РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд гор. Иваново в составе
председательствующего судьи Каманиной Н.П.,
при секретаре Кокленковой А.И.,
с участием
истца Никитина А.В.,
представителей ответчика Цыпина О.И., Москалева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л :
Никитина А.В. (далее – истец) обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Иваново (далее – ответчик), в котором, просит взыскать с ИФНС России по г. Иваново не выплаченные ей денежную компенсацию, а также сумму отпускных выплат за 2020-2021 годы в сумме 96965,93 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5000,00 руб., указывая в обоснование требований на то, что при расчете денежной компенсации при увольнении, а также сумм отпускных выплат работодателем были исчислены суммы данных выплат без учета дополнительных выплат, произведенных ей, в связи с чем общая сумма недоплаты составила 96965,93 руб. Невыплата в установленные сроки причитающихся ей денежных сумм поставила её в трудное материальное положение, в связи с чем она переживала и нервничала.
Истец Никитина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей Цыпина О.И., Москалева Н.В., в судебном заседании с требованиями истца не согласились, в их удовлетворении просили отказать, поскольку в утвержденный фонд оплаты труда работников Инспекции указанные истцом выплаты стимулирующего характера не включены, представили контррасчет заявленных истцом требований, а также указали, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истец является социально защищенным лицом, осуществляла трудовую деятельности инспекции после достижения пенсионного возраста. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве.
Представитель третьего лица УФНС России по Ивановской области в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении требований истца отказать, указывая на то, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Никитина А.В., с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Иваново России.
На основании служебного контракта № от 15.08.2005Никитина А.В. исполняла обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Иваново.
ДД.ММ.ГГГГ приказом №л.с. от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с Никитина А.В. прекращен, Никитина А.В. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу Никитина А.В. были начислены и выплачены: в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в общей сумме 87355,76 руб.; в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск за 7,50 календарных дней в общей сумме 145785,17 руб.
При расчете указанным сумм работодателем не были учтены денежные средства, выплаченные истцуНикитина А.В. работодателем в виде материального стимулирования.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 данного федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации"денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее - средства материального стимулирования).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Согласно служебному контракту№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ИФНС России по г. Иваново с Никитина А.В., в оплату труда гражданского служащего включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 10 раздела IV контракта).
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Никитина А.В. в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы 2019-2021 г.г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020, 2021 г.г., а также для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день.
Как следует из представленных в материалы дела копий соответствующий приказов ИФНС России по г. Иваново и приложений к ним, а также копий расчетных ведомостей, на основании приказов ИФНС России по г. Иваново Никитина А.В., как государственному служащему, были выплачены суммы премий и материального стимулирования за счет средств материального стимулирования, однако указанные выплаты в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении Никитина А.В. не включены.
Доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования в перечень дополнительных выплат не входят, а также о том, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются частью денежного содержания государственного гражданского служащего, в связи с чем, не подлежат включению в расчет исчисления отпускных и компенсаций при увольнении государственных гражданских служащих, основаны на неверном понимании норм права.
В обоснование своего довода ответчик ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 14-03-03/32289 от 27.04.2021, в котором разъяснено, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания не. Однако данные разъяснения не свидетельствуют о том, что суммы выплаченных государственным гражданским служащим средств материального стимулирования не подлежат включению при расчете среднего заработка для исчисления сумм отпускных и компенсационных выплат при увольнении.
Ответчику при расчете выплачиваемых сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках и при увольнении Никитина А.В. следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.072014 г. № 14-04-05/34482 разъяснения.
Ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, по мнению суда, не опровергают, а подтверждают разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Следовательно, данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
Эта правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах исковые требования Никитина А.В. о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат подлежат удовлетворению.
Истцом представлен расчет недоплаченных сумм выплат, который ответчиком не оспаривается, из представленного контррасчета следует, что расчет истцом произведен верно, в связи с чем суд принимает расчет, представленный истцом.
С учетом изложенного, требования истца Никитина А.В. подлежат удовлетворению частично, а именно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию: 81935,12 руб. - денежная компенсация при увольнении, 5243,25 руб. - компенсация за неиспользованный отпуск, 9787,40 руб. - отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего денежные средства в размере 96965,77 руб..
При разрешении требований истца Никитина А.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.
Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (п. 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате последним в полном объёме отпускных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день, компенсации при увольнении в связи с чем, являются обоснованными исковые требования Никитина А.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Учитывая, что в результате действий ответчика истцу Никитина А.В. был причинён моральный вред вследствие нарушения трудовых прав, с учётом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, объёма и характера, причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никитина А.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново о защите трудовых прав – удовлетворить частично.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ивановов пользу Никитина А.В. денежную компенсацию при увольнении в размере81935,12 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 5243,25 рублей, отпускные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере9787,40 рублей, а всего взыскать 96 965 рублей 77 копеек.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Иваново пользу Никитина А.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П. Каманина
Мотивированное решение составлено24 марта 2022 г.