Решение по делу № 2-593/2022 (2-4128/2021;) от 22.12.2021

Дело № 2-593/2022 (УИД 37RS0022-01-2021-005331-40)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд гор. Иваново в составе

председательствующего судьи Каманиной Н.П.,

при секретаре Кокленковой А.И.,

с участием

истца Никитина А.В.,

представителей ответчика Цыпина О.И., Москалева Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

Никитина А.В. (далее – истец) обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Иваново (далее – ответчик), в котором, просит взыскать с ИФНС России по г. Иваново не выплаченные ей денежную компенсацию, а также сумму отпускных выплат за 2020-2021 годы в сумме 96965,93 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000,00 руб., указывая в обоснование требований на то, что при расчете денежной компенсации при увольнении, а также сумм отпускных выплат работодателем были исчислены суммы данных выплат без учета дополнительных выплат, произведенных ей, в связи с чем общая сумма недоплаты составила 96965,93 руб. Невыплата в установленные сроки причитающихся ей денежных сумм поставила её в трудное материальное положение, в связи с чем она переживала и нервничала.

Истец Никитина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей Цыпина О.И., Москалева Н.В., в судебном заседании с требованиями истца не согласились, в их удовлетворении просили отказать, поскольку в утвержденный фонд оплаты труда работников Инспекции указанные истцом выплаты стимулирующего характера не включены, представили контррасчет заявленных истцом требований, а также указали, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истец является социально защищенным лицом, осуществляла трудовую деятельности инспекции после достижения пенсионного возраста. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве.

Представитель третьего лица УФНС России по Ивановской области в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать, указывая на то, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Никитина А.В., с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Иваново России.

На основании служебного контракта от 15.08.2005Никитина А.В. исполняла обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Иваново.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л.с. от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с Никитина А.В. прекращен, Никитина А.В. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении истцу Никитина А.В. были начислены и выплачены: в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в общей сумме 87355,76 руб.; в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск за 7,50 календарных дней в общей сумме 145785,17 руб.

При расчете указанным сумм работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истцуНикитина А.В. работодателем в виде материального стимулирования.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 данного федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации"денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ИФНС России по г. Иваново с Никитина А.В., в оплату труда гражданского служащего включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 10 раздела IV контракта).

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Никитина А.В. в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы 2019-2021 г.г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020, 2021 г.г., а также для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день.

Как следует из представленных в материалы дела копий соответствующий приказов ИФНС России по г. Иваново и приложений к ним, а также копий расчетных ведомостей, на основании приказов ИФНС России по г. Иваново Никитина А.В., как государственному служащему, были выплачены суммы премий и материального стимулирования за счет средств материального стимулирования, однако указанные выплаты в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении Никитина А.В. не включены.

Доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования в перечень дополнительных выплат не входят, а также о том, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются частью денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем, не подлежат включению в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении государственных гражданских служащих, основаны на неверном понимании норм права.

В обоснование своего довода ответчик ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 14-03-03/32289 от 27.04.2021, в котором разъяснено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания не. Однако данные разъяснения не свидетельствуют о том, что суммы выплаченных государственным гражданским служащим средств материального стимулирования не подлежат включению при расчете среднего заработка для исчисления сумм отпускных и компенсационных выплат при увольнении.

Ответчику при расчете выплачиваемых сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и при увольнении Никитина А.В. следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.072014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.

Ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, по мнению суда, не опровергают, а подтверждают разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.

Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах исковые требования Никитина А.В. о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат подлежат удовлетворению.

Истцом представлен расчет недоплаченных сумм выплат, который ответчиком не оспаривается, из представленного контррасчета следует, что расчет истцом произведен верно, в связи с чем суд принимает расчет, представленный истцом.

С учетом изложенного, требования истца Никитина А.В. подлежат удовлетворению частично, а именно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию: 81935,12 руб. - денежная компенсация при увольнении, 5243,25 руб. - компенсация за неиспользованный отпуск, 9787,40 руб. - отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего денежные средства в размере 96965,77 руб..

При разрешении требований истца Никитина А.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.

Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате последним в полном объёме отпускных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день, компенсации при увольнении в связи с чем, являются обоснованными исковые требования Никитина А.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Учитывая, что в результате действий ответчика истцу Никитина А.В. был причинён моральный вред вследствие нарушения трудовых прав, с учётом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, объёма и характера, причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав – удовлетворить частично.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ивановов пользу Никитина А.В. денежную компенсацию при увольнении в размере81935,12 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5243,25 рублей, отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере9787,40 рублей, а всего взыскать 96 965 рублей 77 копеек.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново пользу Никитина А.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.П. Каманина

Мотивированное решение составлено24 марта 2022 г.

