РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г.Минусинск Красноярского края,
ул.Гоголя, 66а
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Полянской Е.В.,
при секретаре Давыденко Ю.С.,
с участием:
представителя процессуального истца прокурора Минусинского межрайонного прокурора – помощника прокурора Солтукаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Жолобова Виктора Степановича к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Жолобова В.С. с иском к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту ОСФР по Красноярскому краю) о взыскании компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что Жолобов В.С. является инвалидом <данные изъяты> группы, ему разработана индивидуальная программа реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой не определены технические средства реабилитации. Однако, заключением медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета включены: 8-07-04 протез голени для купания не менее 3 лет, 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии не менее 2 лет, 9-01-06 вкладной башмачок. ДД.ММ.ГГГГ Жолобов В.С. обратился в филиал №12 ГУ – КРО ФСС РФ с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации на общую сумму 290000,00 руб. По результатам рассмотрения заявления принято решение о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации расходов. Согласно информации филиала №12 ГУ – КРО ФСС РФ государственная услуга по выплате компенсации расходов будет произведен после финансирования данной статьи расходов. В связи с невыплатой указанных расходов, были нарушены личные неимущественные права Жолобова В.С., поскольку право получения мер социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и в свою очередь отрицательно сказываются на ее здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности. В связи с указанными обстоятельствами Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд и просил взыскать с ответчика в пользу Жолобова В.С. компенсацию расходов за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 290000,00 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 10000,00 руб. (л.д.3-6).
Определением суда от 11 мая 2023 года прекращено производство по делу в части взыскания компенсации за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации в размере 290000,00 руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Минусинского межрайонного прокурора Солтукава А.В. поддержала заявленные требования.
Материальный истец Жолобов В.С., извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.35), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, требования в части взыскания компенсации морального вреда поддержал в полном объеме (л.д.34).
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.35), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие (л.д.38). Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявления по требованиям о взыскании компенсации морального вреда возражал, указав, что требования выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации носят имущественный характер, а также отсутствует специальный закон, допускающий в указанном случае возможности взыскания компенсации морального вреда (л.д.23-24).
Выслушав процессуального истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Жолобова В.С. подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Закона).
В пункте 2 статьи 11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Согласно пункту 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.
В силу пункта 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Пунктом 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В статье 1101 того же кодекса установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как установлено по делу, Жолобов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы с детства (л.д.8).
Согласно заключению медико-технической комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Жолобов В.С. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: 8-07-04 протез голени для купания – не менее 3 лет, 8-07-09 протез голени модульный, в том числе при недоразвитии – не менее 2 лет, 9-01-02 ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез на утепленной прокладки (пара) – не менее 1 года, 9-02-02 ортопедическая обувь сложная на сохраненную конечность и обувь на протез наутепленной прокладки (пара) – не менее 1 года, 9-01-06 вкладной башмачок – не менее 6 месяцев (оборот л.д.7).
Жолобовым В.С. за свой счет приобретены указанные технические средства реабилитации на общую сумму 290000,00 руб. (л.д.14), ДД.ММ.ГГГГ он обратился в фонд с заявлением за компенсацией расходов за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации, выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения. Компенсация расходов была произведена Жолобову В.С. только 08 февраля 2023 года, после обращения Минусинского межрайонного прокурора в суд с настоящими требованиями (л.д.29).
Предоставление средств реабилитации, абилитации, так и компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Длительная задержка выплаты гарантированной государством компенсации повлияла на качество жизни Жолобова В.С., что очевидно причинило ему нравственные страдания.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В силу части 2 ст.1 Федерального закона от 14.07.2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 приведенного закона Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В указанной связи, Жолобов В.С., являющийся инвалидом, не получавший в установленный нормативными актами срок компенсацию за средство реабилитации, имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями государственного учреждения.
Недостаточное или несвоевременно финансирование не освобождает ответчика от обязанности по компенсации морального вреда истцу.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства дела, характер допущенных нарушений и виновных действий ответчика, вызванных нарушением прав в сфере социальной защиты, характер физических и нравственных страданий Жолобова С.В., его индивидуальные особенности, в связи с чем, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Жолобова В.С. компенсацию морального вреда в размере 10000,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Жолобова Виктора Степановича удовлетворить.
Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885) в пользу Жолобова Виктора Степановича (СНИЛС №), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10000,00 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минусинский городской суд.
Судья Е.В.Полянская
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2023 года