, с бездействием руководителя УФССП России по Кемеровской области Ткаченко Д.Г.
Круг полномочий и обязанностей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации определён в статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах».
При этом непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в силу положений ч.2 ст.5 Федерального закона «О судебных приставах» возложено на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В связи с этим оснований для удовлетворения требования об обязании руководителя УФССП по Кемеровской области – главного судебного пристава-исполнителя Кемеровской области Ткаченко Д.Г. принять процессуальные решения и меры к принудительному исполнению судебного решения, которые суд расценивает как предложенный истцам способ восстановления прав истца, суд не усматривает.
Согласно п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве принимает судебный пристав-исполнитель.
Однако в рассматриваемом исковом заявлении какие-либо требования к судебному приставу-исполнителю истцом не заявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. 31.08.2018 ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.11.2018 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.