Дело № 2-593/2022 (УИД 37RS0022-01-2021-005331-40)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд гор. Иваново в составе

председательствующего судьи Каманиной Н.П.,

при секретаре Кокленковой А.И.,

с участием

истца Никитина А.В.,

представителей ответчика Цыпина О.И., Москалева Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

Никитина А.В. (далее – истец) обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Иваново (далее – ответчик), в котором, просит взыскать с ИФНС России по г. Иваново не выплаченные ей денежную компенсацию, а также сумму отпускных выплат за 2020-2021 годы в сумме 96965,93 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000,00 руб., указывая в обоснование требований на то, что при расчете денежной компенсации при увольнении, а также сумм отпускных выплат работодателем были исчислены суммы данных выплат без учета дополнительных выплат, произведенных ей, в связи с чем общая сумма недоплаты составила 96965,93 руб. Невыплата в установленные сроки причитающихся ей денежных сумм поставила её в трудное материальное положение, в связи с чем она переживала и нервничала.

Истец Никитина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей Цыпина О.И., Москалева Н.В., в судебном заседании с требованиями истца не согласились, в их удовлетворении просили отказать, поскольку в утвержденный фонд оплаты труда работников Инспекции указанные истцом выплаты стимулирующего характера не включены, представили контррасчет заявленных истцом требований, а также указали, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истец является социально защищенным лицом, осуществляла трудовую деятельности инспекции после достижения пенсионного возраста. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве.

Представитель третьего лица УФНС России по Ивановской области в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать, указывая на то, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Никитина А.В., с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Иваново России.

На основании служебного контракта от 15.08.2005Никитина А.В. исполняла обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Иваново.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л.с. от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с Никитина А.В. прекращен, Никитина А.В. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении истцу Никитина А.В. были начислены и выплачены: в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в общей сумме 87355,76 руб.; в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск за 7,50 календарных дней в общей сумме 145785,17 руб.

При расчете указанным сумм работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истцуНикитина А.В. работодателем в виде материального стимулирования.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 данного федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации"денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ИФНС России по г. Иваново с Никитина А.В., в оплату труда гражданского служащего включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 10 раздела IV контракта).

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Никитина А.В. в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы 2019-2021 г.г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020, 2021 г.г., а также для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день.

Как следует из представленных в материалы дела копий соответствующий приказов ИФНС России по г. Иваново и приложений к ним, а также копий расчетных ведомостей, на основании приказов ИФНС России по г. Иваново Никитина А.В., как государственному служащему, были выплачены суммы премий и материального стимулирования за счет средств материального стимулирования, однако указанные выплаты в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении Никитина А.В. не включены.

Доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования в перечень дополнительных выплат не входят, а также о том, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются частью денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем, не подлежат включению в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении государственных гражданских служащих, основаны на неверном понимании норм права.

В обоснование своего довода ответчик ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 14-03-03/32289 от 27.04.2021, в котором разъяснено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания не. Однако данные разъяснения не свидетельствуют о том, что суммы выплаченных государственным гражданским служащим средств материального стимулирования не подлежат включению при расчете среднего заработка для исчисления сумм отпускных и компенсационных выплат при увольнении.

Ответчику при расчете выплачиваемых сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и при увольнении Никитина А.В. следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.072014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.

Ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, по мнению суда, не опровергают, а подтверждают разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.

Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах исковые требования Никитина А.В. о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат подлежат удовлетворению.

Истцом представлен расчет недоплаченных сумм выплат, который ответчиком не оспаривается, из представленного контррасчета следует, что расчет истцом произведен верно, в связи с чем суд принимает расчет, представленный истцом.

С учетом изложенного, требования истца Никитина А.В. подлежат удовлетворению частично, а именно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию: 81935,12 руб. - денежная компенсация при увольнении, 5243,25 руб. - компенсация за неиспользованный отпуск, 9787,40 руб. - отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего денежные средства в размере 96965,77 руб..

При разрешении требований истца Никитина А.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.

Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате последним в полном объёме отпускных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день, компенсации при увольнении в связи с чем, являются обоснованными исковые требования Никитина А.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Учитывая, что в результате действий ответчика истцу Никитина А.В. был причинён моральный вред вследствие нарушения трудовых прав, с учётом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, объёма и характера, причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав – удовлетворить частично.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ивановов пользу Никитина А.В. денежную компенсацию при увольнении в размере81935,12 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5243,25 рублей, отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере9787,40 рублей, а всего взыскать 96 965 рублей 77 копеек.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново пользу Никитина А.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.П. Каманина

Мотивированное решение составлено24 марта 2022 г.

2-593/2022 (2-4128/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитина Альбина Владимировна
Ответчики
ИФНС по г. Иваново
Другие
УФНС России по Ивановской области
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Яценко Анна Леонидовна
Дело на странице суда
frunzensky.iwn.sudrf.ru
22.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
01.02.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Дело оформлено
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее