Дело № 2-126/2021

УИД 29RS0011-01-2021-000114-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года                             село Верхняя Тойма

Красноборский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Королевой Я.А.

при секретаре Кичевой Е.А.

с участием помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шариковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в интересах жилищных прав Фокиной С. М. к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о восстановлении в очереди на получение жилья,

    

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Вилков Д.Л. обратился в суд с иском в интересах жилищных прав Фокиной С.М. к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о возложении обязанности восстановить Фокину С.М. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с __.__.______г.. Свои требования обосновал тем, что Фокина С.М. является инвалидом, состоит в реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с __.__.______г. на основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Корниловской сельской администрации. Согласно информации, предоставленной ответчиком от __.__.______г. № ***, установлено, что с __.__.______г. вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, при этом документов, подтверждающих постановку Фокиной С.М. на учет в администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» не имеется и на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий последняя не состоит. До настоящего времени Фокиной С.М. жилое помещение не предоставлено.

Помощник прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Шарикова В.С. в суде на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Фокина С.М., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

В своем отзыве глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхина Н.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец не обращалась с заявлениями и подтверждающими документами для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на учет не ставилась и жилое помещение ей по договору социального найма не предоставлялось. Отмечает, что в связи с отсутствием в документах, переданных из администрации Двинского сельского поселения, учетного дела Фокиной С.М., администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» не имеет возможности подтвердить дату постановки на учет и сам факт нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки Фокиной С.М. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, отмечает, что полномочиями по ведению учета граждан отдельных категорий, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до __.__.______г., органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены ни федеральным, ни областным законом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

В своем отзыве начальник ОСЗН по Верхнетоемскому району Фофанова С.В. указала, что по данным ОСЗН Фокина С.М. состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» «ОСЗН по Верхнетоемскому району» в суд не явился.

Представитель третьего лица администрации МО «Двинское» в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

По определению суда в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Статья 28.2 вышеуказанного федерального закона устанавливает, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Согласно положениям статьи 5 Закона Архангельской области от 29.11.2005 № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области», для обеспечения инвалидов специально оборудованными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде может осуществляться строительство зданий индивидуальной планировки с комплексом социально-бытового обслуживания или реконструкция имеющихся жилых помещений.

Постановлением администрации Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) (пункт 2 указанного Порядка).

Право на получение мер социальной поддержки имеют, в том числе и инвалиды, проживающие на территории Архангельской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (пункт 7 указанного Порядка).

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Жилищным кодексом Российской Федерации и областным законом от 01.07.2016 № 441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 2 Закона Архангельской области от 01.07.2016 № 441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», учет нуждающихся в жилых помещениях ведется в отношении граждан отдельных категорий - местными администрациями муниципальных образований Архангельской области в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Архангельской области федеральным или областным законом отдельными государственными полномочиями по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях. При этом, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, осуществляющие ведение учета нуждающихся в жилых помещениях, в целях настоящего закона являются уполномоченными органами местного самоуправления. Организация ведения учета нуждающихся в жилых помещениях осуществляется главами местных администраций муниципальных образований Архангельской области, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаен, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005 года.

Как следует из ч. 2 ст. 6 данного Закона, граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).

Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, предусматривали возможность постановки граждан на учет для улучшения жилищных условий и не по месту их жительства.

В соответствии с пунктом 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений являлось постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

Так, в соответствии с пунктом 10 Примерных правил граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли быть приняты на учет и по месту работы.

Согласно п. 20 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335 (действовало на момент постановки Куценко И.В. на учет и вплоть 01.02.2020), право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; б) выезда на другое постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию.

Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм, а также положений статей 55, 56 ЖК РФ, снятие с учета носит исключительный характер, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведена проверка на основании заявления Фокиной С.М. о защите ее жилищных прав как инвалида.

По результатам проверки установлено, что Фокина С.М. является инвалидом 1-й группы и состоит в реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с __.__.______г., в том числе является лицом, которому положены меры социальной поддержки в улучшении жилищных условий, в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от __.__.______г. № ***-па «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

По сведениям, поступившими в суд __.__.______г. от руководителя бюро МСЭ № ***, Фокина С.М. с 1999 года является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, а с декабря 2019 года ей установлена 1-я группа инвалидности на 2 года, в связи с чем имеет права и льготы, установленные статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается, что Фокина С.М. __.__.______г. обратилась к главе Корниловской сельской администрации с заявлением о постановке её в очередь на улучшение жилищных условий.

В материалы дела предоставлена копия протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Корниловской сельской администрации от __.__.______г., согласно которому семья Фокиной С.М. поставлена на очередь на улучшение жилищных условий.

__.__.______г. была проведена проверка жилищных условий, о чем был составлен акт, согласно заключению комиссии, семья Фокиной С.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в доме, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

По информации, предоставленной администрацией Верхнетоемского муниципального района __.__.______г., Фокина С.М. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в администрации Верхнетоемского муниципального района не состоит.

До настоящего времени Фокина С.М не использовала рассматриваемую меру социальной поддержки.

В материалы дела не предоставлено решение уполномоченного органа о снятии истца с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Таким образом, как верно указал прокурор, не установлено обстоятельств, по которым Фокина С.М могла быть снята с такого учета. Отсутствие записи о Фокиной С.М. в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является доказательством, как снятия истца с учета, поскольку обязанность по ведению учета возложена на ответчика, так и утраты Фокина С.М права на получение соответствующей меры социальной поддержки.

При изложенных выше обстоятельствах, с учетом перечисленных норм закона, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию МО «Верхнетоемского муниципальный район» восстановить Фокина С.М на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с __.__.______г..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., __.__.______░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ __.__.______░..

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░ ░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 3, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░░░

2-126/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фокина Светлана Михайловна
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Верхнетоемский муниципальный район"
Другие
Администрация МО "Двинское"
Отделение социальной защиты населения по Верхнетоемскому району ГКУ АО "Архангельский областной центр социальной защиты населения"
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Судья
Королева Яна Алексеевна
Дело на сайте суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2021Дело оформлено
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее