Решение по делу № 33-2153/2024 от 03.06.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Наумова А.В.

поступило 03.06.2024 г.                                                                               дело № 33-2153

УИД 04RS0021-01-2024-001447-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

               26 июня 2024 г.                                                           г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,

судей коллегии Гончиковой И.Ч., Смирновой Ю.А.,

при секретаре Даниловой А.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Арефьевой Марины Валерьевны к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания,

по апелляционной жалобе Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 апреля 2024 года, которым постановлено:

- обязать Администрацию города Улан-Удэ (ИНН ... предоставить Арефьевой Марине Валерьевне (СНИЛС ...) вне очереди жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., выслушав участников процесса, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Арефьевой М.В. просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Арефьевой М.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по обращению Арефьевой М.В. выявлено нарушение жилищных прав граждан, проживающих по адресу: <...>. Арефьева М.В. проживает в указанном доме на основании договора найма жилого помещения от .... Распоряжением Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ..., заключением межведомственной комиссии от ... ..., многоквартирный дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Заключением межведомственной комиссии от ... ... <...> указанном доме признана непригодной для проживания. Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от ... ...-р Арефьева М.Р. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане» с составом семьи 1 человек. Арефьева М.В. является пенсионером, инвалидом <...> группы, другого жилья не имеет, возможность арендовать иное жилое помещение отсутствует. Многоквартирный дом в какую-либо адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Проживание в аварийном и подлежащем сносу жилом доме создает угрозу жизни и здоровью. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.

В судебном заседании прокурор Оленникова Е.А. просила исковые требования удовлетворить.

Представитель Арефьевой М.В. по доверенности Коноваленко Н.И. требования прокурора поддержала.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ Скворцова Л.С. против удовлетворения исковых требований возражала, представила письменные возражения.

Материальный истец Арефьева М.В., представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия не явились, извещались надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась представитель Администрации г.Улан-Удэ Скворцова Л.С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. По мнению заявителя жалобы, факт признания Арефьевой М.В. малоимущей не имеет правового значения, поскольку в реестре муниципальной собственности общежитие не состоит, решение о признании дома аварийный и подлежащим сносу не принималось. Указывает, что допущенное незаконное бездействие Правительства Республики Бурятия по непринятию решения о признании дома <...> аварийным и подлежащим сносу, не может являться основанием для возложения обязанности на Администрацию г. Улан-Удэ, как орган местного самоуправления, по предоставлению жилых помещений гражданам, взамен аварийных и подлежащих сносу, принадлежащих на праве собственности Республики Бурятия.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г.Улан-Удэ Скворцова Л.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Денисова Н.В. просила оставить решение суда без изменения.

Представитель Правительства Республики Бурятия Шалданова О.Д-Ц. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Материальный истец Арефьева М.В., ее представитель Коноваленко Н.И. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Арефьева М.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку общежитие, в котором располагалась принадлежащая ей комната, признано непригодным для проживания.

Разрешая заявленный спор, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Арефьевой жилого помещения по договору социального найма на Администрацию г. Улан-Удэ. Выводы суда в этой части подробно мотивированы и основаны на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Судом обоснованно указано на то, что вселение Арефьевой в общежитие произошло до вступления в силу Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Согласно пункту 2, пункту 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к указанному постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов; объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

На основании п.4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

При этом отказ органа местного самоуправления в принятии жилищного фонда в муниципальную собственность, а также отсутствие решения об исключении соответствующего здания из специализированного жилищного фонда не могли препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, в том числе права на приватизацию жилья, поскольку их реализация не могла быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Государственные органы Республики Бурятия не передали здание общежития в муниципальную собственность, Арефьева М.В. проживает в жилом помещении на условиях социального найма.

В соответствии с заключением от ... ..., составленным межведомственной комиссией, назначенной постановлением Правительства Республики Бурятия от ... ..., здание общежития по адресу: <...> признано аварийным и подлежащим сносу.

Заключением ... от ... межведомственной комиссии, назначенной приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ..., установлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <...> непригодным для проживания.

Распоряжением Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия ... от ... жилое помещение, расположенное по адресу: <...> признано непригодным для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

Во исполнение указанного положения на территории Республики Бурятия, начиная с ..., действовало постановление Правительства Республики Бурятия ..., которым был утвержден состав и положение о Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Республики Бурятия.

Однако, распоряжение соответствующего органа с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц, не издавалось.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от ... ... постановление Правительства Республики Бурятия ... признано утратившим силу с ....

Указанным постановлением Правительства Республики Бурятия Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия определено уполномоченным органом по принятию решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключений Межведомственной комиссии и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В настоящее время Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обязано издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения общежития, сроках отселения физических лиц.

Такое распоряжение Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принято не было, жильцы общежития не были расселены.

При отсутствии в Республике Бурятия правового регулирования по вопросу расселения граждан, проживающих в аварийных помещениях, принадлежащих Республике Бурятия, является правильным суждение о применении норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу статьи 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. То есть в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ЖК РСФСР либо законом субъекта РФ, оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что общежитие состоит на балансе ФИО17 в связи с чем обязанность по обеспечению благоустроенным жилым помещением должна быть возложена на Правительство Республики Бурятия, не может быть принят судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Арефьева М.В. является инвалидом <...> группы, с ... состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов».

На основании распоряжения Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от ... ...-р. Арефьева М.В. с составом семьи 1 человек состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «малоимущие».

... Арефьевой М.В. поданы документы в Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец объективно нуждается в жилом помещении, комната, которую она занимает по договору найма, находится в техническом состоянии, представляющем угрозу жизни и здоровью. Обязанность по предоставлению Арефьевой жилого помещения правомерно возложена на орган местного самоуправления.

Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, являлись предметом судебного разбирательства и судом им дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи коллегии:

Апелляционное определении изготовлено в окончательной форме 05.07.2024 г.

33-2153/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Арефьева Марина Валерьевна
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Коноваленко Нина Ивановна
Правительство Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
04.06.2024Передача дела судье
26.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2024Передано в экспедицию
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее