К делу № 2-223/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ст. Каневская 10 апреля 2014 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
при секретаре Кузнецовой Е.М.,
с участием представителя истца Стародубцева А.В. по доверенности Макашова Н.В.,
представителя ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Дударевой В.В., Матлаховой М.С.,
рассмотрев исковое заявление Стародубцева А.В. к Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю о взыскании денежной компенсации за переработку рабочего времени,
УСТАНОВИЛ:
Истец Стародубцев А.В. обратился в Каневской районный суд с иском к ответчику Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю о взыскании денежной компенсации за переработку рабочего времени. В обоснование требований указал, что он проходил службу в органах внутренних дел в период с 01.11.1996 года по 29.07.2013 года в должности инспектора роты ДПС в ст. Каневской Краснодарского края в ОБ ДПС ГИБДД г. Тимашевск ГУ МВД России по Краснодарскому краю. В соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и на основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 по выслуге лет, дающей право на получении пенсии. В период времени с 01.07.2012 года по 29.07.2013 года его ежедневно привлекали к сверхурочной работе, при этом оплату за сверхурочную работу ему не производили. После увольнения из органов внутренних дел он неоднократно обращался в устной форме в роту ДПС ст. Каневской о выплате ему причитающейся денежной компенсации, однако в выплате заработной платы за сверхурочную работу ему было отказано. С учетом уточнения требований просил взыскать с ГУ МВД России по Краснодарскому краю в его пользу денежную компенсацию за переработку рабочего времени за период с 01.07.2012 года по 29.07.2013 года в размере 117 093 рублей 80 копеек и денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представителем ответчика Дударевой В.В. заявлено ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ в связи с тем, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку часть 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, п.п. 9,18 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденных Приказом МВД РФ от 19 октября 2012 № 961, предусматривают за работу сверхурочно предоставление сотруднику дополнительных дней отдыха или выплату денежной компенсации только по его заявлению (рапорту). Однако Стародубцев А.В. во время прохождения службы рапорта о предоставлении ему дополнительных дней отдыха или выплаты денежной компенсации руководителю не подавал.
Представитель ответчика Матлахова М.С. поддержала заявленное ходатайство.
Представитель истца Макашов Н.В. возражал против удовлетворения ходатайства, указывая, что Трудовым кодексом РФ не предусмотрен досудебный порядок урегулирования данного спора. В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник ОВД для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю либо в суд. Нормами Трудового кодекса РФ работнику тоже предоставляется право выбора: обращаться к работодателю либо непосредственно в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования о взыскании денежной компенсации за переработку рабочего времени подлежат оставлению без рассмотрения.
В судебном заседании установлено, что с 01.11.1996 года Стародубцев А.В. проходил службу в ГУ МВД России по Краснодарскому краю. 29.07.2013 года приказом №2691л/с он уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ предусматривает, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно ч.6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Как следует из п. 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного Приказом МВД РФ от 19 октября 2012 № 961, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Согласно п.18 вышеуказанного Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 27 июня 2012 года № 638 «Об утверждении порядка выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с п.1 Порядка выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 27 июня 2012 №638 (действовавшего с 01.01.2012 года по 27.05.2013 года), сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации по их просьбе, изложенной в рапорте, может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Аналогичные положения содержатся в п.56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 31 января 2013 № 65 (действующего с 28.05.2013 года), в котором установлено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно ч. 3 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.
Таким образом, вышеназванными нормами закона предусмотрено, что денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дополнительных дней отдыха выплачивается сотруднику органов внутренних дел только по его просьбе, изложенной в рапорте.
Установлено, что истец с рапортом к руководителю о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо дополнительных дней отдыха не обращался.
Как следует из материалов дела, с таким заявлением истец не обращался и после увольнения.
При таких обстоятельствах, истцом не соблюден установленный законом для требований о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии с абз. 2 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Довод представителя истца о том, что досудебный порядок урегулирования данного спора не предусмотрен трудовым законодательством, не состоятелен, поскольку для требований о выплате денежной компенсации за работу сверхурочно вышеназванными нормами закона установлен специальный порядок обращения, который истцом не соблюден.
На основании изложенного следует иск Стародубцева А.В. к Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю о взыскании денежной компенсации за переработку рабочего времени оставить без рассмотрения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 222, ст. ст. 223, 224-225 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление Стародубцева А.В. к Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю о взыскании денежной компенсации за переработку рабочего времени оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение пятнадцати дней со дня принятии определения.
Судья